Приложение МААМ

Консультация «Введение инклюзии в ДО»

Антонина Каширина
Консультация «Введение инклюзии в ДО»
▼ Скачать + Заказать документы

«Введение инклюзии в ДО»

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребёнку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирования полноценной личности, получения должного образования.

Публикация «Консультация „Введение инклюзии в ДО“» размещена в разделах

Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности. Речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, в определённой мере предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности.

Именно логопункт в нашем детском саду является примером инклюзивного обучения дошкольников, поскольку при этой форме логопедической помощи дети значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.

Постоянный рост числа детей, состоящих на логопункте образовательного учреждения, с особыми возможностями здоровья; территориальная отдалённость посёлка от медицинских и специализированных психолого-педагогических центров, выдвигает перед логопедической службой необходимость разработки программы инклюзивного обучения детей с особыми возможностями здоровья.

Цель: Осуществлять логопедическую деятельность, направленную на коррекцию речевых недостатков детей с особыми возможностями здоровья, обеспечить индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку в подготовке к школьному обучению и социальной адаптации.

Коррекционные задачи:

• Выявлять и своевременно предупреждать речевые нарушения.

• Осуществлять коррекцию речи в соответствии с речевым нарушением.

• Формировать коммуникативные компетенций у дошкольников.

Воспитательные задачи:

• Создавать эмоциональный комфорт, ощущение радости от совместной деятельности и общения ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Задачи инклюзивного образования :

• Сохранять и укреплять физическое, нервно-психологическое здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии и методики.

• Внедрять инновационные формы работы и технологии, повышающие степень эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.

• Активно пропагандировать логопедические знания среди педагогов и родителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Диагностический блок

Одним из основных условий эффективности логопедической деятельности является диагностика и анализ речевого развития ребёнка.

Решающим фактором в определении содержания коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является изучение всех структурных компонентов, составляющих нарушения, которые позволяют определить последовательность коррекционной работы. Важным фактором изучения проблем ребёнка является тесное взаимодействие с родителями. Наблюдение за общением родителей и ребёнка помогает в составлении индивидуального маршрута развития. Диагностическая работа в логопедической деятельности – это средство выявления особенностей и трудностей в речевом развитии ребёнка.

В целях реализации личностно-ориентированного подхода в коррекции речевого недоразвития, считаю необходимым углубленное изучение речевых, психологических и эмоциональных особенностей детей. Знание индивидуальных характеристик ребёнка позволяет обоснованно организовать различные формы учебного процесса и частные приёмы коррекции.

Формы работы:

1. Ежегодное обследование детей всего детского сада (май).

2. Логопедическое обследование детей принятых на логопункт, заполнение речевых карт (анамнез, общее развитие, интеллектуальное развитие, речевое развитие). Промежуточное отслеживание результатов работы. Итоговая диагностика при выпуске с логопункта.

3. Психолого-логопедическое обследование «Готовность к школе» детей подготовительной группы

Логопедическое обследование

Задачи логопедического обследования:

- определить речевое нарушение, установить предварительный диагноз;

- познакомить с проблемой родителей в доступной для них форме, соблюдая конфиденциальность.

Данные логопедического обследования заносятся в индивидуальную речевую карту ребёнка. Логопедическое обследование является комплексным, более детальным. Анализ речи помогает определить структуру дефекта и связанные с ним вторичные нарушения.

Диагностика проводится по следующему алгоритму:

• изучить структуру, уровень и динамику речевого развития ребёнка;

• составить программу речевой работы коррекционно-развивающей и профилактической направленности;

• отслеживать эффективность и динамику выбранной коррекционной работы.

Обследование детей всего детского сада

В начале и конце года обследуются все дети, все возрастные группы. Данные речевого обследования обсуждаются в индивидуальных консультациях с педагогами, с целью выработки дальнейшей стратегии в работе по развитию речи в детском саду и индивидуально с каждым нуждающимся в помощи ребёнком. Данное обследование даёт возможность выявлять детей с нарушением речи или отстающих от речевой возрастной нормы.

Диагностика готовности к школе

Диагностика «Готовности к школьному обучению» проводится в подготовительной группе в начале и конце года совместно с педагогом- психологом, приглашенного из психологического центра «Доверие».Данное обследование помогает выявить проблемы в психологической и речевой базе, а также выработать индивидуальные рекомендации педагогам и родителям по проблемам готовности ребёнка к школе.

Сложившаяся система диагностики даёт возможность выявлять, планировать и прогнозировать работу с каждым ребенком, нуждающимся в помощи.

Результативность: собран и систематизирован материал по комплексному обследованию речи детей; отработана структура и методика проведения диагностики; прошло обучение педагогов приёмам и методикам обследования; ведётся база данных речевого развития детей и анализа коррекционно-педагогической деятельности по развитию речи в ДОУ.

