Евгения Горбатенко
Технологическая карта урока музыки в начальной школе «Великий колокольный звон»
▼ Скачать + Заказать документы
Таблица 3 – Технологическая карта урока музыки
Раздел. Тема Раздел: «О России – песнь, что стремиться в храм»
Тема: «Великий колокольный звон»
Тип урока Изучение нового материала
Цель изучения темы
(для учителя) Раскрытие значимости колокольных звонов в истории и культуре русского народа.
Задачи изучения темы – духовно- нравственное воспитание детей;
Публикация «Технологическая карта урока музыки в начальной школе „Великий колокольный звон“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
– приобщение к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства- музыки, литературы, живописи;
– развитие интереса к музыкально-практической деятельности.
Термины и понятия Духовная музыка, колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонница, ритм, колокольня, традиции, обычаи.
Музыкальный материал – Г. Струве, В. Викторова «Веселая песенка»;
– С. Рахманинов «Светлый праздник» из 4 части сюиты - фантазии ;
– С. Прокофьев «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский»;
– М. Мусоргский «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов»;
– праздничный трезвон;
– ростовские звоны.
Оборудование
– музыкальный центр;
– фонограммы;
– наглядный материал-портрет М. П. Мусоргского, С. Рахманинова, С. Прокофьева;
– презентация к уроку.
Методы и приёмы организации деятельности обучающихся
Беседа – система вопросов и заданий, цель которых выполнение обучающимися самостоятельных устных вычислений их письменного оформления;
частично-поисковый метод;
индивидуальная форма обучения;
фронтальная форма обучения.
Формируемые УУД
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Музыка»;
осознавать его значение;
проявлять интерес к учебному материалу;
способность развитию самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Определять тему урока;
ставить цели, сохранять их в течение урока;
выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/не удовлетворённость своей работой на уроке;
прогнозировать результат решения практической учебной задачи;
оценивать по критериям;
находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Ориентироваться в информационном материале учебника;
осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем);
развивать умение находить рациональные пути решения.
Использовать простые речевые средства;
включаться в диалог с учителем;
осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;
уважать другую точку зрения.
Планируемые результаты изучения темы
Регулятивные Познавательные Коммуникативные Личностные
Развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
Находить информацию в разных источниках, понимать терминологию, обозначающую звучание колокольных звонов.
Формировать умение участвовать в диалоге;
уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения. Формировать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа;
развивать уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Этапы урока
Виды музыкальной деятельности Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1. Организационный момент
Самоопределение к деятельности
Распевка
Хоровое пение Приветствие учащихся, проверка готовности
к уроку.
Музыкальное приветствие :
Давайте споем песню «Веселая песенка» Г. Струве, В. Викторова.
Демонстрируют готовность к уроку.
Исполнение музыкального приветствия.
Поют хором «Веселая песенка» Г. Струве, В. Викторова.
Личностные:
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.
Регулятивные: контролируют свои действия.
Познавательные:
воплощают интонационно-мелодические особенности.
Личностные:
формируют умение самовыражаться в песенном творчестве
2. Мотивация познавательной деятельности Восприятие музыки Сначала подготовить детей к прослушиванию - беседа
Урок начинаем с прослушивания произведения
С. Рахманинова «Светлый праздник»
Учитель задаё т вопросы:
Какие изобразительные краски использует С. Рахманинов в этом произведении?
Помогите мне сформулировать тему нашего урока.
Молодцы. Вы справились. Мне осталось лишь добавить одно слово. «Великий колокольный звон».
Слушают музыкальное произведение.
Отвечают на поставленный вопрос, формулируют тему урока :
Колокольный звон.
Звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону. Мы сегодня будем говорить о колокольных звонах.
Тему записывают в тетрадь. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные:
узнают содержание книг различных авторов;
знакомятся с книгами для дополнительного чтения.
Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные:
имеют мотивацию
к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление.
3. Актуализация необходимых знаний
Восприятие музыки
Восприятие музыки
Восприятие музыки
Восприятие музыки
Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по-разному.
По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку.
Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок.
КАКОЙ?
И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла.
У колокольных звонов несколько названий.
Ребята как вы думаете, почему праздничный звон называли благовестом?
Каково значение слова «благовест»?
Благовест - это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме.
Слушают благовест.
Трезвон - звон в несколько колоколов, в три приема; бывает после благовеста.
Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола. Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста.
Слушают Праздничный трезвон
Трезвон - это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов.
Как вы можете охарактеризовать трезвон?
Если случалась вдруг беда, то били в набат.
Представьте, как может звучать набат?
Музыка будет звучать в высоком или низком регистре?
Слушают набат
Какие чувства передаст нам музыка?
Набат - тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара или срочной помощи.
Прослушайте, как использует этот звон в своем произведении С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский!
Какие чувства переданы в этой музыке?
Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице.
Как называли человека, который звонил в колокола?
Как вы думаете, это легкое или трудное дело?
Слушают рассказ учителя.
Колокольчик
Мир, покой, добро, радость, счастье, праздник.
Слушают колокол благовест.
Дают предполагаемую характеристику музыки, рисуя образную картину услышанного.
Слушают Праздничный трезвон
Он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение.
Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника.
В низком регистре.
Слушают набат
Тревожность, грозность, страх, волнение.
Слушают произведения С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский!
Отвечают на вопросы учителя:
Призыв, тревога, решительность, уверенность. Регулятивные:
развивают умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию;
контролируют свою деятельность.
Познавательные: выделяют необходимую информацию.
Личностные:
уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Коммуникативные:
умеют в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.
Познавательные:
учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Коммуникативные: умеют слушать
и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.
Музыкально-дидактические игры Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру.
(проводится игра, дети исполняют хлопками ритмический рисунок, изображенный на слайде) Исполняют хлопками ритмический рисунок. Коммуникативные:
умеют в совместной деятельности слушать и исполнять музыку
5. Вокально-хоровая работа Хоровое пение Исполняют песню Ю. Чичкова «Родная песенка» Исполняют ранее выученную песню.
Коммуникативные:
участие в коллективном исполнении произведения. Личностные:
чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
6. Рефлексия учебной деятельности «Много лет живете вы, колокола,
Много знаете о жизни на Руси,
Много сможете, наверно, рассказать,
Что нельзя забыть и что нельзя простить…»
Д. Белухин «Колокола»
Можно ли назвать колокольные звоны музыкой?
Обладают ли они средствами выразительности?
У каждого из вас на столе лежат карточки, на которых изображены смайлики с различной мимикой. Поднимите тот смайлик, который соответствует вашему настроению.
Да
Да, передают радость, тревогу.
Раскрашивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют их настроению. Регулятивные:
осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.
Коммуникативные: умеют полно
и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.
Личностные:
осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к учебной деятельности; овладевают начальными навыками адаптации в обществе;
проявляют интерес к различным видам творческой деятельности.
7. Домашнее задание Для задания на дом предлагаю вам изобразить те места, где вы можете услышать колокольный звон. Это могут быть различные церкви, храмы и другое.
Для своего рисунка составьте небольшой рассказ, чтобы представить его. Записывают задание на дом. По необходимости задают вопросы.