Папки-передвижки

Вдоль по набережной Северной Двины. Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста (46 фото)

Татьяна Юнусовна Ляпунова
Вдоль по набережной Северной Двины. Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста

«Вдоль по Набережной Северной Двины города Архангельска"

Цель: формирование интереса воспитанников к городу, его достопримечательностям, памятникам культурного и исторического наследия.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историческими достопримечательностями города, расположенных на Набережной Северной Двины от улицы Карла Маркса до улицы Свободы;

Публикация «Вдоль по набережной Северной Двины, Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

2. Развивать коммуникативные компетенции детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми, знакомство с правилами безопасного и культурного поведения в городе.

3. Развивать интерес к истории родного города;

4. Воспитывать любовь к родному краю.

Перечень объектов:

памятник «Соловецких юнг» (на пересечении с улицей Карла Маркса,

памятник «Тюленю – спасателю» (на пересечении с улицей Петра Норицына,

памятник «Участникам Северных Конвоев» (на пересечении с улицей Северных Конвоев,

«монумент Победы», памятник «Героям Советского Союза» (площадь Мира,

стела «Архангельск – город воинской славы» (на пересечении с улицей Свободы).

Аннотация прогулки: в ходе данной экскурсии вы познакомитесь с несколькими памятниками столицы Поморья – Архангельска, которые расположены на Набережной Северной Двины, отражающими и символизирующими её героическое прошлое, окунётесь в историю города и его народа.

Помни: мира не узнаешь, не зная края своего!

Рекомендуемое оборудование:

схема маршрута в папке - планшете с зажимом;

фотоаппарат;

мяч;

цветные мелки;

микрофон;

рабочие листы, на оборотной стороне которых распечатано задание для родителей;

цветные карандаши для обозначения движения по маршруту.

Ход экскурсии:

1. Вступление

Вдоль по набережной Северной Двины. Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста

Архангельск – город детства,

Любимый и родной.

Он дружит, по соседству,

С красавицей Двиной.

Фото №1 Конспекты занятий

Воспитатель: Мы живём на самом севере России. Наш край называется Поморье, потому что он лежит «по морю» - у Белого моря. Сегодня мы отправимся на экскурсию по одной из самых первых улиц Архангельска – Набережной Северной Двины, окунемся в историю города и его народа.

Фото №2 Все конспекты ПДД светофор

1 ребёнок: Как многолюдна Набережная Двины!

Как нам милы её прекрасные аллеи.

И больше нет прежней старины,

Но всё равно местечка нет милее.

Фото №3 Конспекты занятий ПДД

2 ребёнок: В гранит, бетон она одета вновь,

И всех в свои объятья принимает.

И к ней у горожан своя любовь,

Наверное, она об этом знает.

Фото №4 Правила дорожного движения для детей Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД май

3 ребёнок: Облокотившись на широкий парапет,

Двиной любуемся, и это сердцу дорого.

Для северян, конечно, не секрет,

Что Набережная – основа города.

Фото №5 Развивать коммуникативные компетенции детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми знакомство с правилами безопасного и культурного поведения в городе

4 ребёнок: Здесь на аллеях горожане отдыхают,

Всегда здесь летом множество народа.

И с малышами мамочки гуляют,

Скользят по водной глади пароходы.

Фото №6 Развивать интерес к истории родного города

5 ребёнок: И яхты гладь речную бороздят,

А волны им диктуют: выше, ниже.

И люди с берега задумчиво глядят,

К романтике им хочется быть ближе.

Фото №7 Воспитывать любовь к родному краю

6 ребёнок: Река – кормилица и просто благодать

Для горожан, в Архангельске живущих.

И для него она – заботливая мать,

Которая не ищет доли лучше.

[i]2. Проходим по Набережной к реке. [/i]

Воспитатель:Отгадайте загадку:

В камнях журчит,

По песку бежит,

К Белому морю спешит. (Северная Двина)

Фото №8 Архангельск город детства Любимый и родной

- Северная Двина – главная река нашего края, она протекает через всю Архангельскую область и впадает в Белое море. На ее берегах и построен Архангельск. В народе говорят, свое название Двина получила оттого, что «сдвинулись две реки и произвели третью». Дело в том, что начинается Северная Двина не маленьким истоком, а образуется от слияния рек Сухоны и Юга.

Фото №9 Он дружит по соседству С красавицей Двиной

Как красива наша матушка Двина!

