Евгения Бражникова
«Как помочь муравьишке?» Интегрированная НОД по познавательному развитию (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«Как помочь муравьишки? »
Интегрированная НОД по познавательному развитию и формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Лобанова О. В. высшая категория
Бражникова Е. В. первая категория
Образовательная область: «Формирование элементарных математических представлений»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие.
Цель: Реализация потребности ребенка в своей значимости и компетентности через решение проблем, возникших у игрового персонажа.
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «„Как помочь муравьишке?“ Интегрированная НОД по познавательному развитию (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в команде, бережное отношение к природе.
Развивающие:
- способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной и речевой деятельности, логического мышления, продолжать развивать крупную и мелкую моторику.
Образовательные:
- актуализировать и расширять знания детей о мире насекомых; продолжить формирование познавательной и речевой активности; формировать навыки количественного и порядкового счёта, умение находить закономерность и продолжать её, измерять величину при помощи условной мерки.
Материал: разрезные на 4 части три картинки насекомых (кузнечик + бабочка, гусеница + божья коровка, клоп-водомерка + пчела); картинки с изображением черно-белой гусеницы по количеству детей; круги красного, желтого, зеленого цветов (размеры кругов должны быть равны размеру кругов, из которых состоит гусеница); изображение реки; кубики с цифрами по числу детей; разноцветные мерки одинаковой длины; ножницы; картинка муравейника, разрезанная на столько частей, сколько человек в группе; сумочки для пригласительных и пазлов; обруч, опутанный нитками (паутина); картинки насекомых зеленого и желтого цветов и разного размера; ватман с изображением девятиквартирного домика, заселенного божьими коровками; картинки с изображением лабиринта с пчелой; тарелка с водой, и двумя кусочками салфетки, одна из которых смазана жиром.
Ход НОД.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я встретила муравья, и очень удивилась, как вы думаете почему?
Дети — на улице зима и муравьи все спят.
У меня прекрасное настроение, ведь на улице зима, а весной у меня день рождения. Вот я и решил пригласить в гости своих друзей. А друзей у меня много. Боюсь до вечера не успею разнести все приглашения. Закроется мой муравейник, и останусь я ночевать на улице. Что же мне делать?
Дети высказывают свои предложения, предлагают помощь.
А как мы может разнести приглашения моим друзьям, сейчас же зима и они спят?
Дети высказывают свои предложения, и предлагают попросить помощи у «12 месяцев»
Воспитатель: Спасибо вам, ребята! Но, вы же не знаете моих друзей. Хотите с ними познакомиться?
Воспитатель достает конверт в виде зеленого листочка. В конверте фрагменты трех картинок (кузнечик + бабочка, гусеница + божья коровка, клоп-водомерка + пчела). Каждая картинка разрезана на 4 фрагмента. Обратная сторона каждой картинки окрашена в красный, синий, и зеленый цвет.
Воспитатель: Ой, опять я все перепутал. Как же собрать теперь картинки?
Детям надо разделиться на команды по цвету карточек и сложить картинки с изображением насекомых.
Воспитатель: Назовите, одним словом, кто у вас получился (насекомые?
Вот мои друзья, которым надо разнести приглашения. Кто из вас понесет сумочку с пригласительными?
В сумочке пригласительные с изображением насекомых. Так дети могут отследить свой маршрут.
Воспитатель: К кому из насекомых мы отправимся сначала?
Дети выбирают.
1. Гусеница
Перед детьми картинки с не раскрашенными гусеницами и круги красного, зеленого и желтого цветов.
Воспитатель: Что это стало с моими подружками? Как мы можем сделать гусениц цветными (приклеить кружки?
Игра «Помогите гусеничкам стать цветными», так чтобы цвета чередовались в определенной последовательности.
Воспитатель: Молодца, ребята. Вот теперь и приглашение можно отдать.
Один из детей вручает приглашение, произнося нужные слова, а гусеница дает им кусочек пазла.
Воспитатель: Вы знаете, зачем нам гусеница дала этот кусочек? Я тоже не знаю, но предлагаю взять его с собой. Вдруг пригодится.
2. Кузнечик
Возле кузнечика находятся кубики с цифрами.
Воспитатель: Ребята, что вы знаете о кузнечика? Кузнечик очень хорошо прыгает, но, к сожалению, не знает счета и не может определить длину своего прыжка. Что делать?
Игра «Составь натуральный ряд чисел».
Прыжки в длину, определяют длину своего прыжка.
