Наталья Попова
Консультация и презентация для педагогов «Традиционные маски Венецианского карнавала»
▼ Скачать + Заказать документы
Итак, разговор сегодня пойдёт о масках. О масках не простых, а карнавальных.
В связи с этим, может возникнуть вопрос - а нужно ли рассказывать детям о происхождении масок, о традиционном венецианском карнавале и роли масок в нём. Я считаю, что можно и нужно. Ведь мы хотим вырастить всесторонне развитых личностей с широким кругозором. И главную основу для этого мы, педагоги, вкупе с родителями, закладываем в детстве. Какого объёма давать материал, это решает каждый педагог самостоятельно, в зависимости от уровня развития воспитанников и шиотой интересов. Но в том, что это вызовет интерес, я не смневаюсь ни на минуту.
Публикация «Консультация и презентация для педагогов „Традиционные маски Венецианского карнавала“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Маски и театральные шапочки для детей своими руками
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
И поэтому я предлагаю окунуться вместе со мной в средневековую историю, в частности, историю Венецианского карнавала. Свой рассказ я проиллюстрирую фотографиями в презентации (поскольку более 15 фотографий выкладывать нельзя, выбрать же, что показать, а что отбраковать, не представляется возможным, что были сделаны на выставке «Традиционные венецианские маски», что проходит у нас в Ростове. Побывать на этой выставке мне давно хотелось и вот она у нас в городе.
Итак, Венецианский карнавал. Корни этого блестящего, феерического, таинственного, с мистическим налётом, события уходят в глубокую древность, к временам Древнего Рима, к ежегодным Сатурналиям – празднику, который посвящался богу Сатурну, покровителю земледелия. В этот период все сословия становились равными в правах, снимались всяческие запреты и рабы развлекались на равных со своими господами. И касалось это прежде всего любовных утех. А для того, чтобы никто не смущался и чувствовал себя свободно, лица полностью закрывались масками. И никто не имел права требовать её снять. Таким образом сохранялось инкогнито носителя маски. В то время маски были безлики и у всех одинаковы.
Позже, с приходом христианства, это празднование утеряло свой смысл, уже никто не тревожил римский пантеон богов, а людям просто хотелось свободно развлекаться, когда дозволялось практически всё и всё оправдывалось. Обязательные атрибуты праздника сохранились – маска и карнавальный костюм. Сместилась и дата празднования. Современный карнавал стал проводиться ближе к Великом посту, в конце зимы, тогда как в Риме его проводили в декабре, после сбора урожая. В 1296 году венецианцы официально узаконили карнавал. Само слово КАРНАВАЛ в переводе означает – прощание с мясом. Но это каноническая церковная версия. Простые же люди считали иначе: carrus navelis — «потешная колесница, корабль праздничных процессий» и любили приурочить к Festa della Marie — старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.
С этого начинается и современный карнавал, выбирается 12 самых красивых девушек, которым мэрия оплачивает роскошный круиз. В дни карнавала нет никаких правил, никаких запретов, веселье и танцы продолжаются круглосуточно. Завершается карнавал пышным фейеверком.
Маски в течение столетий изменялись, они стали изображать излюбленных героев горожан, а изготавливались маски индивидуально и никогда не повторялись. Но это, конечно же, для богатых и знатных особ!
Постепенно карнавал распространился по всей земле. А маски и карнавальные костюмы остались их непременным атрибутом. Они тщательно хранили секреты своих хозяев и были под защитой Республики. Венецианские маски отличаются особой изысканностью и мастерством исполнения. Их изготавливали специальные мастера - «maschereri». И имели эти мастера особый статус.
Классической маской карнавала считается маска Баута.
Это вымышленное чудовище, изображение которого любили все, и патриции, и простолюдины и за сказочность, и за удобство: в ней можно было лакомиться излюбленными деликатесами, не обнажая лица. Другой маской была Маретта (немая служанка,
Венецианская дама.
Маска Кота тоже была особенно любима, потому что в Венеции котов было мало и все испытывали к ним особый интерес. За кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам)
Доктор Чума маска, имеющее реальное происхождение – их носили во время эпидемии. Это самая страшная маска, наводящая ужас на всех. Придумал её французский врач для защиты от инфекции. В длинный изогнутый нос маски, похожий на клюв, закладывали травы и дезинфицирующие соли для предохранения от заразы).
И Вольто, маска обычного гражданина.
Есть ещё одна маска – Джокер (шут, дурак, Баффон, Нарр и др., которая балансирует на грани карнавала и комедии дель-арте (уличные комедии). Это маска обманщика, весёлого авантюриста. Он имеет отдалённое сходство с Панчем и Пульчинеллой, с Полишинелем и Петрушкой. Он высмеивал, и иногда очень остро, недостатки быта и привилегии господ, но ему обычно всё сходило с рук! Его обязательным атрибутом был поддельный скипетр, называемый баубле или маротта. Помните, я рассказывала о куклах-маротках? Это они!
И ещё есть одно неукоснительное правило: надев маску и костюм, вы принимаете главный негласный закон карнавала – запрещается изъясняться на каком-либо языке! Язык маски – только жесты!
Надеюсь, вы не скучали и уже появились идеи, как познакомить с традиционными карнавальными масками своих воспитанников. Не забывайте и о музыке, которой можно сопровождать такую деятельность. К примеру, Камиль Сен-Санс "Карнавал животных" или "Вальс" А. Хачатуряна из драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад".
Интересных вам идей и успеха!
Хочу сделать оговорку. Некоторые из фотографий я выложила в Vk. Они сделаны МНОЮ и выложены на моей странице!