Величава и торжественна она!

К морю Белому её несу воды,

По ней ходят баржи, лодки, пароходы.

Фото №10 Воспитатель Мы живём на самом севере России Фото №11 Наш край называется Поморье потому что он лежит по морю у Белого моря

Задание: сходи с родителями на берег реки, внимательно посмотри, как река выглядит сейчас. Попробуй нарисовать Северную Двину такой, какой она тебе запомнилась.

3. Подходим к памятнику «Соловецких юнг»

(ул. Карла Маркса)

Воспитатель: Почти каждый мальчишка мечтает о том, как он будет отважно покорять морские просторы. И некоторые мальчики становятся на кораблях юнгами. Так их называют, пока они познают основы морского дела под присмотром опытных моряков и становятся настоящими матросами.

Фото №12 Сегодня мы отправимся на экскурсию по одной из самых первых улиц Архангельска Набережной Северной Двины окунемся в историю города и его народа

Поморские мальчишки тоже становились юнгами. Такого юнгу поморы называли зуёк, как маленькую птичку, обитающую на берегу белого моря.

Раньше зуёк – мальчик 10 – 12 лет – выходил в море вместе со взрослыми. Когда мальчик отправлялся на промысел впервые, его провожали всей деревней, давали наставления и пели песни.

Игра с мячом:

Помоги зуйку собраться в море. Что ему нужно взять с собой?

Водящий бросает мяч одному из игроков, стоящих вокруг него в круге, и называет предмет. Если ребёнок согласен с тем, что данный предмет будет нужен юнге в морском походе, то ловит мяч, если не согласен – отбивает мяч обратно.

(рыболовную сеть, книжка про рыбалку, игрушечный кораблик, компас, багор, диван, нож, гармонь).

В годы войны в Архангельской области, на Соловецких островах, находилась школа юнг, в которую набирали молодых мальчишек именно в нашем городе. За три года выпуска школа дала флоту свыше четырёх тысяч квалифицированных специалистов. Более 100 мальчишек погибло в боях за Родину в годы Второй Мировой войны.

Фото №13 ребёнок Как многолюдна Набережная Двины Как нам милы её прекрасные аллеи

В память о них был возведен бронзовый памятник Соловецким Юнгам. Памятник представлен в виде юнге, противостоящего напору северного ветра.

Фото №14 И больше нет прежней старины Но всё равно местечка нет милее

Юнга Лев Вахромеев написал в своих стихах:

Соловецкие юнги, наши мальчики русские,

Ваши плечи по-детски худые и узкие,

Заслонили просторы родной нам России.

Будьте вечно героями!

Будьте ж вечно – живыми!

Фото №15 ребёнок В гранит бетон она одета вновь И всех в свои объятья принимает

5. Начинаем движение к памятнику «Тюленю-спасителю»

(ул. Петра Норицына)

Воспитатель: А куда впадает Северная Двина? (В Белое море)

Почему море Белое? Большую часть года оно покрыто снежным льдом, а летом отражает в своих водах белые ночи.

Отгадайте загадку:

Из-за моря Белого

Летит птица смелая –

Воды не боится.

Что это за птица?

Белая морская птица

В небе весело кружится –

По берегам обитает,

За рыбой в воду

С головой ныряет. (Чайка)

Фото №16 И к ней у горожан своя любовь Наверное она об этом знает

Чайка – птица морская, спутница рыбаков. Где рыба ловится – там и чайки!

Задание: а вы слышали, как кричат чайки? Попробуйте-ка изобразить!

Народная примета: чайки садятся на воду – жди хорошей погоды.

Воспитатель: А вы знаете, кто такие Поморы? (Ответы детей)

Это отважные русские люди, которые в любую погоду отправляются в морские походы. Не пугает их ни шторм, ни холод! Характер поморский сильный, выносливый!

Фото №17 ребёнок Облокотившись на широкий парапет Двиной любуемся и это сердцу дорого

Все поморы – рыбаки. За рыбой издавна отправлялись в дальние морские походы.

Вот послушайте шутку из «Русской азбуки»:

Фото №18 Для северян конечно не секрет Что Набережная основа города

Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Васькин хозяин закидывает удочку и приговаривает:

- Ловись, рыбка, большая – пребольшая!

А Васька потихонечку бормочет:

- Маленькая ловись. Маленькая!

Вопрос: почему Васька так говорит?

