ОЛЬГА ШАТРОВА
Музыкальное занятие в старшей группе «Колокольный звон России»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие в старшей группе
Тема: «Колокольный звон России»
Цели: Знакомство детей с колокольным звоном России.
Задачи:
1. Познакомить детей с колокольным звоном – одним из видов народного творчества;
2. Развивать тембровый и звуко-высотный слух слух.
3. Воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, его истории.
Публикация «Музыкальное занятие в старшей группе „Колокольный звон России“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: видеопроектор для просмотра слайдов, изображение колоколов России, колокольни Ивана Великого, Московский кремль;
валдайские колокольчики разной величины;
карточки с изображением колокольчиков разной величины:
записи оперы «Борис Годунов»;
отрывок пьесы М. П. Мусоргского «Звоны»;
портрет композитора М. П. Мусоргского.
Ход занятия
Дети входят в зал под звуки колокола, садятся на места.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети. Мы с вами любим, петь русские народные песни, водить хороводы, любим, играть в народные игры, знаем много народных пословиц, загадок, примет. Сегодня мы познакомимся ещё с одной стороной народного творчества – колокольными звонами. Колокольный звон – такой же вид народного творчества, как песни, живопись, народные ремёсла.
Дети слушают колокольный звон, видео
Музыкальный руководитель: Колокол в древней Руси имел большое значение. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал с победой. В Москве есть знаменитая колокольня Ивана Великого, которая находится на территории Московского Кремля.
В древней Москве не разрешалось строить здания выше этой колокольни, поэтому дозорные Москвы могли обозревать с высоты Ивана Великого окрестности города на десятки вёрст и предупреждать о приближении врага, о пожаре. При какой-либо угрозе били в большой колокол (показ иллюстрации колокольни Ивана Великого сопровождается слушанием большого колокола). На огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон, который был слышен на больших расстояниях, оповещал людей о каких-либо важных событиях.
(Рассказ сопровождается показом слайдов)
Пока существовал один колокол, нельзя было говорить о «музыке колоколов». Но вот стали появляться звонницы – деревянные щиты под навесом, к которым прикрепляли набор колоколов и колокольчиков разных размеров, различной высоты и силы звучания. А позже стали строиться колокольни, которые высоко поднимались над всеми домами и располагали целым набором различных колоколов. Теперь с их помощью можно было извлекать своеобразную музыку.
В народе по-особому, с гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд, сказаний. Колокольный звон в народе с нежностью называли то малиновым, то красным.
- Что такое красный звон и малиновый звон?
- В церковнославянском языке слово «красный» означает не цвет, а «красивый, благообразный». Поэтому красный звон - один из самых красивых, ярких звонов. Такой звон можно услышать на Светлой седмице, когда весь город наполнен мелодией, звучащей из колоколен.
Малиновый звон - милый, приятный для слуха звон.
(Слушание красного и малинового звона. Узнать где какой.)
- Ребята, как вы думаете, а каким может быть по размеру самый большой колокол?
Самый большой в мире колокол, который, правда, никогда не звонил, находится у подножия колокольни Ивана Великого – это Царь-колокол, колокол поражает своими размерами и очень много весит (показ иллюстрации).
При его перевозке откололся кусок колокола. Он так рядом и лежит. Этот колокол является памятником архитектуры. И, все, кому доводиться побывать на колокольне Ивана Великого, обязательно фотографируются у этого колокола
Управляли колоколами звонари. Проявляя своё искусство, они достигали большого мастерства. Звонари придумывали разные звоны, и каждый звон имел свой характер, определенное настроение, значение.
Церковный звон называют благовест – благая, добрая весть. Разные виды колокольной музыки имеют свои имена: красный звон, праздничный трезвон, будничный звон.
Но как запомнить звоны, как их записать? Звонари стали придумывать разные попевки, которые подходят к тому или иному звону.
Например, были такие:
«Пеки блин – дров нет,
пеки блин – дров нет»;
«А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем».
