Светлана Синицына
Значение факторов окружающей среды для слабовидящих школьников в условиях инклюзии
Роль окружающей среды для жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения в условиях инклюзии часто не понимают или недооценивают. Если зрение не улучшается благодаря очкам, оптическим приборам или лечению, педагог, родители (и даже врачи) могут предположить, что больше ничего нельзя предпринять. Иногда родители слишком заняты другими физическими потребностями воспитанника с множественными нарушениями развития, чтобы подумать о внесении несложных изменений в окружающую обстановку.
Публикация «Значение факторов окружающей среды для слабовидящих школьников в условиях инклюзии» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Факторы окружающей среды, являясь внешними для ребенка, тем не менее оказывают значительное влияние на использование зрения. К таким факторам относятся освещение, контраст, цвет, расстояние и время.
Возможно, родители и педагоги не способны повлиять на особенности зрения или личностные качества учащегося, однако они могут способствовать расширению его возможностей в области функционального зрения, внося необходимые изменения в окружающую среду и обучая ребенка делать подобные изменения.
Освещение. Степень освещенности, тип, направление и положение источника света, а также расстояние до него и отражательная способность рабочей поверхности имеют огромное значение для эффективного использования зрения. Некоторые дети обладают повышенной чувствительностью к свету и испытывают боль или дискомфорт от яркого или прямого света. Причины светобоязни могут быть разными, но чаще всего повышенная чувствительность к свету - это признак:
-воспалительных заболеваний глаз (конъюнктивит, кератит, увеит);
-повреждений глаз (солнечный ожог, эрозия роговицы, ношение неправильно подобранных контактных линз);
-наследственные заболевания (полная цветовая слепота, альбинизм);
-светлый цвет радужки (означает, что хориоидея содержит малое количество пигмента, который защищает сетчатку от повреждающего действия яркого света);
-инфекции, заболевания нервной системы, интоксикация.
Таким обучающимся следует избегать источников дополнительного освещения, посадки на уроке рядом с окнами. Можно предложить детям с нарушенным зрением самостоятельно выбрать место, где они будут комфортно воспринимать зрительный материал в классе, группе, на занятиях.
В то же время другим детям важно дополнительное освещение. При близорукости (миопии) высокой степени место ребёнка на уроке на первой-второй парте, ближе к источнику естественного освещения (окну). Освещённость поверхности рабочего стола – 500 лк. Допустимая зрительная нагрузка 10 мин., отдых (работа с опорой на слух) – 10 мин. Зрительная гимнастика не менее 2 раз на протяжении урока. Ученик вполне может самостоятельно чередовать зрительную нагрузку с отдыхом, для этого достаточно посмотреть несколько секунд в окно, поморгать, несколько раз зажмурить глаза, легко помассировать закрытые глазные веки. Особое внимание при посадке детей нужно уделять обучающимся со сходящимся косоглазием. Важно, чтобы косящий кнутри глаз при рассматривании изображений с доски старался занять место снаружи. Наличие на рабочих столах подставок для рассматривания изображений и чтения для таких обучающихся обязательна!
Помимо офтальмологических и тифлопедагогических рекомендаций важно самим обращать внимание на поведение ребенка в условиях различного освещения. При работе с настольной лампой помогите обучающемуся выбрать оптимальный для него угол наклона лампы. Избегайте прямых источников света, направленных в лицо ребенка. Люминесцентые лампы имеют ряд преимуществ: мягкий, ровный свет, малая яркость. Они не только создают хорошее освещение, но и позволяют обогатить световой поток биологически активным ультрафиолетовым излучением. Бумага, на которой пишут дети не должна быть глянцевой. Тени в поле зрения возникают при неправильной посадке во время зрительной работы. Окна должны быт всегда чистыми, цветы и наглядные пособия на подоконниках не ставить.
Цвет и контраст. Еще один способ помочь обучающемуся с патологией зрения лучше видеть заключается в том, чтобы повысить контраст между объектом и фоном и уменьшить число окружающих этот объект посторонних предметов. Наиболее контрастные цвета — белый (используется при частичной атрофии зрительных нервов) и черный (при миопии высокой степени, однако, возможно, для конкретного воспитанника наиболее эффективными будут свои цветовые сочетания. Красный, желтый, оранжевый цвета положительно влияют на аккомодацию глаз обучающихся с амблиопией. Недостатки цветовосприятия могут быть компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях. Слабовидящие дети более полно характеризуют многоцветные изображения.
Размер и расстояние. При пониженной остроте зрения некоторые предметы оказываются слишком малы, чтобы их можно было увидеть или хорошо разглядеть. Сделать вещь «больше» можно разными способами: пересесть на первую парту, увеличить размер изображения или раздаточного материала, с помощью разных оптических приспособлений, например, луп. Кроме обычных луп с увеличением разной кратности, можно использовать современные и удобные в использовании лупы powerlux с подсветкой для ровного освещения читаемой поверхности, карманные лупы с подсветкой, налобные бинокулярные лупы (на уроках биологии, химии). У каждого прибора есть определенные преимущества и недостатки, поэтому они подбираются индивидуально.
Время. По мере ухудшения зрения точность и скорость выполнения учащимися заданий снижается. Ребенку с нарушениями зрения требуется больше времени, чтобы обнаружить предмет, опознать его и произвести с ним какие-либо действия; для учащихся с множественными нарушениями этот процесс еще более трудоемок. Кроме того, физическая нагрузка, связанная с длительным смотрением, приводит к зрительному утомлению, снижая скорость, точность и внимание. Движущиеся и слишком быстро демонстрируемые предметы бывает сложно распознать. Поэтому детям с ослабленным зрением следует увеличивать время при демонстрации зрительного материала, проведения занятий, чтобы избегать утомления глаз; в середине урока выполнять физпаузы, гимнастику для глаз, рук и пальцев. Важно, контрольные уроки стоит проводить в устной форме или выделять больше времени на письменные экзамены, опрос.
В СОГБОУ «Краснинская средняя школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» весь педагогический коллектив в своей работе с обучающимися, имеющими патологию зрения, использует разработанные тифлопедагогом рекомендации на каждого школьника. На основании медицинских данных и тифлопедагогического обследования в начале каждого учебного года заполняется таблица по классам (она находится в классном журнале до окончания учебного года, где педагогам при работе с ребенком, имеющим нарушение зрения, рекомендовано учитывать определенный фон при работе с наглядностью, контрастность, определяется размер наглядных пособий, толщина контура и размер буквы (символа) для шрифта. Использование подставок рекомендуется в обязательном порядке обучающимся со сходящимся косоглазием, но в то же время категорически запрещается детям с расходящимся косоглазием.
Рекомендации тифлопедагога учителя и воспитатели используют при проведении уроков, внеклассных мероприятий, во внеурочной и воспитательной работе.
Исходя из вышесказанного, можно предложить следующие методические рекомендации по адаптации окружающей среды дома и в школе :
1. Избегайте яркого света из окон. Никогда не сажайте воспитанника лицом к прямому источнику света. Источник света должен находиться за спиной ребенка или сбоку.
2. Не забывайте, что некоторые учащиеся крайне чувствительны к свету. Другим, чтобы хорошо видеть, требуется яркое освещение.
3. Избегайте отсвечивающих рабочих материалов: используйте небликующие или поглощающие материалы.
4. Учебные материалы должны быть четко представлены на однотонном фоне. В рабочей зоне (на доске, на парте, на столе) не должно быть ничего лишнего. Старайтесь не перегружать информацией листы с домашними заданиями.
5. Используйте любые возможности для развития зрительного опыта в повседневных делах. Функциональное зрение нужно использовать в течение всего дня, а не только во время занятий!
6. Постепенно переносите упражнения, посвященные развитию зрительных способностей из формальной среды обучения в естественную обстановку.
7. Используйте высококонтрастные по отношению к фону материалы.
8. Экспериментируйте с формами, цветом, размерами, контрастом, числом предметов, расстоянием и временем, чтобы создать для обучающегося эффективную среду обучения.