Поморская поговорка: Морем живём – ему и песни поём!

Поморы рассказывают: упала северная звезда в Белое море и осветила его воды своим светом – вот потому и Белое! Вода в нем светлая.

Фото №19 ребёнок Здесь на аллеях горожане отдыхают Всегда здесь летом множество народа

Белое море холодное и суровое. В белом море растут водоросли, между камнями ползают морские звёзды и креветки. Здесь водится разная рыба!

Игра с мячом:

Передаём по кругу мяч и по очереди каждый называет название сперва морских, потом речных и озёрных рыб (треска, сёмга, горбуша, морской окунь, сельдь, навага, корюшка, камбала; щука, окунь, лещ, ёрш)

- Мы сейчас с вами пришли на площадь Мира. И первым мы видим памятник «Тюленю – спасателю».

Фото №20 И с малышами мамочки гуляют Скользят по водной глади пароходы

Как вы уже знаете, на севере водятся тюлени. Это звери особенные. Вместо лап у них ласты, а хвост похож на рыбий. Тюлени много времени проводят под водой: там они ловят рыбу.

Фото №21 ребёнок И яхты гладь речную бороздят А волны им диктуют выше ниже

Поморы считают тюленя своим спасителем в голодные годы войны. Мясо и жир этих животных, которых добывали в Белом и Баренцевом морях, спасли от голодной смерти тысячи людей Архангельска и жителей блокадного Ленинграда, куда мясо тюленя поступало по Дороге жизни.

5. Переходим к памятнику «Участникам северных конвоев»

(ул. Северных Конвоев)

При низкой температуре вода превращается в лёд.

Фото №22 И люди с берега задумчиво глядят К романтике им хочется быть ближе

Зимой у нас на севере так холодно, что реки и озёра, и даже мелкие заливы Белого моря льдом покрываются.

Северный Ледовитый океан покрыт льдами и плывущими глыбами – айсбергами – круглый год. Поэтому его и называют Ледовитым.

И вот в таких суровых условиях, да ещё в годы Великой Отечественной войны моряки трёх стран совершали Северные (Арктические) конвои, которые имели зашифрованное название «Дервиш».

Фото №23 ребёнок Река кормилица и просто благодать Для горожан в Архангельске живущих

Это была не просто уникальная военная операция по доставке грузов, потому, что на их пути были и мины, и атаки подводных лодок, крейсеров, самолётов противника.

Фото №24 И для него она заботливая мать Которая не ищет доли лучше

Это проявление героизма и мужества мореходов, их веры в общую Победу над фашизмом.

Фото №25 Проходим по Набережной к реке Фото №26 Воспитатель Отгадайте загадку В камнях журчит По песку бежит К Белому морю спешит

А называется этот памятник «Участникам северных конвоев в 1941 -1945 г. г.» и он является символом того, что когда мы вместе – мы непобедимы.

Фото №27 Северная Двина

Игра с мячом:

Подумай, что из перечисленного ниже понадобится для экспедиции на Север?

Водящий бросает мяч одному из игроков, стоящих вокруг него в круге, и называет предмет. Если ребёнок согласен с тем, что данный предмет будет нужен юнге в морском походе, то ловит мяч, если не согласен – отбивает мяч обратно.

(запас еды, летний костюм, тёплая одежда, сани – нарды, белый медведь, ездовые собаки, карета, солнцезащитные очки, баян, самовар)

6. Монумент Победы

(площадь Мира)

Монумент Победы установлен в честь северян, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны.

Фото №28 Северная Двина главная река нашего края она протекает через всю Архангельскую область и впадает в Белое море

У памятника зажжён Вечный огонь.

Фото №29 На ее берегах и построен Архангельск

1 ребёнок:

В войну Отечество солдаты защищали,

И были смелыми и очень храбрыми они.

Погибли многие, в плен даже попадали,

Но кто-то жив из них и в наши с вами дни.

Фото №30 В народе говорят свое название Двина получила оттого что сдвинулись две реки и произвели третью Фото №31 Дело в том что начинается Северная Двина не маленьким истоком а образуется от слияния рек Сухоны и Юга

2 ребёнок:

И каждый жизнь за Родину отдать бы смог,

Им горожане благодарны бесконечно.

В честь их, погибших: и солдат, и моряков

Воздвигнут памятник. Огонь горит в нём вечно!

