Якунина Ольга
Консультация для музыкальных руководителей «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение
«Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»
Выполнила:
МБДОУ «Детский сад № 126»
Якунина О. Г.
Г. Дзержинск Нижегородской области.
2014 год
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Колокольный звон в духовном развитии ребёнка“» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В дошкольном возрасте дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностю, поэтому и музыкальное развитие для них оказывается более воспринимаемым, чем в дальнейшем. Эмоциональная сфера является ведущей в дошкольном возрасте. Ребёнок постоянно нуждается в «эмоциональном насыщении». Чтобы уберечь детей от воздействия высокочастотной музыки, которая окружает нас в повседневной жизни и оказывает сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, разрушая его душу, интеллект и личность, мы обязаны формировать музыкальную культуру подрастающего поколения на лучших образцах классической и народной музыки. Но я решила расширить эти границы и включила в практику звучание колокольного звона. Это – совершенно особая музыка. Её необыкновенное тембровое богатство и сила звучания заставляет детские сердца биться чаще, затрагивая самые тонкие струнки человеческой души. Эта музыка вызывает у детей яркие впечатления.
В непосредственной образовательной деятельности с детьми я стараюсь как можно шире раскрыть красоту колокольного звучания. Ни один инструмент в мире не имеет такого богатого обертонами, благозвучного и необыкновенно красивого звучания как колокол. Колокольный звон облагораживает детские души, раскрывает детские сердца. Вызывая интерес к колокольному звону, мы приобщаем детей к православным традициям, к Богу.
В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Люди знали, что чутко бодрствует и днем, и ночью набат. Колокольным звоном народ провожал своих воинов на битву и встречал с победой.
О происхождении колоколов нам известно мало. Можно только предположить, что первые колокола появились в Китае, а затем пришли в Европу. В России же колокола стали символом веры и символом Родины. Наши необъятные просторы объединялись и храмами, которые были видны издалека — как маяки в море — и звоном колоколов. Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси. Музыка колоколов всегда оставляет сильные впечатления и в эмоциональной сфере дошкольников. Кроме того, знакомя детей с колокольными звонами, я приобщаю их к многовековым национальным культурным ценностям нашей страны.
В настоящее время русская православная церковь возвращается к своим истокам. Однако церквей в городах стало гораздо меньше. Наши дети, особенно те, кто живёт далеко от церкви, колокольный звон слышат очень редко. В детском саду мы не ставим перед собой цель воцерковления подрастающего поколения, но познакомить с традициями, обогатить слуховой опыт и воспитать любовь к русской культуре мы обязаны
Регламентируют образовательную деятельность ДОУ такие документы, как:
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ,
• «Программа обучения и воспитания в детском саду» М. А. Васильевой,
• Парциальная программа О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
• Программа по дополнительному образованию «Культура и творчество в Детском саду» А. В. Бородиной.
Изучив данные программы, мы определили задачи по ознакомлению дошкольников с колокольным звоном.
Содержание воспитательно-образовательной работы по основным программам выстроили с учётом принципа интеграции образовательных областей.
Образовательная область Содержание работы основных программ
Социализация Знать и уважать культуру, обычаи и традиции своего народа.
Труд Знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города
Познание Учить создавать различные модели из конструкторов.
Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства
Коммуникация обогащать словарный запас детей
Художественное творчество Познакомить со спецификой храмовой архитектуры. Рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всё м мире: в России это собор Василия Блаженного, Исаакиевский собор, памятники «Золотого кольца».
Музыка Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции. Знакомить с творчеством композиторов и музыкантов. Знакомить с музыкальными произведенмями в исполненииразличных инструментов
И выделили:
Задачи парциальной программы:
1. Рассказать детям о традициях праздников: Пасха, Рождество Христово.
2. Познакомить с Валдайскими колокольчиками, колокольным звоном.
Задачи по дополнительному образованию:
1. Знакомить с традициями православных праздников: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Пасха, Благовещение, Крещение.
2. Знакомить с Храмом, его внешними особенностями (крест, купол, колокольня).
Предварительная работа
Группы раннего возраста 2 младшая группа Средняя группа Старшая и подготовительная группы
Знакомство с колокольчиком. Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.
Дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков.
Даё м детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т. д.
Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус. нар мелодия, обработка Р. Рустамова из сборника Камертон). Задания на развитие музыкального творчества у детей : «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.
С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В. Моцарта «Колокольчики звенят»
Дети знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем в течении года.
Со звучанием маленьких колокольчиков наши дети знакомятся уже в группе раннего возраста. Здесь же мы вводим понятие «большой колокольчик» и «маленький колокольчик». Эти понятия мы используем в играх.
Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.
Колокольчик позволяет организовать внимание у детей, сосредоточить их на чём – либо. Дети начинают воспринимать звучание колокольчика как нечто волшебное, после чего обязательно, что-то произойдёт.
Звонкое, звенящее звучание колокольчиков, тембрально, напоминает смех маленького ребёнка, поэтому этот музыкальный инструмент по своей доступности является наиболее близким к ребёнку (после погремушки).Звучание колокольчиков вызывает у детей самые радостные эмоции.
Весной на колокольчиках можно изобразить как капают сосульки, или бежит ручеёк. Осенью можно сыграть дождик. Зимой – лошадка везёт санки с бубенцами, и т. д. У детей начинает формироваться образное мышление. Растёт интерес к игре на колокольчиках и, как следствие этого, в детях развивается музыкальность.