2. Коррекционно – развивающий блок

Современый подход к инклюзивному образованию требует от логопеда создания условий по устранению имеющейся у логопатов речевой патологии и направленного формирования коммуникативных умений и навыков, при которых не ребёнок подстраивается под обучение, а система обучения подстраивается под ребёнка. Разработана адаптированная программа, целью которой является обеспечение индивидуальной коррекционно-речевой деятельности с детьми с особыми возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения (ФФНР, дизартрия; ОНР.).

Индивидуальные коррекционно-речевые занятия

Руководство к организации индивидуальных коррекционно-речевых занятий.

1. Ориентироваться в большей степени на индивидуальные формы организации детей на занятия:

• структура дефекта речи у каждого ребёнка индивидуальна;

• в целях логопедической коррекции речи детей с ФФНР и ОНР используются одинаковые педагогические методики логопедического воздействия по формированию звукопроизношения, развития словаря, грамматического строя и связной речи (например, приёмы артикуляционной гимнастики, постановки звуков, развитие фонематического восприятия, слоговой структуры слова, упражнения в формировании грамматических форм слова и др.).

2. Индивидуальные занятия должны в полной мере обеспечивать развитие двигательной, сенсорной, интеллектуальной, личностной сферы, подготовить ребё нка к социальной адаптации:

• у детей с особыми возможностями здоровья чаще наблюдается общая соматическая ослабленность или резко выраженная расторможенность нервной системы, им присуще отставание в двигательной сфере, которое характеризуется плохой координацией и неуверенностью движений, снижением скорости и ловкости выполнения или гиперактивность. Отмечается недостаточная координация пальцев и кистей рук;

• для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость;

• связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, испытывают трудности овладения анализом и синтезом, сравнением и обобщением;

• речевые недостатки снижают уровень речевого общения детей. Возникают психологические особенности: замкнутость, нерешительность или агрессивность, невнимательность, дети теряют интерес к процессу обучения.

Практическая значимость индивидуальных коррекционно–речевых занятий заключается в том, что они обеспечивают индивидуально-личностный подход к каждому ребёнку с ОВЗ и способствуют подготовке к обучению в школе и социальной адаптации.

Организация детей на занятия

Эффективностью логопедического воздействия можно считать правильную организацию деятельности логопеда, в планировании коррекционных задач в зависимости от структуры дефекта и возраста детей.

Время на занятия с детьми отводится в первой половине дня.

Дети старшей и подготовительной групп в зависимости от сложности речевого дефекта берутся на индивидуальные занятия от 2 до 3 раз в неделю.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В изменяющихся условиях дошкольного образования важно ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка ( соответствие принципу: развивающего образования, научной обоснованности, единства воспитательных, развивающих и обучающих задач, учёт интеграции образовательных областей, построение образовательного пространства на адекватных возрасту и возможностям формам работы с ребёнком)

1. Игровые технологии. Игра является сильнейшим мотивационным фактором. В результате игровой деятельности у дошкольника формируется готовность к учению (от простого к сложному, самостоятельно по способностям).

2. Технология проектирования. Педагогическая технология ориентирована: осознание интересов и формирование умений их реализовать; приобретение детьми опыта собственной деятельности, умение планировать, умение договариваться, работать в команде, приобретение новых знаний.

3. Развивающие технологии. Структура развивающего занятия: Создание проблемной ситуации, принятие её детьми, система моделирующих действий (заданий) для решения проблемной ситуации, затруднение, которое приводит к осознанию необходимости нового знания, обобщение способа действия или общего понятия.

4. Применение ИКТ. Использование обучающих и коррекционных программ обучения.

5. Здоровьесберегающие технологи.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить ребёнку с особыми возможностями здоровья сохранение здоровья, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

снимать нервно-психические перегрузки;

восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус дошкольников;

развивать общую и мелкую моторику;

способствовать личностному развитию.

Артикуляционная гимнастика (имаготерапия, кинезитерапия)

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме на индивидуальных занятиях.

Пальчиковая гимнастика (имаготерапия, кинезитерапия)

Пальчиковые игры и упражнения – развлекательное, развивающее и оздоравливающее занятие. Пальчиковая гимнастика проводится на индивидуальных занятих, а так же воспитателями и младшими воспитателями в течение дня.

Результативность: дети свободно выполняют упражнения, легко переключаясь с одного движения на другое: сгибают и разгибают пальцы рук; поочерёдно, последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой; выполняют движения правой, левой рукой и обоими; свободно показывают «позы» : «Козу», «Петушок», «Зайчик» и др. ; согласованно выполняют двигательные упражнения с речью.

Логопедический массаж (кинезитерапия)

Массаж лицевой мускулатуры, губ, языка проводится с детьми, имеющими сложные речевые нарушения: дизартрия, алалия. Упражнения масажа проходят в сочетании с рифмованными стихами или под тихую музыку. В целях профилактики простудных заболеваний дыхательные упражнения и массаж биологически активных точек.

Пескотерапия

Пескотерапия один из видов игротерапии. В кабинете находится стол с песком, рядом располагаются мелкие игрушки: человечки, животные, транспорт, растения, камешки, пуговицы, крышечки. Цель работы с песком привлечь ребёнка к речевым занятиям, установить контакт. Игры с песком способствуют развитию речи и интеллекта. Упражнения с песком помогают развивать интерес к коррекционной деятельности, развивать внимание, связанного с координацией движений; развивается моторика рук, появляются тонкие тактильные ощущения; формируется умение произвольно концентрироваться на заданной группе мышц; развивается умение действовать по инструкции; развивается пространственная ориентация; совершенствуются навыки позитивной коммуникации; закрепляется представление об окружающем мире.

Театрализация (имаготерапия)

Важное место в коррекционной работе с детьми с особыми возможностями здоровья отводится театрализованной деятельности: разыгрывание сказок, инсценирование стихотворений и сценок. Цель – закрепление правильного произношения, формирование общения, снятие тревожности, радость совметного творчества, укрепление чувства уверенности в себе.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1. Дифференцированный (индивидуализированный) процесс обучения, в ходе которого выстраивается общение:

• индивидуальные логопедические занятия;

здоровьесберегающие технологии: игровая артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, массаж, пескотератия, элементы сенсорной терапии; театрализация.

2. Социальная адаптация ребё нка в группе сверстников:

• демонстрация достижений дошкольника в группе сверстников (произношение нового звука, рассказывание стихотворений, инсценирование сценок, представление проектов, изготовление творческих работ). Подобные мероприятия помогают изменить отношение к самому ребёнку.

3. Расширение коррекционного пространства и активное включение ребё нка жизнь общества:

• подготовка номеров для утренников, праздников, участие в театрализованной деятельности;

• мероприятия, в которых выступают дети: концерты, посвящённые знаменательным датам, участие в театрализованных спектаклях

выступления в социуме: поздравления в школе, праздничных концертах посёлка; участие в конкурсе «Музыкальная капель»

• участие в конкурсах (конкурсы рисунков и творческих работ).

4. Взаимодействие участников коррекционного процесса:

• разработка индивидуального маршрута ребё нка педагогами: учитель-логопед, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию, руководитель музыкального воспитания;

• совместные мероприятия со специалистами, воспитателями (организация проектов, интегрированных занятий, театрализованных спектаклей, сценических номеров в концертных программах, игровая артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика); взаимопосещения занятий, консультации

5. Сопровождение семьи:

• индивидуальные занятия «родитель-ребёнок»;

консультативный пункт (анкетирование, индивидуальные беседы, консультации)

• родительские собрания; семинары-практикумы (тренинг, мастер-класс); интегрированные детско-родительские мероприятия;

• информационные стенды, печатные консультации.

6. Создание предметно-развивающей среды:

• создание развивающего пространства логопедического кабинета;

• логоцентры в группах ДО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии на дошкольном логопункте, осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку. Инклюзивное образование дает возможность ребенку с особыми возможностями здоровья иметь равные возможности наравне с другими детьми участвовать в социальной жизни детского сада, преодолевать определенные барьеры в общении и активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Публикации по теме:

Проект «Использование современных игровых технологий для интеллектуального развития детей в группе раннего возраста» «Развиваемся играя» ВВЕДЕНИЕ В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовывать.

Конспект занятия по развитию речи «Введение в образовательную программу» Муниципальное бюджетное учреждение дошкольного образования Дворец творчества детей и молодежи Отдел раннего развития детей Объединение.

Консультация для педагогов «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья» Консультация для педагогов на тему: «Введение в мир истории и общественных отношений Омского Прииртышья» Составила: Штефан И. А. Воспитатель.

Консультация Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей 6–7 лет: подборка упражнений» На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию.

Консультация по ИЗО Консультация для родителей «Учим детей рисовать» Детские годы - самые важные в жизни человека. И от как они пройдут зависит от взрослых.

Открытый урок «Введение в образовательную программу» для учащихся ДШИ 8–9 лет МАУ ДО «Детская школа искусств им. А. И. Плотнова» г. Данков, Липецкая область КОНСПЕКТ открытого занятия по предмету «Прикладное.

Технология формирования экологических представлений. Введение. Суть технологии «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном.

Введение понятий о здоровом образе жизни. Введение понятий о здоровом образе жизни. Использование иовых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Введение современных технологий в образовательный процесс, способы активации познавательной деятельности «Многие формы жизни стали новыми, а формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании» Д. И. Менделеев.

Значение факторов окружающей среды для слабовидящих школьников в условиях инклюзии Роль окружающей среды для жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения в условиях инклюзии часто не понимают или недооценивают. Если зрение.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Введение инклюзии в ДО»
Опубликовано: 21 января 2019 в 16:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Введение инклюзии в ДО»» (включая файлы) размещена пользователем Антонина Каширина (УИ 322724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД