МААМ-картинки

Консультация для музыкальных руководителей «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»

Якунина Ольга
Консультация для музыкальных руководителей «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение

«Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»

Выполнила:

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 126»

Якунина О. Г.

Г. Дзержинск Нижегородской области.

2014 год

Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Колокольный звон в духовном развитии ребёнка“» размещена в разделах

В дошкольном возрасте дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностю, поэтому и музыкальное развитие для них оказывается более воспринимаемым, чем в дальнейшем. Эмоциональная сфера является ведущей в дошкольном возрасте. Ребёнок постоянно нуждается в «эмоциональном насыщении». Чтобы уберечь детей от воздействия высокочастотной музыки, которая окружает нас в повседневной жизни и оказывает сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребёнка, разрушая его душу, интеллект и личность, мы обязаны формировать музыкальную культуру подрастающего поколения на лучших образцах классической и народной музыки. Но я решила расширить эти границы и включила в практику звучание колокольного звона. Это – совершенно особая музыка. Её необыкновенное тембровое богатство и сила звучания заставляет детские сердца биться чаще, затрагивая самые тонкие струнки человеческой души. Эта музыка вызывает у детей яркие впечатления.

В непосредственной образовательной деятельности с детьми я стараюсь как можно шире раскрыть красоту колокольного звучания. Ни один инструмент в мире не имеет такого богатого обертонами, благозвучного и необыкновенно красивого звучания как колокол. Колокольный звон облагораживает детские души, раскрывает детские сердца. Вызывая интерес к колокольному звону, мы приобщаем детей к православным традициям, к Богу.

В народе говорили, что если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — это молитва в звуке, икона звучащая. Звон сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот подступал к стенам города. Люди знали, что чутко бодрствует и днем, и ночью набат. Колокольным звоном народ провожал своих воинов на битву и встречал с победой.

О происхождении колоколов нам известно мало. Можно только предположить, что первые колокола появились в Китае, а затем пришли в Европу. В России же колокола стали символом веры и символом Родины. Наши необъятные просторы объединялись и храмами, которые были видны издалека — как маяки в море — и звоном колоколов. Колокольные звоны настолько красивы и многогранны, что не принять их просто невозможно. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси. Музыка колоколов всегда оставляет сильные впечатления и в эмоциональной сфере дошкольников. Кроме того, знакомя детей с колокольными звонами, я приобщаю их к многовековым национальным культурным ценностям нашей страны.

В настоящее время русская православная церковь возвращается к своим истокам. Однако церквей в городах стало гораздо меньше. Наши дети, особенно те, кто живёт далеко от церкви, колокольный звон слышат очень редко. В детском саду мы не ставим перед собой цель воцерковления подрастающего поколения, но познакомить с традициями, обогатить слуховой опыт и воспитать любовь к русской культуре мы обязаны

Регламентируют образовательную деятельность ДОУ такие документы, как:

• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ,

«Программа обучения и воспитания в детском саду» М. А. Васильевой,

• Парциальная программа О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

• Программа по дополнительному образованию «Культура и творчество в Детском саду» А. В. Бородиной.

Изучив данные программы, мы определили задачи по ознакомлению дошкольников с колокольным звоном.

Содержание воспитательно-образовательной работы по основным программам выстроили с учётом принципа интеграции образовательных областей.

Образовательная область Содержание работы основных программ

Социализация Знать и уважать культуру, обычаи и традиции своего народа.

Труд Знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного города

Познание Учить создавать различные модели из конструкторов.

Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства

Коммуникация обогащать словарный запас детей

Художественное творчество Познакомить со спецификой храмовой архитектуры. Рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всё м мире: в России это собор Василия Блаженного, Исаакиевский собор, памятники «Золотого кольца».

Музыка Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты-терции. Знакомить с творчеством композиторов и музыкантов. Знакомить с музыкальными произведенмями в исполненииразличных инструментов

И выделили:

Задачи парциальной программы:

1. Рассказать детям о традициях праздников: Пасха, Рождество Христово.

2. Познакомить с Валдайскими колокольчиками, колокольным звоном.

Задачи по дополнительному образованию:

1. Знакомить с традициями православных праздников: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы, Пасха, Благовещение, Крещение.

2. Знакомить с Храмом, его внешними особенностями (крест, купол, колокольня).

Предварительная работа

Группы раннего возраста 2 младшая группа Средняя группа Старшая и подготовительная группы

Знакомство с колокольчиком. Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.

Дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков.

Даё м детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т. д.

Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус. нар мелодия, обработка Р. Рустамова из сборника Камертон). Задания на развитие музыкального творчества у детей : «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.

С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В. Моцарта «Колокольчики звенят»

Дети знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем в течении года.

Со звучанием маленьких колокольчиков наши дети знакомятся уже в группе раннего возраста. Здесь же мы вводим понятие «большой колокольчик» и «маленький колокольчик». Эти понятия мы используем в играх.