Во 2й младшей группе дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Мы продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков. Дети голосом пытаются звукоподражать высокому и низкому звучанию, угадывают на слух звучание большого и маленького колокольчиков. Этот материал мы активно используем в работе над упражнениями для развития слуха и голоса. Дети продолжают играть на колокольчиках во время исполнения песенок, где колокольное звучание проигрыша чередуется с куплетами. На этом этапе дети начинают своё первое знакомство с музыкальной формой. В младшей группе мы так же продолжаем формировать образное мышление, давая детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т. д. Во второй младшей группе мы говорим ещё и о том, что колокольчики умеют не только танцевать, петь песенки с ребятами, и приглашать сказку на праздник. Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус. нар мелодия, обработка Р. Рустамова из сборника Камертон).
В средней группе мы даём задания на развитие музыкального творчества у детей. К ним относятся: «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.
Продолжая разговор о лёгком звенящем и нежном звучании колокольчика, дети обогощают свой словарный запас новыми прилагательными, которые можно использовать в рассказе о музыке во время слушания. С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В. Моцарта «Колокольчики звенят»
Дети старшей группы знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем в течении года.
4 СЛАЙД:
Знакомство с колокольным звоном.
Старшая группа Подготовительная группа
Знакомство с историей возникновения колокольного звона в России
Дети знакомятся с видами колокольного звона : Набатом, Благовестом и Праздничным звонами.
Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : «Колокольный звон» - Э. Григ. Более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона,
Знакомим детей с новыми видами звонов : Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах.
Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : М. П. Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.
На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов.
На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе.
Для запоминания ритмического рисунка используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном.
На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона.
В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса дети пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом.
В старшей группе дети знакомятся с иллюстрациями, в которых представлен «Царь – колокол», храм Василия Блаженного со своей колокольней, колокольни золотого кольца России. Дети начинают знакомство с историей возникновения колокольного звона в России. В старшем группе дети знакомятся с видами колокольного звона : Набатом, Благовестом и Праздничным звонами. На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов. Большое внимание уделяется особенностям ритмического рисунка.
На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе. Для запоминания ритмического рисунка того или иного колокольного звона мы, подобно древним звонарям, используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном. Например: “Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет”; “А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем” и другие.
Развивая в детях творческую активность, мы предлагаем им придумать свою попевку, напоминающую тот или иной колокольный звон.
На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов :«Колокольный звон» - Э. Григ.
В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса из средней группы «Динь-дон-дан» дети не только определяют на слух, какой колокольчик «звенит», но и пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом. Т. о. мы учим петь легким звонким звуком, не переходящим в крик. Здесь ставится акцент на развитие музыкальности. Кроме того, звукоподрожая колокольному звучанию дети расширяют свой певческий диапазон.
В подготовительной к школе группе мы используем тот же материал изучения колокольного звона, что и в старшей группе. Здесь мы даём более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона, знакомим детей с новыми видами звонов : Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах. Дети усваивают особенности ритмического рисунка этих звонов, учатся рассуждать об особенностях характера и о выразительных средствах музыки звонов. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : М. П. Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.
Я представляю этапы работы по ознакомлению детей с праздничным колокольным звоном на праздник «Пасха» :
Название этапа Методы и приёмы Содержание работы Оборудование и материалы
1 этап - наглядные (демонстрация, показ, просмотр, прослушивание)
- словесные (беседа, вопросы, загадки, пословицы, художественное слово) Рассказ об истории возникновения колокольного звона.
Рассказ о традициях праздника. Слушание колокольного звона.
Мультимедийное устройство, экран, презентация, диск с записью колокольного звона.
2 этап - практические (использование материала для работы с фланелеграфом)
- словесные (проговаривание особенностей ритмического рисунка)
- наглядные (прослушивание) Дети учатся выкладывать ритмический рисунок колокольных звонов на фланелеграфе, прохлопывание. Обсуждение особенностей ритмического рисунка и отличий между разными видами звонов.
Пропевание попевок. Диск с записью колокольного звона, фланелеграф, демонстрационный материал.
3 этап - практические (творческие задания, дидактические игры, игра в оркестре) Дети учатся игре в оркестре
(с использование колокольчиков). Проводятся дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, на различие тембра.
Прослушание музыкальных произведений : «Колокольный звон» - Э. Григ, «Колокольчики звенят», муз. В. Моцарта Диск с записью колокольного звона, фланелеграф, демонстрационный материал, раздаточный материал, колокольчики.
4 этап - практические (творческие задания) Дети учатся использовать изученный материал в самостоятельной и творческой деятельности. Диск с записью колокольного звона, раздаточный материал, колокольчики.
Заключение.
Таким образом, наши воспитанники на протяжении пяти лет постигают народную культуру через знакомство с колокольными звонами России. Звучание колокола воспитывает воспитывает любовь и уважение к традициям своего народа, его истории. Изучая колокольные звоны России, мы побуждаем детей к самостоятельной творческой деятельности, развивая тем самым интерес, а у кого то и любовь к этому виду искусства.
В нашем городе при храме в честь св. Антония Великого ежегодно проходит всероссийский фестиваль колокольного звона, на котором наши воспитанники, родители и педагоги являются частыми гостями и участниками.