Наталья Разуваева
Проект «Использование современных игровых технологий для интеллектуального развития детей в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развиваемся играя»
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развития нашего общества возрастает роль активности человека, его умения организовывать свою деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема интеллектуального развития, так как наличие его высокого уровня создает определенную основу для успеха в учебной, профессиональной, творческой и других видах деятельности. Основное внимание при этом уделяется развитию детей именно в раннем детстве.
Публикация «Проект „Использование современных игровых технологий для интеллектуального развития детей в группе раннего возраста“» размещена в разделах
Изучению проблемы интеллектуального развития ребенка раннего возраста посвящено множество работ исследователей (Л. С. Выготский, Е. А. Стребелева, Н. И. Жинкин, Г. А. Урунтаева, В. С. Мухина, А. С. Галанов, У. Пугачева, В. А. Холодов, Л. Н. Галигузова и др.).
Представления о сущности показателей интеллектуального развития и возможных путей его совершенствования в психологической науке меняются, дифференцируются, уточняются. Поэтому актуальность настоящего исследования определяется необходимостью создания новых психологических ориентиров усовершенствования современной психологической и педагогической практики в области совершенствования интеллектуального развития детей раннего возраста в соответствии с его показателями и особенностями проявления.
Ведущим видом деятельности детей раннего возраста является предметная деятельность, игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослым, и совместные игры со сверстниками под руководствам взрослого, действия с предметами и орудиями., в связи с чем поиск путей совершенствования интеллектуально-познавательного развития должен вестись именно в направлении игровых технологий.
В качестве ведущего показателя интеллектуального развития детей раннего возраста является развитие восприятия, речи, наглядно-действенного мышления.
В раннем детстве закладываются основы развитии мышления ребенка. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
В последнее время все большее применение в практике находят такие развивающие игровые технологии, как кубики (блоки) Дъенеша, палочки Къюзенера, квадрат Никитина, игры В. Воскобовича- это хороший материал для развития творческих способностей, логического мышления, внимания, памяти, способности моделировать и конструировать. Данные технологии сочетают элементы предметной и мыслительной деятельности, стимулируют развитие наглядно-действенного мышления. Используя в тесной связи современные игровые технологии, мы планируем получить возрастание интеллектуальных показателей детей раннего возраста.
Цель: создание комплексного подхода для интеллектуальногоразвития ребенка через внедрение системы современных развивающих игровых технологий.
Для реализации цели мы определили алгоритм деятельности через решение следующих задач:
1. Разработка модели пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей.
2. Внедрение системы современных развивающих игр в образовательный процесс, направленных на развитие интеллектуальных способностей.
3. развитие интеллектуальных способностей детей раннего возраста (внимания, речи, наглядно-действенного мышления)
3. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса
Продолжительность проекта : сентябрь 2017-май 2018 (долгосрочный)
Участниками проекта являются все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Механизм достижения поставленных целей
Для достижения поставленных целей мы разработали план по интеллектуальному развитию детей через современные игровые технологии.
Для обеспечения богатства интеллектуальных впечатлений, нами был создан центр развития для совместных занятий родителей с детьми, с целью развития интеллектуального восприятия детей, для обучения родителей играм, в которые они смогут играть вместе с детьми дома. Кроме дидактических игр, ставших уже классическими (сенсорные игры по методике Л. А. Венгера, Монтессори, Фребеля, мы внесли в предметно-развивающую среду современные игровые технологии для детей раннего возраста (палочки Кюизинера, логические блоки Дьенеша, игры В. В. Воскобовича).
Перечень оборудования для интеллектуального развития : сенсорный коврик (липучки, шнуровка, замки, прищепки, пуговицы); волшебный мешок (различные геометрические формы); палочки Кюизинера; логические блоки Дьенеша; шкатулка с мелкими игрушками из Киндер; настольные игры на магнитной основе; различные виды лото, домино; тактильные мешочки (с наполнителем различного характера); пирамиды; различные виды шнуровок; приспособления для нанизывания предметов на шнур; дидактические игры: «Залатай коврик», «Найди домик» и др. ; рамки-вкладыши Монтессори; сенсорные игры по методике Л. А. Венгера и др.
Для развития интеллектуального восприятия нами была создана соответствующая развивающая среда, как в групповой комнате, так и на участке. В группе было выделено место, где мы разместили дидактический материал и пособия.
Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов, «Занимательные коробки» разнообразных конфигураций (в форме «Домика», «Черепахи», «Утки», наборы разноцветных столиков с отверстиями и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания «бус» разной величины и формы, матрёшки, конструкторы Лего и др.
Много игр и пособий мы придумали сами и сделали своими руками, совместно с родителями. Например, дидактическая игра «Ведерки и крышечки», в которой детям предлагается разделить смешанные крышечки и поместить их в ведерки соответствующего цвета.
Так же сами оформляли стенды: «Что бывает такого цвета?» (жёлтый, синий, красный, зелёный). На одном изображены все предметы синего цвета, на другом красного и т. д. и поместили их в игровых павильонах на участках.
Нами была разработана программа интеллектуального развития детей 3-го года жизни на основе современных игровых технологий, учитывающей закономерности интеллектуального развития детей, связь обучения с жизнью.
Цель программы: на основе современных игровых технологий по интеллектуальному развитию детей раннего возраста развивать их восприятие и формировать представления о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, с учетом современных подходов практического опыта в этом направлении.
Задачи:
1. сформировать у детей восприятие цвета : умение соотносить цвета с образцом; располагать цвета в соответствии с образцом; находить цвета по названию; называние основных цветов (белого, черного, красного, синего, зеленого, желтого, дополнительных цветов (оранжевого, розового, голубого);
2. сформировать восприятие формы: представления об эталонах формы, умение воспроизводить фигуры по заданной форме.
3. сформировать восприятие величины: действия соотнесения с эталоном; способы соотнесения по величине.
Согласно ФГОС, «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей раннего возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:
- непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;
- совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.
Поэтому проведение дидактических игр велось по двум направлениям: в виде игр-занятий, также ими был пронизан весь воспитательно-образовательный процессе ДОО.
Для этого нами был составлен перспективный план занятий по интеллектуальному развитию детей раннего возраста.
Дидактические игры-занятия проводили ежедневно. Длительность занятия 8-12 минут. Занимались с небольшой группой 2-6 человек. Во время проведения игр, мы старались снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу. (см. Таблица 3)
Планируя педагогическую деятельность на неделю, включаем следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности детей. (см. Таблица 4)
Вначале мы не требовали от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывал эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Для развития восприятия цвета проводили игры: «Сделаем куклам бусы», «Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки» (попарное размещение цветовых элементов, «Помоги куклам найти свои игрушки», «Спрячь мышку», «Воздушные шары», «Подбери по цвету» и т. д.
Для развития восприятия формы проводили следующие игры-занятия: «Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующие отверстия», «Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх», «Нанизывание бус разной формы».
Для формирования представлений о величине использовали такие игры как : «Нанизывание больших и маленьких бус», «Размещение вкладышей, различающихся по величине», «Большой и маленький».
Во время режимных моментов обращали внимание на цвет полотенец, фартучков, посуду, салфеток и пр.
В процессе интеллектуального воспитания детей 3-го года жизни было установлено тесное сотрудничество с родителями детей на всех этапах этого воспитания.
Актуальность этого педагогического условия заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с семьей способствует развитию интеллекта у детей раннего возраста.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдались следующие принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в интеллектуальном воспитании детей.
Были использованы нетрадиционных форм взаимодействия педагога с родителями (см. Таблица 5)
На проводимых мероприятиях родители смогли побывать в роли детей, поиграть в дидактические игры.
В беседах с родителями их внимание постоянно обращалось на то, какую роль оказывает интеллектуальное воспитание на развитие ребенка; показывались дидактические игры, имеющиеся в группе. В родительском уголке регулярно помещались консультации, памятки по интеллектуальному воспитанию. Родители заинтересовались проблемой интеллектуального развития детей, стали активными участниками педагогического процесса: приносили в группу пробки, пуговицы, крупы, прищепки, шнуровки, сшили сенсорный коврик, застежки с пуговицами, липучками.
Таблица 1. План мероприятий по реализации проекта
Сроки реализации проекта : 2017-2018 г. г.
Мероприятие Ответственный Сроки исполнения
1. Подготовительный 2017 год
1.1. Мониторинговые исследования родительской общественности Старший воспитатель,
Воспитатели групп Январь
1.2. Сформировать состав участников проекта. Старший воспитатель Февраль
1.3. Разработка локальных актов: Положение о творческой группе. Заведующий ДОУ
Февраль
1.4. Обеспечить всех возможных участников разработки и реализации проекта необходимой информацией о нём. Заведующий ДОУ
Старший воспитатель Февраль
1.5. Утверждение проекта на заседании педагогического совета Заведующий ДОУ
Старший воспитатель Март
1.6. Разработать картотеку игр с использованием современных игровых технологий Разуваева Н. О. ,
Воспитатели групп Март
1.7. Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта. Разуваева Н. О. - воспитатель
В течение проектной деятельности
1.8. Проведение проблемных семинаров для педагогов ДОУ. Разуваева Н. О. - воспитатель
В течение проектной деятельности
1.9. Просвещение родителей по теме проекта Разуваева Н. О. - воспитатель
В течение проектной деятельности
2. Основной 2017 – 2018 г. г.