Дети знакомятся с тембровым соотношением звучания большого и маленького колокольчика, в результате чего у них формируется звуковысотный слух.

Колокольчик позволяет организовать внимание у детей, сосредоточить их на чём – либо. Дети начинают воспринимать звучание колокольчика как нечто волшебное, после чего обязательно, что-то произойдёт.

Звонкое, звенящее звучание колокольчиков, тембрально, напоминает смех маленького ребёнка, поэтому этот музыкальный инструмент по своей доступности является наиболее близким к ребёнку (после погремушки).Звучание колокольчиков вызывает у детей самые радостные эмоции.

Весной на колокольчиках можно изобразить как капают сосульки, или бежит ручеёк. Осенью можно сыграть дождик. Зимой – лошадка везёт санки с бубенцами, и т. д. У детей начинает формироваться образное мышление. Растёт интерес к игре на колокольчиках и, как следствие этого, в детях развивается музыкальность.

Во 2й младшей группе дети знакомятся с маленькой колоколенкой. Мы продолжаем работать над тембровым соотношением маленького и большого колокольчиков. Дети голосом пытаются звукоподражать высокому и низкому звучанию, угадывают на слух звучание большого и маленького колокольчиков. Этот материал мы активно используем в работе над упражнениями для развития слуха и голоса. Дети продолжают играть на колокольчиках во время исполнения песенок, где колокольное звучание проигрыша чередуется с куплетами. На этом этапе дети начинают своё первое знакомство с музыкальной формой. В младшей группе мы так же продолжаем формировать образное мышление, давая детям различные творческие задания: «Изобрази сильный и слабый дождик», «сочини музыку дождика» и т. д. Во второй младшей группе мы говорим ещё и о том, что колокольчики умеют не только танцевать, петь песенки с ребятами, и приглашать сказку на праздник. Колокольчики умеют звенеть тревожно, и звать на помощь, если случилась беда. Они знакомятся с песенкой «Дон-дон загорелся кошкин дом» (рус. нар мелодия, обработка Р. Рустамова из сборника Камертон).

В средней группе мы даём задания на развитие музыкального творчества у детей. К ним относятся: «Музыка дождика», «Придумай свою песенку колокольчика» и т. д.

Продолжая разговор о лёгком звенящем и нежном звучании колокольчика, дети обогощают свой словарный запас новыми прилагательными, которые можно использовать в рассказе о музыке во время слушания. С помощью колокольчиков дети продолжают изучать музыкальную форму, выделяя колокольным звоном какую-либо из частей, или показывают вступление и окончание песенки. Дети знакомятся с произведением В. Моцарта «Колокольчики звенят»

Дети старшей группы знакомятся с валдайскими колокольчиками и с их историей возникновения. Учатся различать 4 звучания валдайских колокольчика. Игру на валдайских колокольчиках мы используем в течении года.

4 СЛАЙД:

Знакомство с колокольным звоном.

Старшая группа Подготовительная группа

Знакомство с историей возникновения колокольного звона в России

Дети знакомятся с видами колокольного звона : Набатом, Благовестом и Праздничным звонами.

Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : «Колокольный звон» - Э. Григ. Более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона,

Знакомим детей с новыми видами звонов : Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах.

Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : М. П. Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.

На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов.

На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе.

Для запоминания ритмического рисунка используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном.

На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона.

В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса дети пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом.

В старшей группе дети знакомятся с иллюстрациями, в которых представлен «Царь – колокол», храм Василия Блаженного со своей колокольней, колокольни золотого кольца России. Дети начинают знакомство с историей возникновения колокольного звона в России. В старшем группе дети знакомятся с видами колокольного звона : Набатом, Благовестом и Праздничным звонами. На первом этапе дети говорят о характере того или иного звона, о средствах выразительности музыки звонов. Большое внимание уделяется особенностям ритмического рисунка.

На следующем этапе дети закрепляют понятие о долгих и коротких длительностях, учатся прохлопывать ритмические рисунки колокольных звонов, выкладывают их на фланелеграфе. Для запоминания ритмического рисунка того или иного колокольного звона мы, подобно древним звонарям, используем коротенькие попевки, которые интонационно и ритмически созвучны с изучаемым звоном. Например: “Пеки блин – дров нет, пеки блин – дров нет”; “А мы знаем, да не скажем, а мы знаем, да не скажем” и другие.

Развивая в детях творческую активность, мы предлагаем им придумать свою попевку, напоминающую тот или иной колокольный звон.

На третьем этапе мы проводим небольшую викторину с использованием цветных карточек, каждая из которых обозначает изученный вид колокольного звона. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов :«Колокольный звон» - Э. Григ.

В заключении, пользуясь упражнением для развития слуха и голоса из средней группы «Динь-дон-дан» дети не только определяют на слух, какой колокольчик «звенит», но и пытаются придумать свой звон и исполнить его голосом. Т. о. мы учим петь легким звонким звуком, не переходящим в крик. Здесь ставится акцент на развитие музыкальности. Кроме того, звукоподрожая колокольному звучанию дети расширяют свой певческий диапазон.

В подготовительной к школе группе мы используем тот же материал изучения колокольного звона, что и в старшей группе. Здесь мы даём более расширенное представление об истории возникновения колокольного звона, знакомим детей с новыми видами звонов : Будничный, Встречный, Красный, закрепляем понятие об уже пройденных звонах. Дети усваивают особенности ритмического рисунка этих звонов, учатся рассуждать об особенностях характера и о выразительных средствах музыки звонов. Дети слушают оркестровую музыку, где использовано звучание колоколов : М. П. Мусоргский, «Звоны»из оперы Борис Годунов.

Я представляю этапы работы по ознакомлению детей с праздничным колокольным звоном на праздник «Пасха» :

Название этапа Методы и приёмы Содержание работы Оборудование и материалы

1 этап - наглядные (демонстрация, показ, просмотр, прослушивание)

- словесные (беседа, вопросы, загадки, пословицы, художественное слово) Рассказ об истории возникновения колокольного звона.

Рассказ о традициях праздника. Слушание колокольного звона.

Мультимедийное устройство, экран, презентация, диск с записью колокольного звона.

2 этап - практические (использование материала для работы с фланелеграфом)

- словесные (проговаривание особенностей ритмического рисунка)

- наглядные (прослушивание) Дети учатся выкладывать ритмический рисунок колокольных звонов на фланелеграфе, прохлопывание. Обсуждение особенностей ритмического рисунка и отличий между разными видами звонов.

Пропевание попевок. Диск с записью колокольного звона, фланелеграф, демонстрационный материал.

3 этап - практические (творческие задания, дидактические игры, игра в оркестре) Дети учатся игре в оркестре

(с использование колокольчиков). Проводятся дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, на различие тембра.

Прослушание музыкальных произведений : «Колокольный звон» - Э. Григ, «Колокольчики звенят», муз. В. Моцарта Диск с записью колокольного звона, фланелеграф, демонстрационный материал, раздаточный материал, колокольчики.

4 этап - практические (творческие задания) Дети учатся использовать изученный материал в самостоятельной и творческой деятельности. Диск с записью колокольного звона, раздаточный материал, колокольчики.

Заключение.

Таким образом, наши воспитанники на протяжении пяти лет постигают народную культуру через знакомство с колокольными звонами России. Звучание колокола воспитывает воспитывает любовь и уважение к традициям своего народа, его истории. Изучая колокольные звоны России, мы побуждаем детей к самостоятельной творческой деятельности, развивая тем самым интерес, а у кого то и любовь к этому виду искусства.

В нашем городе при храме в честь св. Антония Великого ежегодно проходит всероссийский фестиваль колокольного звона, на котором наши воспитанники, родители и педагоги являются частыми гостями и участниками.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Колокольный звон»Фотоотчет «Колокольный звон» Пасхальный звон Колоколов оставил след в сердцах детей. Когда ты слышишь звон колоколов, То на душе становиться спокойно… И кажется.

Комплексное занятие для старших дошкольников «Плывет над Россией колокольный звон» Плывет над Россией колокольный звон. Комплексное занятие для старших дошкольников. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,.

Консультация для родителей на тему «Роль семьи в развитии речи ребёнка» В настоящее время всё больше детей имеют нарушения речи. Многих родителей интересует, возможно, ли исправить недостатки речи, не прибегая.

Консультация для родителей «Приобщение ребёнка к народному творчеству на музыкальных занятиях» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в.

Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль» (Слайд 1) Танец это один из самых древнейших видов искусства. Он родился постепенно, из разнообразных движений и жестов, связанных с эмоциональными.

Мастер-класс «Колокольный звон»Мастер-класс «Колокольный звон» Здравствуйте, уважаемые коллеги. В нашем детском саду, накануне светлого праздника Пасхи, проходила акция под названием "Колокольный звон",.

Планирование деятельности на неделю по теме «Русские народные игры в физическом и духовном развитии детей» Планирование деятельности на неделю по теме: «Русские народные игры в физическом и духовном развитии детей». Вовлекая ребенка в яркий мир.

Практикум для музыкальных руководителей «Развитие чувства ритма у детей» 1. «Фруктово-ритмический салат». «Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им.

Разработка «Праздник гончара» для воспитателей старших групп и музыкальных руководителей ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР- Детский сад №8 «Солнышко» Разработка «ПРАЗДНИК ГОНЧАРА» Для воспитателей.

Технологическая карта урока музыки в начальной школе «Великий колокольный звон» Таблица 3 – Технологическая карта урока музыки Раздел. Тема Раздел: «О России – песнь, что стремиться в храм» Тема: «Великий колокольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 08:04
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для музыкальных руководителей «Колокольный звон в духовном развитии ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Якунина Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД