Екатерина Червенко
Ведущий вид деятельности: традиционные и инновационные подходы
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущий вид деятельности : традиционные и инновационные подходы
Червенко Е. В.
Деятельность детей является основой для формирования психического и физического развития. Именно деятельный подход дает ребенку-дошкольнику наибольшие возможности формирования правильного миро представления. Задачей педагогов является грамотно подобранные средства развития интересов дошкольников к активной деятельности, ведь те знания, которые ребенок добудет собственным трудом, надолго закрепятся в его памяти и могут быть применимы им на практике.
Публикация «Ведущий вид деятельности: традиционные и инновационные подходы» размещена в разделах
В статье представлены вопросы рассмотрения ведущего вида деятельности : традиционные и инновационные подходы, как определяющие психического и личностного развития на этапе дошкольного возраста.
The activity of children is the basis for the formation of mental and physical development. It is the active approach that gives the child-preschooler the greatest opportunities for the formation of the correct world view. The task of teachers is competently selected means of development of interests of preschoolers to active activity, after all those knowledge which the child will get own work, for a long time will be fixed in his memory and can be applied to them in practice.
The article presents the issues of consideration of the leading type of activity : traditional and innovative approaches as determining mental and personal development at the stage of preschool age.
Современное общество находится на пике цифровизации, в соответствии с этим современным педагогам необходимо формировать социально активную личность, свободно ориентирующейся в информационной среде. В Национальном проекте «Образование» определяется цель воспитания гармонично развитого и социально ответственного гражданина на основе духовно-нравственных ценностей народов России. Формирование такой личности невозможно без понимания той деятельности, посредствам которой происходит наиболее эффективное развитие ребенка.
В исследованиях традиционных педагогов-психологов принято считать, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Так К. Д. Ушинский считает игру свободной детской деятельностью, вносящей неоценимый вклад в развитие детей на данной ступени развития. По его мнению, игра не может сравниваться ни с каким другим видом деятельности. К. Д. Ушинский утверждает: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры»[4]. Вопросам изучения ведущего вида деятельности – игры большое внимание уделялось А. П. Усовой. Уделяя внимания вопросам обучению дошкольников, А. П. Усова считала, что оно составляет лишь часть всей воспитательно-образовательной работы воспитателя детского сада, направленной на всестороннее (физическое, умственное, духовно-нравственное и эстетическое) развитие дошкольника. Она подчеркивала, что в воспитании детей дошкольного возраста наряду с обучением на занятиях важное место должно уделяться игровой деятельности[2].
В дошкольной педагогике игра рассматривается с разных сторон: как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее формировать у детей определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности. Игра рассматривается как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, создаются детские коллективы, между дошкольниками складываются определенные отношения, личные симпатии и антипатии, формируется опыт коллективной работы. Однако игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для её возникновения нужен целый ряд внешних условий: наличие впечатлений от окружающего мира, игрушек, общение с взрослыми, в котором игровые ситуации занимают значительное место. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения ведущего вида деятельности с точки зрения традиционных и инновационных подходов. Н. Н. Подъяковым проведено ряд исследований в области дошкольной педагогике и обобщен опыт работы, посвящённый детскому экспериментированию. По мнению Н. Н. Подъякова, экспериментирование пронизывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и игровую деятельность. Для игры необходима стимуляция со стороны взрослого, тогда как экспериментирование возникает самостоятельно. В большинстве случаев экспериментирование не задается ребенку взрослым по определенной схеме, оно возникает самостоятельно по мере получения новой информации об интересующем объекте. Ребенок начинает экспериментировать еще в младенческом возрасте (трогает, пробует на вкус, бросает). Экспериментирование выступает наиболее органичным способом саморазвития, в процессе экспериментирования ребенок преобразует объект, получает новую информацию о его свойствах опытным путем, знания, полученные в результате такого вида деятельности, позволяют строить новые наиболее сложные умозаключения. Опыт экспериментирования в дошкольном возрасте дает возможность для экспериментирования со своим внутренним миром, выдвигать предположения, удовлетворяя при этом духовные потребности. Экспериментирование необходимо не только для удовлетворения духовных потребностей, но и для их развития.
Библиографический список:
1. Менджерицкая Д. В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада. В сб. Воспитание детей в игре. / Под ред. Менджерицкой. – М., Просвещение, 1979
2. Усова А. П. Игра и организация жизни детей. – М. : Просвещение, 1962
3. Усова А. П. Педагогика игры и ее насущные проблемы. – М. : Просвещение, 1963.
4. Ушинский К. Д. Собр. соч. М., 1950, т. 10, с. 516.
5. https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika/viewer