Лучший педагог года

Вербальное и невербальное общение

Светлана Кижваткина
Вербальное и невербальное общение
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным. В деловом общении именно обмен значимой для участников беседы информацией является самой важной стороной. Казалось бы, невербальные средства не так важны, как речевые. На самом деле это не так: более 65% информации мы получаем и передаем как раз с помощью невербальных средств. С их помощью раскрывается внутренний мир человека. Информация, полученная или переданная в словесной форме, может оказаться не всегда достоверной. И именно правильно понятые невербальные сигналы, которые намного меньше поддаются сознательному контролю, позволяют нам установить степень откровенности нашего собеседника.

Публикация «Вербальное и невербальное общение» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы заключается в понимании не только вербальной (словесной, но и невербальной информации, которое имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Целью данной работы является исследование особенностей средств общения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

изучить основные средства общения;

раскрыть особенности средств общения;

исследовать методы общения.

1. Понятие средств общения

Общение — обмен сведениями с помощью языка или жестов. Общение– это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Коммуникация (общение) занимает существенное место в нашей жизни и представляет сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час, а педагог еще больше.

Среди детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности значительное количество (по некоторым данным 40 – 50 %) не говорящих детей. Это предъявляет особые требования к педагогам ДОУ, к организации самого процесса обучения и коммуникативной деятельности.

В традиционной педагогике долгое время считалось, что речевое развитие ребёнка во многом зависит от речевой активности воспитателей, родителей. «Говорите с ребенком как больше и чаще», - такие советы постоянно слышали родители от специалистов дошкольного воспитания

В каждом слове заключён не только информационный, но и эмоциональный смысл.

В традиционной системе воспитания некоторые родители часто забывают об осторожности, прибегают к угрозам, запугивают детей. Не считаются антипедагогичными «ярлыки» : неряха, неумейка, плакса, ябеда, соня, упрямец.

Дети учатся всему, и искусству общения, у взрослых, особенно у тех взрослых, которых уважают.

Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают одобряющие, при этом очень болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят к неверию в собственные силы.

Педагоги в общении с родителями и другими людьми должны знать основные средства и функции общения. Общение осуществляется разными средствами. Из них складывается живая ткань общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относятся человеческая речь. Языки используются с самых различных функциях:

Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения.

Познавательная.  Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.

Аккумулятивная.  Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки.

Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретают звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.

Эмоциональная.  Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.

Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми.

Этническая. Язык как средство объединение народа.

 

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

Говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

Слушание – восприятие содержания звуковой речи;

Письмо – фиксация содержания речи на бумаге;

Чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

  С точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.

  К невербальным средствам общения относятся :

-Жестика;

-Мимика;

-Пантомимика.

 Жестика.  Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов.

Мимика.  Мимика – это движение мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

 Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка – это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают непринужденную позу. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой.

Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринимает из такой позы, не усваивается собеседником.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника, и наклонится в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, отклоняться в сторону и откидываться назад.

Такесика – это роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т. п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатиями- много говорящий жест, известен с древних времен.

  Рукопожатия делятся на три вида:

-Доминирующее (рука сверху, ладонь направлена в низ);

-Покорное (рука с низу, ладонь развернута вверх);

-Равномерное.

-Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

  Ребенок впервые оказывается в группе детского сада, сразу определит отношение к себе незнакомых детей и воспитателя. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи педагога, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведет: каким тоном говорит эта тётя детям и каким маме, заведующей; отворачивается ли от него, от детей; прихорашивается, не замечая детей, или улыбается им; прижимает к себе обиженного. Все впитывается в его разум. Если дети младшей группы, то мы используем словесные и несловесные методы: поддерживающий теплый взгляд, добрую улыбку, иногда легкие прикосновения, поглаживания. Это помогает расположить ребенка, поддержать его в период адаптации в детскому саду.

  Заповеди для родителей и воспитателей.

 Детей учит то, что их окружает.

-Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

-Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

-Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

-Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

-Если к ребенку часто бывают снисходительными – он учится быть терпеливым.

-Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

-Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

-Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

-Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

-Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

-Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

 

Упражнение «Мимическая гимнастика»

 

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем языка, но как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

1.     Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.

2.     Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.

3.     Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.

4.     Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.

5.     Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.

6.     Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.

7.     Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение»Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Жесты и общение. Мимика и общение» Задачи: • развитие представлений детей о жестах и их роли в процессе общения; • развитие представлений детей о мимике и определение эмоций,.

Консультация для воспитателей «Общение с родителями» Как подготовиться и провести родительское собрание - Составьте четкий план собрания и придерживайтесь его. - Продумайте содержание каждой.

Консультация «Общение детей друг с другом»Консультация «Общение детей друг с другом» "Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Общение с гостем «Ваши права, дети»Общение с гостем «Ваши права, дети» Общение с гостем «Ваши права, дети!» Права ребенка и их защита — тема, которая в последнее время все чаще поднимается в обществе. Все знают,.

«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод«Общение с прекрасным». Фотоотчет об экскурсии на конезавод Добрый вечер,гости моей странички! Хочу поделиться своими впечатлениями, которые я получила после общения с прекрасными созданиями-лошадями.

Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вербальное и невербальное общение
Опубликовано: 23 мая 2024 в 20:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вербальное и невербальное общение» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кижваткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД