Потёмкина Оксана Николаевна
«Великий колокольный звон». Музыкальное развлечение в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Великий колокольный звон.
Цель: Познакомить детей с колокольными звонами России.
Задачи:
Образовательные:
* Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
* Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.
* Колокол в обыденной жизни русского человека.
* Колокольные звоны в произведениях композиторов.
Воспитательные:
* Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Публикация «„Великий колокольный звон“, Музыкальное развлечение в старшей группе» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2018
* Уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Развивающие:
* Развитие психических процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.
* Разучить ритмические стихи.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Под музыку «Росиночка, Россия» дети входят в зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте.
Музыкальный руководитель: Мы сегодня отправимся в необычное путешествие. Наше путешествие познавательное и уникальное. Попробуйте угадать, о чём сегодня пойдёт речь. А я вам чуть-чуть подскажу.
Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду, восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие! А вернувшись, домой из странствий и, вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире». Ну что догадались, о чём идёт речь? Ответы детей.
2. Погружение в атмосферу занятия.
Музыкальный руководитель: Внимание на экран!
Слайд №1.
Музыкальный руководитель: Конечно же, речь пойдёт о колоколах.
Стихотворение Г. Голуба
Колокола! Ваш звучный звон - язык земли, меня вскормившей.
Живёт в нас радость, клич и стон, как отголосок жизни бывшей.
Колокола - Руси венец, червонным золотом горящий,
Ваш звон - связующая нить меж будущим и настоящим.
В записи слышится набатный звон.
Музыкальный руководитель: Слышите, ребята. Это - набат, колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришёл враг. Все русские люди, и стар, и млад, поднимались на борьбу. Дети, народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется красотой родной земли.
Слайд №2.
1. Как вы думаете, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом? Почему?
* Колокол - это ударный музыкальный инструмент.
2. А где можно услышать колокола? На улице, в храме, по ТВ.
* Колокол на Руси имел огромное значение. Колокол - это единственный музыкальный инструмент, звучание которого может использоваться в церковной службе.
3. Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?
* Набат - колокольный звон, который предупреждал людей в давние времена о том, что на Землю пришёл враг.
* Благовест - это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Благовест бывает праздничный, будничный и постный.
Слушание звон - «Благовест».
* Трезвон - звон во все колокола - оповещал о большом празднике. По особенному торжественно звонили к приезду высокопоставленных особ: царя, патриарха, членов царской семьи.
Слушание - «Трезвон».
Перезвон - самый сложный звон, представляет собой звон поочередно в каждый колокол.
4. Колокольный звон - это новое явление или нет?
Музыкальный руководитель: Сейчас мы посмотрим фильм о колоколах, их рождении.
Просмотр видео «История колоколов».
Музыкальный руководитель: Внимание на экран.
Слайды №3-5.
Показ слайдов и рассказ по слайдам.
Слайд №6.
Музыкальный руководитель: Этот колокол называется «Сысой» весом 2000 пудов - 32000 кг, сейчас ему 317 лет.
Слайд №7.
Музыкальный руководитель: Самый большой колокол - Царь-Колокол. Его начали отливать в 1700 году, несколько раз переделывали, каждый раз добавляли ещё металла. Вынули из земли лишь в 1834 году. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду - от перепада температуры он треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит он сейчас в Московском Кремле и является уникальным памятником России.
Музыкальный руководитель: А теперь мы отдохнём и зарядку проведём.
Под музыку дети заводят круг.
Исполняется зарядка «Солнышко лучистое»
Под музыку дети садятся на места.
Слайд №8.
Музыкальный руководитель: Для колоколов стали строить специальные помещения - колокольни и звонницы. Литьё колоколов и колокольный звон на Руси всегда считалось подлинным искусством. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго.
Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.
Колокол - это символ России.
Слайд №9.
Музыкальный руководитель: А это ребята - колокол, который отлит в наше время для храма Христа Спасителя в Москве.
3. Рефлексия.
1. Что открыли нового для себя на занятии?
2. Что самым полезным и интересным было для вас?
3. Какое настроение у вас было на занятии?
4. Итог занятия.
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, наше занятие окончено. Я сегодня принесла маленький колокольчик, средний и большой. Когда будете уходить, позвоните в колокольчики и пусть он вам принесёт радость и счастье. А я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик!
Под музыку "Звезда Россия" дети уходят из зала.