2.1. Организация проектной деятельности в соответствии с планом работы. Творческая группа В течение всего этапа
2.2. Разработка игровых образовательных ситуаций для детей раннего возраста с использование современных игровых технологий. Разуваева Н. О. - воспитатель В течение всего этапа
2.3. Разработка и отбор критериев эффективности проекта для проведения мониторинга. Разуваева Н. О. - воспитатель
Творческая группа В течение года
2.4. Проведение мониторинга на каждом этапе проекта.
Разуваева Н. О. - воспитатель
Творческая группа В течение года
3. Заключительный 2018 г.
3.1. Обобщение данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами. Разуваева Н. О. - воспитатель
Творческая группа В течение года
3.2. Подготовка материалов для публикации в педагогических изданиях.
Разуваева Н. О. - воспитатель
Творческая группа В течение года
3.3. Издание методических пособий по теме проекта. Разуваева Н. О. - воспитатель
В течение года
3.4. Диссеминация опыта работы в прессе. Разуваева Н. О. - воспитатель В течение года
Таблица 2. Перспективный план по интеллектуальному развитию детей через современные игровые технологии
Месяц Дидактические игры
Сентябрь 1.«Найди окошко» - Определение формы, размера предмета.
2.«Угадай, на что похоже» - Нахождение сходства. геометрических фигур с реальными предметами.
3. «Цветные кубики» - Восприятие цвета.
4. «Выложи дорожку для машин» - Определение величины.
Октябрь 1. «Катится – не катится» - Определение формы.
2. «Собери пирамидку» - Зрительное определение величины.
3. «Цветок для бабочки» - Восприятие цвета.
4. «Составь цепочку» - Чередование геометрических фигур.
Ноябрь 1. «Дорисуй картинку» - Определение цвета, формы геометрических фигур.
2. «Привяжи ленточки к бабочкам» - Восприятие цвета.
3. «Собери целое» - Умение выделять части, соединять в целое.
4. «На что похоже» - Определение формы предметов.
Декабрь 1. «Найди пару» - Определение цвета, формы, величины.
2. «Хлоп- хлоп» - Выполнение соответствующих движений по словесной инструкции и цветовому сигналу.
3. «Разрезные картинки» - Развитие зрительного восприятия.
4. «Раскрась предмет» - На развитие произвольного внимания, восприятия цвета.
Январь 1. «Сделай елочку» - Зрительное определение величины.
2. «Лото» - Нахождение формы.
3. «Цветные кубики» - Восприятие цвета.
Февраль 1. «Забывчивый художник» - Развитие зрительной памяти, умение находить недостающие элементы в рисунке.
2. «Где лежит кубик» - Ориентировка в пространстве.
3. «Лото вкладыш» - На формирование целостного образа предмета,умение находить недостающий элемент.
4. «Холодно-тепло-горячо»- На формирование различных тактильных свойств.
Март 1. «Найди форму в предмете» - Определение геометрических форм.
2. «Матрешки» - Зрительное определение величины.
3. «Подарим кукле бусы» - Чередование цвета по заданному образцу.
4. «Красивая салфетка» - Определение геометрических фигур. Ориентировка на плоскости листа.
Апрель 1.«Три медведя» - Умение соотносить величину предметов.
2. «Что нарисовано» - Умение переносить пространственные отношения с плоскостного на объемное.
3 «Цветные автомобили» - Ориентировка на цветовой сигнал.
4. «Чудесный мешочек» - На развитие тактильных ощущений.
Май 1. «Строим по описанию» - Умение соотносить объекты по величине.
2. «Светофор» - Ориентировка на цветовой сигнал.
3. «Рисование палочками» - Выкладывание геометрических фигур из счетных палочек.
4. «Где лежит кубик» - Ориентировка в пространстве.
Таблица 3. Дидактические средства, дидактические игры по интеллектуальному развитию детей раннего возраста
Дидактические средства и игры Материал Цель игры
1. Традиционные дидактические средства 1. Предметно-игровой материал (вкладыши пирамидки, матрешки, шнуровка и др.)
2. Настольно-печатные игры (лото, домино, «Парные картинки» и др.) сравнение предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. д., группировка предметов на основе общих признаков (это посуда, это обувь и др., составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.)
2. Современные дидактические игры
2.1. Блоки Дьенеша. «Логические блоки» развитие умений анализировать форму предметов,сравнивать геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету и величине
2.2. Счетные палочки Кюизенера «Цветные счетные палочки Кюизенера» сравнение предметов по цвету, величине, группировка предметов
2.3. Игры Воскобовича Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)
Игра «Черепашки»
Игра «Фонарики»
конструирование простых плоскостных фигур (домик, конфета, конверт, ёжик, развитие наглядно-действенного мышления (знакомство с квадратом и его превращения)
развитие восприятия сенсорных эталонов (цвет, размер, мышления внимания, воображения, памяти, мелкой моторики рук.
Складывать на столе или нанизывать на стержни фигурки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого
Складывание по цвету: собрать все фигурки одного цвета.
Постройка пирамидок четырех цветов на столе.
Складывание по величине: собрать всех больших черепашек или всех маленьких.
Складывание фигурок по схемам в натуральную величину.
развитие воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины, совершенствование интеллекта (внимания, памяти, мышления, речи, освоение пространственных отношений.
Дидактические средства и игры Материал Цель игры
Игра-головоломка «Чудо-крестики-1»
Игра «Лепестки»
Найти все круглые фонарики (квадратные, треугольные)
Зажечь маленькие фонарики (большие)
Сортировка по цвету (взрослый находит круг красного цвета, ребенок находит все красные фигуры)
Сортировка по форме
Сортировка по размеру
«Превращения фонариков» - из одноцветных делать двухцветные.
«Веселые фигурки» - складывание фигурок по схеме в натуральную величину.
развитие воображения, творческих и сенсорных способностей (восприятие цвета, формы, величины, совершенствование интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь, тренировка мелкой моторики рук, тактильно-осязательных анализаторов, пространственной ориентации.
1. Запоминание и закрепление основных цветов, составление целых крестиков из частей,
2. Складывание оригинальных предметных силуэтов и форм.
3. Складывание крестиков в рамку.
закрепление умения определять цвета; развитие пространственного расположения и его смыслового отражения в речи (над, под, между, рядом, слева, справа).
Освоение цвета (Подул ветер лепесток улетел, какого цвета не хватает) пространственного расположения, и его смыслового отражения в речи (над, под, между, рядом).
Каждый лепесток имеет носик, который может смотреть в разные стороны (вниз, вверх) Или дети под указание воспитателя самостоятельно выставляют лепестки: красный смотрит вниз, желтый вверх, синий, как и первый).
2.4 Квадрат Никитина Кубики «Сложи узор» знакомство с сенсорными эталонами цвета и формы, соотнесение целого и части. Складывание квадрата из кусочков одного цвета
Таблица 4. План – схема по организации дидактических игр по интеллектуальному развитию детей раннего возраста
Дни недели Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
понедельник Настольно – печатные игры
Сенсорные игры по системе Венгера Игры Воскобовича
Игры с пересыпным материалом
Вторник Блоки Дьенеша Настольно – печатные игры
Сенсорные игры по системе Венгера
Среда Палочки Кюизенера Блоки Дьенеша
Четверг Игры Воскобовича
Игры с пересыпным материалом Настольно – печатные игры
Дидактические игры
Пятница Блоки Дьенеша Игры Воскобовича
Игры с пересыпным материалом
Таблица 5. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Направление Цель Формы работы
Информационно-аналитическое Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности «Почтовый ящик»
Познавательное Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей раннего
возраста. Формирование у
родителей практических навыков сенсорного воспитания детей Семинары-практикумы
Проведение собраний, консультаций
Мини-собрания
Педагогическая гостиная
Устные педагогические журналы
Игры с педагогическим содержанием
Педагогическая библиотека для родителей
Деловые игры
Досуговое Установление эмоцио-нального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги
Выставки работ родителей и детей
Клуб отцов
Наглядно-
информационное
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями интеллектуального воспитания детей. Формирование у родителей знаний о сенсорном развитии детей Информационные проспекты для родителей
Газета, издаваемая ДОУ для родителей
Дни (недели) открытых дверей
Открытые просмотры игр-занятий и других видов деятельности по интеллектуальному воспитанию детей
Выпуск стенгазет
Организация мини-библиотеки
Ожидаемые эффекты проекта
Реализация проекта : обеспечит создание социальной ситуации развития для всех участников образовательных отношений; для детей реализация проекта обеспечит развитие таких целевых ориентиров как:
– интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
– стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
– владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых;
– проявляет самостоятельность в игровых действиях, совершенствование которых на последующих уровнях образования обеспечит интеллектуальное развитие детей раннего возраста.
Для педагогов – повышение компетенции, представляющей собой систему знаний, навыков, умений, интересов, опыта, необходимых для работы по интеллектуальному развитию.
Для родителей – заинтересованность и активное участие в решении проблемы интеллектуального развития своего ребенка.
Ожидаемые продукты реализации проекта
В результате реализации проекты мы планируем :
• разработать систему игр для детей раннего возраста с использование современных игровых технологий.
• разработать пакет методических материалов и сценариев образовательных ситуаций по интеллектуальному развитию детей;
• разработать пакет диагностического инструментария;
• комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта;
• апробировать систему игр с детьми раннего возраста.