Якунина Ольга
Презентация «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение
для Ресурсного центра
на тему: «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»
Выполнила:
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад № 126»
Якунина О. Г.
2013 год
Тема: «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка».
1. СЛАЙД
Публикация «Презентация „Колокольный звон в духовном развитии ребёнка“» размещена в разделах
Эта тема актуальна особенно в нашем детском саду, т. к. детский сад проводит работу по ознакомлению дошкольников с основами православной культуры. Знакомство с колокольным звоном расширяет границы духовно-нравственного
воспитания детей.
В непосредственной образовательной деятельности с детьми я стараюсь как можно шире раскрыть красоту колокольного звучания. Ни один инструмент в мире не имеет такого богатого обертонами, благозвучного и необыкновенно красивого звучания как колокол. Колокольный звон облагораживает детские души, раскрывает детские сердца. Вызывая интерес к колокольному звону, мы приобщаем детей к православным традициям, к Богу.
В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Люди знали, что чутко бодрствует и днем, и ночью набат. Колокольным звоном народ провожал своих воинов на битву и встречал с победой.
О происхождении колоколов нам известно мало. Можно только предположить, что первые колокола появились в Китае, а затем пришли в Европу. В России же колокола стали символом веры и символом Родины. Наши необъятные просторы объединялись и храмами, которые были видны издалека — как маяки в море — и звоном колоколов. Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси.
В настоящее время русская православная церковь возвращается к своим истокам. Однако церквей в городах стало гораздо меньше. Наши дети, особенно те, кто живёт далеко от церкви, колокольный звон слышат очень редко. В детском саду мы не ставим перед собой цель воцерковления подрастающего поколения, но познакомить с традициями, обогатить слуховой опыт и воспитать любовь к русской культуре мы обязаны.
2 СЛАЙД
Регламентируют образовательную деятельность ДОУ такие документы, как:
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ,
• «Программа обучения и воспитания в детском саду» М. А. Васильевой,
• Парциальная программа О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
• Программа по дополнительному образованию «Культура и творчество в Детском саду» А. В. Бородиной.
Изучив данные программы, мы определили задачи по ознакомлению дошкольников с колокольным звоном.
Содержание воспитательно-образовательной работы по основным программам выстроили с учётом принципа интеграции образовательных областей.
Образовательная область Содержание работы основных программ
Социализация Знать и уважать культуру, обычаи и традиции своего народа.
Труд Знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города
Познание Учить создавать различные модели из конструкторов.
Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства
Коммуникация обогащать словарный запас детей
Художественное творчество Познакомить со спецификой храмовой архитектуры. Рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всё м мире: в России это собор Василия Блаженного, Исаакиевский собор, памятники «Золотого кольца».
Музыка Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции. Знакомить с творчеством композиторов и музыкантов. Знакомить с музыкальными произведенмями в исполненииразличных инструментов
И выделили:
Задачи парциальной программы:
1. Рассказать детям о традициях праздников: Пасха, Рождество Христово.
2. Познакомить с Валдайскими колокольчиками, колокольным звоном.
Задачи по дополнительному образованию:
1. Знакомить с традициями православных праздников: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Пасха, Благовещение, Крещение.
2. Знакомить с Храмом, его внешними особенностями (крест, купол, колокольня).
3 СЛАЙД:
Предварительная работа
Группы раннего возраста 2 младшая группа Средняя группа Старшая и подготовительная группы
Знакомство с колокольчиком. Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.
Дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков.
Даё м детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т. д.
Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус. нар мелодия, обработка Р. Рустамова из сборника Камертон). Задания на развитие музыкального творчества у детей: «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.
С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В. Моцарта «Колокольчики звенят»
Дети знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем весной в исполнении весенних или Пасхальных песенок.
Со звучанием маленьких колокольчиков наши дети знакомятся уже в группе раннего возраста. Здесь же мы вводим понятие «большой колокольчик» и «маленький колокольчик». Эти понятия мы используем в играх.
Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.
Колокольчик позволяет организовать внимание у детей, сосредоточить их на чём – либо. Дети начинают воспринимать звучание колокольчика как нечто волшебное, после чего обязательно, что-то произойдёт.
Звонкое, звенящее звучание колокольчиков, тембрально, напоминает смех маленького ребёнка, поэтому этот музыкальный инструмент по своей доступности является наиболее близким к ребёнку (после погремушки).Звучание колокольчиков вызывает у детей самые радостные эмоции.
Весной на колокольчиках можно изобразить как капают сосульки, или бежит ручеёк. Осенью можно сыграть дождик. Зимой – лошадка везёт санки с бубенцами, и т. д. У детей начинает формироваться образное мышление. Растёт интерес к игре на колокольчиках и, как следствие этого, в детях развивается музыкальность.
Во 2й младшей группе дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Мы продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков. Дети голосом пытаются звукоподражать высокому и низкому звучанию, угадывают на слух звучание большого и маленького колокольчиков. Этот материал мы активно используем в работе над упражнениями для развития слуха и голоса. Дети продолжают играть на колокольчиках во время исполнения песенок, где колокольное звучание проигрыша чередуется с куплетами. На этом этапе дети начинают своё первое знакомство с музыкальной формой. В младшей группе мы так же продолжаем формировать образное мышление, давая детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т. д. Во второй младшей группе мы говорим ещё и о том, что колокольчики умеют не только танцевать, петь песенки с ребятами, и приглашать сказку на праздник. Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус. нар мелодия, обработка Р. Рустамова из сборника Камертон).
В средней группе мы даём задания на развитие музыкального творчества у детей. К ним относятся: «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.
Продолжая разговор о лёгком звенящем и нежном звучании колокольчика, дети обогощают свой словарный запас новыми прилагательными, которые можно использовать в рассказе о музыке во время слушания. С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В. Моцарта «Колокольчики звенят»
Дети старшей группы знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем весной в исполнении весенних или Пасхальных песенок.
4 СЛАЙД:
Знакомство с колокольным звоном.
Старшая группа Подготовительная группа
Знакомство с историей возникновения колокольного звона в России
Дети знакомятся с видами колокольного звона : Набатом, Благовестом и Праздничным звонами.
Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : «Колокольный звон» - Э. Григ. Более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона,
Знакомим детей с новыми видами звонов : Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах.
Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : М. П. Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.
На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов.
На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе.
Для запоминания ритмического рисунка используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном.
На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона.
В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса дети пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом.
В старшей группе дети знакомятся с иллюстрациями, в которых представлен «Царь – колокол», храм Василия Блаженного со своей колокольней, колокольни золотого кольца России. Дети начинают знакомство с историей возникновения колокольного звона в России. В старшем группе дети знакомятся с видами колокольного звона : Набатом, Благовестом и Праздничным звонами. На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов. Большое внимание уделяется особенностям ритмического рисунка.
На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе. Для запоминания ритмического рисунка того или иного колокольного звона мы, подобно древним звонарям, используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном. Например: “Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет”; “А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем” и другие.
Развивая в детях творческую активность, мы предлагаем им придумать свою попевку, напоминающую тот или иной колокольный звон.
На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов :«Колокольный звон» - Э. Григ.
В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса из средней группы «Динь-дон-дан» дети не только определяют на слух, какой колокольчик «звенит», но и пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом. Т. о. мы учим петь легким звонким звуком, не переходящим в крик. Здесь ставится акцент на развитие музыкальности. Кроме того, звукоподрожая колокольному звучанию дети расширяют свой певческий диапазон.
В подготовительной к школе группе мы используем тот же материал изучения колокольного звона, что и в старшей группе. Здесь мы даём более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона, знакомим детей с новыми видами звонов : Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах. Дети усваивают особенности ритмического рисунка этих звонов, учатся рассуждать об особенностях характера и о выразительных средствах музыки звонов. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : М. П. Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.
5 СЛАЙД:
Я представляю этапы работы по ознакомлению детей с праздничным колокольным звоном на праздник «Пасха» :
Название этапа Методы и приёмы Содержание работы Оборудование и материалы
1 этап - наглядные (демонстрация, показ, просмотр, прослушивание)
- словесные (беседа, вопросы, загадки, пословицы, художественное слово) Рассказ об истории возникновения колокольного звона.
Рассказ о традициях праздника. Слушание колокольного звона.
Мультимедийное устройство, экран, презентация, диск с записью колокольного звона.
2 этап - практические (использование материала для работы с фланелеграфом)
- словесные (проговаривание особенностей ритмического рисунка)
- наглядные (прослушивание) Дети учатся выкладывать ритмический рисунок колокольных звонов на фланелеграфе, прохлопывание. Обсуждение особенностей ритмического рисунка и отличий между разными видами звонов.
Пропевание попевок. Диск с записью колокольного звона, фланелеграф, демонстрационный материал.
3 этап - практические (творческие задания, дидактические игры, игра в оркестре) Дети учатся игре в оркестре
(с использование колокольчиков). Проводятся дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, на различие тембра.
Прослушание музыкальных произведений: «Колокольный звон» - Э. Григ, «Колокольчики звенят», муз. В. Моцарта Диск с записью колокольного звона, фланелеграф, демонстрационный материал, раздаточный материал, колокольчики.
4 этап - практические (творческие задания) Дети учатся использовать изученный материал в самостоятельной и творческой деятельности. Диск с записью колокольного звона, раздаточный материал, колокольчики.
6 СЛАЙД:
Вашему вниманию предлагаю перспективное планирование по празднику «Пасха».
Тема Пасха
Виды музыкальной деятельности Обучающие задачи Развивающие задачи Воспитательные задачи Репертуар Взаимодействие с воспитателями по основной программе Взаимодействие с воспитателями по доп. образованию Взаимодействие с родителями
Восприятие музыки
1. Слушание
2. Развитие слуховых дифференцировок Познакомить детей с празднечным Пасхальным колокольным звоном. Научить детей определять особенности ритмического рисунка и звуковысотного соотношения колокольного звона Развивать эмоциональную отзывчивость на характер музыки.
Развивать ритмические восприятие у детей. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с праздничным Пасхальным колокольным звоном. Воспитывать любовь к колокольному звучанию и к традициям празднования Пасхи на Руси. Праздничный Пасхальный звон в исполнении звонарей Русского Севера. Социализация.
Игры: с/р, драматизации, забавы.
Ручной труд – изготовление подарков к празднику.
Познание.
Конструирование храмов (конструктор Лего и конструктор на ковролине)
Коммуникация.
Рассказ из личного опыт «Как я провёл праздник»
Художественное творчество.
Рисование узоров на овальной форме.
Музыка. Выкладывание на фланелеграфе ритмических рисунков.
Беседа о традициях праздника «Пасха».
Рассматривание иллюстраций и икон.
Экскурсия в храм Воскресения Христова на колокольню.
Обучение пасхальным играм.
Чтение художественной литературы:
Джанни Родари сказка "Война колоколов"
Слушание колокольного перезвона.
Рисование Пасхальных сюжетов. Информирование через газету и сайт о празднике Пасха.
Статья о том, как благотворно влияет колокольный звон на здоровье человека.
Участие родителей в празднике «Пасха»
Пение
1. Упражнения на развитие слуха и голоса
Формировать певческие навыки: умение петь лёгким звуком, Развивать умение чисто интонировать мелодию.
Развивать четкую.
Воспитывать любовь к колокольному звучанию «Бубенчики»
Е. Теличеева
2. Исполнительство
3. Песенное творчество эмоционально передавать характер
мелодии, чисто интонировать её.
артикуляцию звуков Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст. Песня о Пасхе -«Чудесная песенка"
Импровизация собственного колокольного звона голосом
Музыкально-ритмические движения
1. Упражнения
2. Исполнительство
- танцы и пляски
- характерные танцы
- хороводы
- музыкальные игры
3. Развитие танцевально-игрового творчества Согласовывать движения с текстом.
Учит выразительно передавать образ ворона в танцевальных движениях.
Учить передавать характерные особенности движений птиц.
Учить детей придумывать танцевальные движения в паре. Развивать ритмичность движений Формировать чувство партнёрства в совместных игровых движениях
Воспитывать эмоциональный отклик на музыку плясового характера «Росинки» муз. С. Майкапара
Русский народный танец «Пойду ли я» в обр. С. Разорёнова
Игра «Бубен или погремушка»(с добавлением тембра колокольчиков) муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова.
Игра на детских музыкальных инструментах
1. Восприятие
2. Исполнительство
3. Творчество Учить детей игре на валдайских колокольчиках.
Учить детей слышать друг друга в общем звучании Знакомство с валдайскими колокольчиками. Воспитание любви к игре на колокольчиках Оркестр р. н. п. «Дин-дон» в обр. Р. Рустамова
Импровизация колокольного звона на колокольчиках.
Итоговое мероприятие Праздник Пасхи
Участие в городских конкурсах «Пасхальный колокольчик» и «Пасха Красная»
7 СЛАЙД:
Начинается работа проведения занятия по дополнительному образованию «Пасха! Праздник дорогой! В дом пришёл и в твой и в мой», на котором детям рассказывают о традициях праздника, знакомят с иконами Пасхального сюжета, читают художественную литературу, учат играть в пасхальные игры и мастерят пасхальные подарки. Проводиться экскурсия к Храму, где дети слушают колокольный звон и могут сами позвонить в колокола. В каждой группе и в холле детского сада организовывается выставка творчества детей и взрослых «Пасха к нам пришла».
Затем в НОД по музыке знакомим детей с Пасхальным колокольным звоном, проводиться работа по всем видам музыкальной деятельности.
Дети слушают Праздничный Пасхальный звон в исполнении звонарей Русского Севера.
Проводятся упражнения на развитие слуха и голоса с использованием попевки «Бубенчики» Е. Тиличеевой.
Разучивается песня о Пасхе - «Чудесная песенка". Дети выполняют творческое задание по импровизации колокольного звона голосом.
В части музыкально-ритмические движения разучивается русский народный танец «Пойду ли я» в обр. С. Разорёновой и проводиться игра «Бубен или погремушка»(с добавлением тембра колокольчиков) муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова.
В части игры на музыкальных инструментах организован оркестр, выполняется р. н. п. в обр. Р. Рустамова «Дон-дон», дети выполняют творческое задание по импровизации колокольного звона на колокольчиках.
Итоговым мероприятием проходит праздник Пасхи который, традиционно, открывается и заканчивается торжественным звучанием колокольного звона.
Воспитанники нашего детского сада принимают участие в концерте на празднике «Жен мироносиц» и ежегодно принимают участие в городском конкурсе «Пасхальный колокольчик» и «Пасха Красная», где исполняют песни с игрой на колокольчиках.
Заключение.
Таким образом, наши воспитанники на протяжении пяти лет постигают народную культуру через знакомство с колокольными звонами России. Звучание колокола воспитывает одухотворённость, приобщает к вере и оставляет в детях незабываемые ярчайшие впечатления, воспитывает любовь и уважение к традициям своего народа, его истории. Изучая колокольные звоны России, мы побуждаем детей к самостоятельной творческой деятельности, развивая тем самым интерес, а у кого то и любовь к этому виду искусства.
В дальнейшем, при желании, дети могут обучаться колокольному звону в Воскресной школе. При храме святого Антония Великого открывается школа юных звонарей «малиновый звон». Кроме того, храм святого Антония Великого ежегодно проводит фестиваль колокольного звона, приуроченный к празднику «Покрова пресвятой Богородицы». В Фестивале участвуют как лучшие звонари России, так и воспитанники Воскресной школы. Этот фестиваль является очень важным событием нашего города. Ежегодно мы приглашаем туда наших воспитанников, их родителей и сотрудников.