Вручают приглашение. Получают пазл.
3. Клоп - водомерка
Мы попали на берег реки. Здесь живёт клоп- водомерка. Вы что-нибудь слышали об этом насекомом? Толчками скользит он по поверхности воды, как на лыжах. Кончики лапок водомерки покрыты густыми волосками и смазаны жировым веществом. Это помогает водомерки удерживаться на поверхности воды.
Воспитатель предлагает посмотреть на тарелку с водой. В тарелке находятся два листа бумаги: один из них смазан жиром.
Воспитатель: Как вы думаете, какой из кусочков смазан жиром, почему вы так решили (листок находится на поверхности и не тонет?
Предлагает позже провести этот эксперимент самостоятельно.
Воспитатель: Дом водомерки находится на том берегу реки.
Воспитатель предлагает рассмотреть реку, нарисованную на большом листе бумаги.
- В каком месте нам будет легче переплыть? (В самом узком.)
- Как на реке найти самое узкое место? (Измерить.)
- Возьмите мерки и измерьте ширину реки. Ребятам предлагаются разные мерки по длине (веточки, ленточки, полоски)Каждый ребенок измеряет реку в «своем месте», после все мерки сравниваются, и находиться самая короткая.)
Воспитатель: - Переплыли мы реку. Можно водомерку на день рождения позвать. Кто это сделает?
Вручают приглашение. Получают пазл.
4. Паук (физкультминутка)
Пока дети выполняют предыдущее задание, воспитатель выкладывает на середину группы «паутину» (обруч, опутанный ниткой) с пауком. На «паутине» много карточек с изображение больших и маленьких насекомых зеленого и желтого цвета. Там же могут находится один или несколько кусочков пазла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько насекомых поймал паук.
Как вы думаете паук это насекомое? Докажите (8 лап; тело из 2 частей: голова и брюшко; у насекомых ещё грудь; жертву перед едой парализует и т. д.). Паук сам может попасть в свою паутину. Но этого не происходит, потому что он знает опасные места в паутине и избегает их. Неужели мы пройдем мимо?
Дети предлагают спасти насекомых.
Воспитатель: Насекомых надо отправить по домам. Больших зеленых насекомых положите в красный обруч. Маленьких желтых насекомых положите не в красный и не в зеленый обруч (в синий). Остальных насекомых отнесите в зеленый обруч.
Какие насекомые оказались в зеленом обруче (маленькие зеленые и большие желтые).
Дети забирают из паутины кусочки пазла.
5. Пчела
Воспитатель: Пчелы очень трудолюбивы. Недаром есть поговорка: трудолюбивый как пчела. А над чем пчелы трудятся (ответы детей? Пчелы собирают нектар. Помогите пчелам найти путь к цветам.
Каждый из детей получает картинку с лабиринтом. С одной стороны которого, нарисована пчела, с другой – цветок. С помощью карандаша дети прокладывают маршрут (два маршрута короткий и длинный)
Вручают приглашение. Получают пазл.
6. Бабочка
Воспитатель: Бабочка предлагает детям нарисовать ее портрет, но не мелками или карандашами, а разными предметами.
Перед детьми коробочки с пуговицами, камешками, цветными прищепками, фасолью, шашками, …
Воспитатель: Какие красивые бабочки у вас получились.
Вручают приглашение. Получают пазл.
Воспитатель: К кому теперь мы отправимся?
Дети говорят, что все приглашения уже розданы.
Воспитатель приглашает всех пройти на коврик и сесть в кружок.
Воспитатель: Я вас благодарю, ребята. Вы мне очень помогли. Возьмите каждый по кусочку пазла. Я предлагаю каждому из вас по очереди называть насекомое и ставить кусочек пазла на место. Каких вы знаете насекомых?
Дети, отвечая, прикрепляют к основе пазлы.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось (муравейник? Да это же мой муравейник. А с вашей помощью, я успел разнести все приглашения и оказался возле дома.
Рефлексия: Трудно ли вам было выполнять задания? Какое задание было самым сложным? Как вы думаете, почему вам удалось выполнить все задания? Что вам может пригодиться из того, что вы узнали? Что вы чувствуете? Сегодня мы работали дружно, поэтому и помогли муравью добраться до дома.
А вы хотели бы узнать, как дальше будет жить муравьишка? Об этом вы обязательно узнаете. А сейчас нам надо возвращаться обратно в детский сад. (прослушивание записи «12 месяцев»)