Иной раз использовались детские стишки:
-Зайчик белый, куда бегал?
-В лес сосновый.
-Что там делал?
-Лыко драл.
-Куда клал?
-Под колоду.
-Кто украл?
Давайте попробуем спеть и проиграть эти попевочки!
(Дети поют попевки хором и соло, подыгрывая на колокольчиках).
- А теперь давайте поиграем в звонницу, я раздам вам колокольчики (карточки, разной величины и звучания.
(Дети и музыкальный руководитель играют на колокольчиках, изображая звонницу, играют в игру на разичие му. звука по высоте).
Музыкальный руководитель:
- Существуют три вида колоколов: басовые, теноровые и триольные.
Басовые - самые большие, они отвечают за благовест.
Теноровые - средние по размеру,
Триольные - самые маленькие на колокольне колокола, которые используются при тризвоне, двузвоне, перезвоне.
Басовые колокола издают глухие, тяжелые звуки,
Теноровые - мягче.
Триольные –звонкие, весёлые
По размеру колокола разные, от нескольких метров в диаметре, до нескольких сантиметров.
Можно сказать, вся колокольня - большой музыкальный инструмент, служащий благому делу при проповеди Христа.
Колокольчики мои за ширмой. Каким позвоню, такую карточку вы и поднимаете.
(Сначала играет муз. рук с детьми, потом вместо педагога может звонить ребёнок)
Музыкальный руководитель: А сейчас поиграем в игру с колокольчиком, которая называется «Колокольчик зазвони».
Послушайте слова:
Я бегу, бегу, бегу
Звоном всех ребят зову
Вся Россия слышит звон
Колокольный перезвон.
(Дети стоят в кругу, ребенок с колоколом ходит по центру круга, после слов останавливается, дети расходятся по залу. Ребёнок начинает звонить в колокол и дети должны быстро собраться в круг, после игры дети садятся на стулья).
Музыкальный руководитель: Мы знаем, как часто русские композиторы обращались в своём творчестве к народной музыке. Не обошли они и колокольные звоны. Сейчас мы будем слушать отрывок пьесы М. П. Мусоргского «Звоны».
слушание отрывока из пьесы М. П. Мусоргского «Звоны».
Это произведение написано для оперы «Борис Годунов». Пьеса звучит в фортепианном исполнении, внимательно вслушиваясь в неё, мы услышим могучее, тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса малых колоколов.
(Слушание фрагмента пьесы Модеста Петровича Мусоргского «Звоны»).
Музыкальный руководитель : Вам понравилось произведение? Что мы услышали в музыке? (ответы детей) Правильно мы услышали как звонят колокола. Скоро у нас будет большой праздник. И в каждом храме тоже зазвучит праздничный Благовест. Какой будет праздник? Правильно, Пасха. А что несут люди с собой в этот день в корзиночках в Церковь? Конечно же крашенные яйца и куличи. Смотрите, я для вас тоже приготовила такие корзиночки. Ещё давайте вспомним самое главное- о чём мы говорили на нашем занятии? – О колокольном звоне. А вот и открыточки для вас с колокольчиками. Но они внутри пустые. Сейчас вы пойдёте в группу и вместе с воспитателем дополните свои Пасхальные открытки корзиночками и весёлыми птичками. А потом на Пасху подарите свою открытку дорогому для вас человеку.
(Раздаются конверты с открытками и пасхальными корзиночками)
Музыкальный руководитель : Ребята! Вам понравилось занятие? Давайте мы с вами подумаем насколько наше занятие было интересным. К нам прилетели птички. Смотрите. Они разные по цвету. Кому очень понравилось занятие – тот возьмёт оранжевую птичку. А кому было не интересно- тот синюю. Нашли своих птичек? Я вам предлагаю положить их тоже в свой конверт и в группе дополнить открытку своей птичкой. Ну а теперь на прощанье споём дружно – ДО-СВИ-ДАНЬ-Я