Фото №32 Как красива наша матушка Двина Величава и торжественна она К морю Белому её несу воды По ней ходят баржи лодки пароходы Фото №33 Задание сходи с родителями на берег реки внимательно посмотри как река выглядит сейчас

7. Движемся к стеле «Архангельск – город воинской славы»

(ул. Свободы)

- А вы знаете, что название нашего города связано с Архангелом Михаилом – небесным воеводой, предводителем ангелов? Архангел Михаил хранит город Архангельск и Архангельский край от невзгод.

Фото №34 Попробуй нарисовать Северную Двину такой какой она тебе запомнилась

Праздник Архангела Михаила – 21 ноября. В этот день именины Архангельска.

Задание: расспросите родителей, почему вас назвали таким именем? Когда празднуют ваши именины?

Вы даже можете сами сделать своими руками ангела. Мы вам выдадим выкройки и по ним, согнув лист пополам, вы сможете аккуратно вырезать его по заранее нарисованному контуру.

До начала ХХ века поморы вели своё летоисчисление – со дня Сотворения мира. Поморский новый год начинался осенью, день новолетия приходился на 14 (по старому стилю - 1) сентября. В этот день в избах держали двери открытыми, чтобы впустить новое счастье.

Фото №35 Подходим к памятнику Соловецких юнг ул

Сейчас в Архангельске традиция встречи поморского Новолетия возрождается. О начале церемонии проводов старого года (лета) возвещает колокольный звон. Поморские вожи (лоцманы) с факелами в руках идут к Северной Двине, садятся в лодку и едут зажигать поморский маяк. Когда посреди реки вспыхивает огонёк, это значит, что наступил Новый год.

И только с 1700 по приказу царя Петра I новый год стал праздноваться с 1 января.

С именем этого государя связана и история нашего города, благодаря которому в Архангельске началось государственное судостроение в России.

Фото №36 Карла Маркса Воспитатель Почти каждый мальчишка мечтает о том как он будет отважно покорять морские просторы

Когда-то государь, распоряжение дал о том,

Что может строить корабли наш город – порт по праву.

И лишь тогда мы сможем защитить наш общий дом,

Сама ж Россия станет сильною, могучею державой.

Фото №37 И некоторые мальчики становятся на кораблях юнгами

Стела «Архангельск - город воинской славы» - это 12 метровая гранитная колонна, которую завершает позолоченный двуглавый орёл – герб России.

Фото №38 Так их называют пока они познают основы морского дела под присмотром опытных моряков и становятся настоящими матросами

а постаменте – текст Указа о присвоении Архангельску звания «Город воинской славы»,

Фото №39 Поморские мальчишки тоже становились юнгами

а в нижней части колонны укреплены символические носовые части корабля, в знак того, что Архангельск считается «городом морской славы России».

Фото №40 Такого юнгу поморы называли зуёк как маленькую птичку обитающую на берегу белого моря

а гранях постамента барельефы с изображением основных вех военной истории.

Фото №41 Раньше зуёк мальчик лет выходил в море вместе со взрослыми Фото №42 Когда мальчик отправлялся на промысел впервые его провожали всей деревней давали наставления и пели песни Фото №43 Игра с мячом Помоги зуйку собраться в море

Есть на Севере город хороший:

За рекой ледяной – Двиной.

Он стоит заметённый порошей,

Деревянный мой город родной.

Чем ты славен, - его мы спросили –

Чем ты жив у лесных берегов,

На краю необъятной России,

Посреди бесконечных снегов?

Фото №44 Что ему нужно взять с собой Водящий бросает мяч одному из игроков стоящих вокруг него в круге и называет предмет

И ответил мой город старинный,

Рассказал, ничего не тая,

- Мореходов отвагой былинной

- У народов прославился я!

(И. Молчанов

Фото №45 Если ребёнок согласен с тем что данный предмет будет нужен юнге в морском походе то ловит мяч если не согласен отбивает мяч обратно

Возможен вариант – разрешить детям с помощью цветных мелков отобразить на асфальте свои впечатления от экскурсии в виде рисунков.

Блок работы с детьми:

1. Во вступительной части, при подходе к памятнику «Соловецких юнг», на парапете, в пересечении с улицей Карла Маркса, шестеро детей по очереди читают стихи о Набережной Северной Двины.

2. Далее детям задаётся загадка о Северной Двине, после того, как они отгадают её – небольшой рассказ о реке и задание на дом: сходить с родителями на берег реки, внимательно посмотреть, как река выглядит во время их посещения. Попробовать нарисовать Северную Двину такой, какой она им запомнится (задание будет пропечатано в рабочих листах на обратной стороне).

3. Обсуждение с детьми: «Кто такие Поморы?»

4. Подходим к самому памятнику «Соловецких юнг». Общий рассказ о юнгах. Игра с мячом «Помоги зуйку собраться в море», и переход к небольшому пояснению о памятнике.

5. Во время передвижения к памятнику «Тюлень – спасатель» вспоминаем, куда впадает Северная Двина. Делаем предположения, рассуждаем почему море называется Белым.

6. Задаётся загадка о Чайке, после её отгадывания – покричим «как чайки», вспомним, народную примету про чаек и про то, что поморы – это, прежде всего, рыбаки.

7. Послушаем шутку из «Русской азбуки» и порассуждаем, почему кот Васька загадывал ловиться «маленькой рыбке».

8. Игра с мячом – по очереди вспоминаем названия морских, речных и озёрных рыб.

9. Рассуждая о Белом море и его обитателях, приходим на площадь Мира. Подходим к памятнику «Тюленю – спасателю», где идёт рассказ о нём.

10. При передвижении к памятнику «Северных Конвоев» рассуждаем о Северном Ледовитом океане и постепенно переходим к рассказу о следующем памятнике. После чего идёт игра с мячом «что из перечисленного ниже понадобится исследователям в экспедиции на Север».

11. Далее идёт переход к Монументу Победы с Вечным огнём и памятнику Героям Советского Союза, где двое детей читают стихи о Монументе Победы.

12. При движении к стеле «Архангельск – город воинской славы» говорим с детьми о том, откуда наш город имеет такое название. Сообщаем, что 21 ноября – праздник Архангела Михаила, что это день его именин. Даём ещё одно задание для родителей: пусть дети расспросят своих родителей, почему их назвали таким именем? Когда празднуют их именины?

13. Так же детям предлагается сделать дома своими руками бумажного ангела, вырезав его по выкройке, которую они получат вместе с листами с «домашним заданием для родителей».

14. Сообщаем, что раньше Поморский новый год наступал осенью, а по приказу Петра I стал отмечаться с 1 января. И что благодаря именно этому государю было положено начало государственному судостроению России в Архангельске.

15. Краткое знакомство детей со стелой «Архангельск – город воинской славы».

16. После завершения экскурсии возможен вариант рисования детьми цветными мелками на асфальте рисунков, отображающих полученные ими впечатления от такой продолжительной, но содержательной пешей прогулки по Набережной Северной Двины.

Литература:

1. Борисова Светлана Дмитриевна «Наш добрый город, чудный град» (Архангельск, издание Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», 2004 год)

1. Зайцева Тамара Вячеславовна «Поморская азбука» (Архангельск, издательство «Анзер», 2010 год)

2. Хвиюзова Тамара Анатольевна «Посвящение Архангельску» (Архангельск, типография ООО «КИРА», 2009 год)

Публикации по теме:

Конспект образовательного маршрута для дошкольников «Знакомство с главной улицей поселка» Конспект образовательного маршрута для дошкольников «Знакомство с главной улицей поселка» Выполнила: Шабанова Светлана Васильевна.

Конспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект музейно-образовательного занятия «Домовой Яша ищет новый дом» для детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект музейно-образовательного занятия "Домовой Яша ищет новый дом". Оно.

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка Фамилия, имя, дата рождения, возрастная группа Смирнов Дима 02. 06. 10г., подготовительная группа Начальная диагностика F 80 Нарушены.

Конспект образовательного мероприятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Космос» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос».

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Карта индивидуально-образовательного маршрута по театральной деятельностиКарта индивидуально-образовательного маршрута по театральной деятельности Индивидуально-образовательный маршрут Подготовительная группа «Почемучки» Социальное развитие Задачи Содержание индивидуальной работы.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника Задачи по социально-личностному развитию ребенка: • Создать благоприятную.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике,.

Виды затруднений детей дошкольного возраста, учитываемые при создании индивидуального образовательного маршрута Виды затруднений детей дошкольного возраста учитываемые при создании индивидуального образовательного маршрута 1. Вид затруднений Трудности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вдоль по набережной Северной Двины. Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 мая 2018 в 13:44
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вдоль по набережной Северной Двины. Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Юнусовна Ляпунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД