Татьяна Юнусовна Ляпунова
Вдоль по набережной Северной Двины. Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста
«Вдоль по Набережной Северной Двины города Архангельска"
Цель: формирование интереса воспитанников к городу, его достопримечательностям, памятникам культурного и исторического наследия.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историческими достопримечательностями города, расположенных на Набережной Северной Двины от улицы Карла Маркса до улицы Свободы;
Публикация «Вдоль по набережной Северной Двины, Конспект пешеходного образовательного маршрута для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
2. Развивать коммуникативные компетенции детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослыми, знакомство с правилами безопасного и культурного поведения в городе.
3. Развивать интерес к истории родного города;
4. Воспитывать любовь к родному краю.
Перечень объектов:
памятник «Соловецких юнг» (на пересечении с улицей Карла Маркса,
памятник «Тюленю – спасателю» (на пересечении с улицей Петра Норицына,
памятник «Участникам Северных Конвоев» (на пересечении с улицей Северных Конвоев,
«монумент Победы», памятник «Героям Советского Союза» (площадь Мира,
стела «Архангельск – город воинской славы» (на пересечении с улицей Свободы).
Аннотация прогулки: в ходе данной экскурсии вы познакомитесь с несколькими памятниками столицы Поморья – Архангельска, которые расположены на Набережной Северной Двины, отражающими и символизирующими её героическое прошлое, окунётесь в историю города и его народа.
Помни: мира не узнаешь, не зная края своего!
Рекомендуемое оборудование:
схема маршрута в папке - планшете с зажимом;
фотоаппарат;
мяч;
цветные мелки;
микрофон;
рабочие листы, на оборотной стороне которых распечатано задание для родителей;
цветные карандаши для обозначения движения по маршруту.
Ход экскурсии:
1. Вступление
Архангельск – город детства,
Любимый и родной.
Он дружит, по соседству,
С красавицей Двиной.
Воспитатель: Мы живём на самом севере России. Наш край называется Поморье, потому что он лежит «по морю» - у Белого моря. Сегодня мы отправимся на экскурсию по одной из самых первых улиц Архангельска – Набережной Северной Двины, окунемся в историю города и его народа.
1 ребёнок: Как многолюдна Набережная Двины!
Как нам милы её прекрасные аллеи.
И больше нет прежней старины,
Но всё равно местечка нет милее.
2 ребёнок: В гранит, бетон она одета вновь,
И всех в свои объятья принимает.
И к ней у горожан своя любовь,
Наверное, она об этом знает.
3 ребёнок: Облокотившись на широкий парапет,
Двиной любуемся, и это сердцу дорого.
Для северян, конечно, не секрет,
Что Набережная – основа города.
4 ребёнок: Здесь на аллеях горожане отдыхают,
Всегда здесь летом множество народа.
И с малышами мамочки гуляют,
Скользят по водной глади пароходы.
5 ребёнок: И яхты гладь речную бороздят,
А волны им диктуют: выше, ниже.
И люди с берега задумчиво глядят,
К романтике им хочется быть ближе.
6 ребёнок: Река – кормилица и просто благодать
Для горожан, в Архангельске живущих.
И для него она – заботливая мать,
Которая не ищет доли лучше.
[i]2. Проходим по Набережной к реке. [/i]
Воспитатель:Отгадайте загадку:
В камнях журчит,
По песку бежит,
К Белому морю спешит. (Северная Двина)
- Северная Двина – главная река нашего края, она протекает через всю Архангельскую область и впадает в Белое море. На ее берегах и построен Архангельск. В народе говорят, свое название Двина получила оттого, что «сдвинулись две реки и произвели третью». Дело в том, что начинается Северная Двина не маленьким истоком, а образуется от слияния рек Сухоны и Юга.
Как красива наша матушка Двина!
Величава и торжественна она!
К морю Белому её несу воды,
По ней ходят баржи, лодки, пароходы.
Задание: сходи с родителями на берег реки, внимательно посмотри, как река выглядит сейчас. Попробуй нарисовать Северную Двину такой, какой она тебе запомнилась.
3. Подходим к памятнику «Соловецких юнг»
(ул. Карла Маркса)
Воспитатель: Почти каждый мальчишка мечтает о том, как он будет отважно покорять морские просторы. И некоторые мальчики становятся на кораблях юнгами. Так их называют, пока они познают основы морского дела под присмотром опытных моряков и становятся настоящими матросами.
Поморские мальчишки тоже становились юнгами. Такого юнгу поморы называли зуёк, как маленькую птичку, обитающую на берегу белого моря.
Раньше зуёк – мальчик 10 – 12 лет – выходил в море вместе со взрослыми. Когда мальчик отправлялся на промысел впервые, его провожали всей деревней, давали наставления и пели песни.
Игра с мячом:
Помоги зуйку собраться в море. Что ему нужно взять с собой?
Водящий бросает мяч одному из игроков, стоящих вокруг него в круге, и называет предмет. Если ребёнок согласен с тем, что данный предмет будет нужен юнге в морском походе, то ловит мяч, если не согласен – отбивает мяч обратно.
(рыболовную сеть, книжка про рыбалку, игрушечный кораблик, компас, багор, диван, нож, гармонь).
В годы войны в Архангельской области, на Соловецких островах, находилась школа юнг, в которую набирали молодых мальчишек именно в нашем городе. За три года выпуска школа дала флоту свыше четырёх тысяч квалифицированных специалистов. Более 100 мальчишек погибло в боях за Родину в годы Второй Мировой войны.
В память о них был возведен бронзовый памятник Соловецким Юнгам. Памятник представлен в виде юнге, противостоящего напору северного ветра.
Юнга Лев Вахромеев написал в своих стихах:
Соловецкие юнги, наши мальчики русские,
Ваши плечи по-детски худые и узкие,
Заслонили просторы родной нам России.
Будьте вечно героями!
Будьте ж вечно – живыми!
5. Начинаем движение к памятнику «Тюленю-спасителю»
(ул. Петра Норицына)
Воспитатель: А куда впадает Северная Двина? (В Белое море)
Почему море Белое? Большую часть года оно покрыто снежным льдом, а летом отражает в своих водах белые ночи.
Отгадайте загадку:
Из-за моря Белого
Летит птица смелая –
Воды не боится.
Что это за птица?
Белая морская птица
В небе весело кружится –
По берегам обитает,
За рыбой в воду
С головой ныряет. (Чайка)
Чайка – птица морская, спутница рыбаков. Где рыба ловится – там и чайки!
Задание: а вы слышали, как кричат чайки? Попробуйте-ка изобразить!
Народная примета: чайки садятся на воду – жди хорошей погоды.
Воспитатель: А вы знаете, кто такие Поморы? (Ответы детей)
Это отважные русские люди, которые в любую погоду отправляются в морские походы. Не пугает их ни шторм, ни холод! Характер поморский сильный, выносливый!
Все поморы – рыбаки. За рыбой издавна отправлялись в дальние морские походы.
Вот послушайте шутку из «Русской азбуки»:
Сидят в лодке кот Васька и его хозяин. Васькин хозяин закидывает удочку и приговаривает:
- Ловись, рыбка, большая – пребольшая!
А Васька потихонечку бормочет:
- Маленькая ловись. Маленькая!
Вопрос: почему Васька так говорит?
Поморская поговорка: Морем живём – ему и песни поём!
Поморы рассказывают: упала северная звезда в Белое море и осветила его воды своим светом – вот потому и Белое! Вода в нем светлая.
Белое море холодное и суровое. В белом море растут водоросли, между камнями ползают морские звёзды и креветки. Здесь водится разная рыба!
Игра с мячом:
Передаём по кругу мяч и по очереди каждый называет название сперва морских, потом речных и озёрных рыб (треска, сёмга, горбуша, морской окунь, сельдь, навага, корюшка, камбала; щука, окунь, лещ, ёрш)
- Мы сейчас с вами пришли на площадь Мира. И первым мы видим памятник «Тюленю – спасателю».
Как вы уже знаете, на севере водятся тюлени. Это звери особенные. Вместо лап у них ласты, а хвост похож на рыбий. Тюлени много времени проводят под водой: там они ловят рыбу.
Поморы считают тюленя своим спасителем в голодные годы войны. Мясо и жир этих животных, которых добывали в Белом и Баренцевом морях, спасли от голодной смерти тысячи людей Архангельска и жителей блокадного Ленинграда, куда мясо тюленя поступало по Дороге жизни.
5. Переходим к памятнику «Участникам северных конвоев»
(ул. Северных Конвоев)
При низкой температуре вода превращается в лёд.
Зимой у нас на севере так холодно, что реки и озёра, и даже мелкие заливы Белого моря льдом покрываются.
Северный Ледовитый океан покрыт льдами и плывущими глыбами – айсбергами – круглый год. Поэтому его и называют Ледовитым.
И вот в таких суровых условиях, да ещё в годы Великой Отечественной войны моряки трёх стран совершали Северные (Арктические) конвои, которые имели зашифрованное название «Дервиш».
Это была не просто уникальная военная операция по доставке грузов, потому, что на их пути были и мины, и атаки подводных лодок, крейсеров, самолётов противника.
Это проявление героизма и мужества мореходов, их веры в общую Победу над фашизмом.
А называется этот памятник «Участникам северных конвоев в 1941 -1945 г. г.» и он является символом того, что когда мы вместе – мы непобедимы.
Игра с мячом:
Подумай, что из перечисленного ниже понадобится для экспедиции на Север?
Водящий бросает мяч одному из игроков, стоящих вокруг него в круге, и называет предмет. Если ребёнок согласен с тем, что данный предмет будет нужен юнге в морском походе, то ловит мяч, если не согласен – отбивает мяч обратно.
(запас еды, летний костюм, тёплая одежда, сани – нарды, белый медведь, ездовые собаки, карета, солнцезащитные очки, баян, самовар)
6. Монумент Победы
(площадь Мира)
Монумент Победы установлен в честь северян, павшим за Родину в годы Великой Отечественной войны.
У памятника зажжён Вечный огонь.
1 ребёнок:
В войну Отечество солдаты защищали,
И были смелыми и очень храбрыми они.
Погибли многие, в плен даже попадали,
Но кто-то жив из них и в наши с вами дни.
2 ребёнок:
И каждый жизнь за Родину отдать бы смог,
Им горожане благодарны бесконечно.
В честь их, погибших: и солдат, и моряков
Воздвигнут памятник. Огонь горит в нём вечно!
7. Движемся к стеле «Архангельск – город воинской славы»
(ул. Свободы)
- А вы знаете, что название нашего города связано с Архангелом Михаилом – небесным воеводой, предводителем ангелов? Архангел Михаил хранит город Архангельск и Архангельский край от невзгод.
Праздник Архангела Михаила – 21 ноября. В этот день именины Архангельска.
Задание: расспросите родителей, почему вас назвали таким именем? Когда празднуют ваши именины?
Вы даже можете сами сделать своими руками ангела. Мы вам выдадим выкройки и по ним, согнув лист пополам, вы сможете аккуратно вырезать его по заранее нарисованному контуру.
До начала ХХ века поморы вели своё летоисчисление – со дня Сотворения мира. Поморский новый год начинался осенью, день новолетия приходился на 14 (по старому стилю - 1) сентября. В этот день в избах держали двери открытыми, чтобы впустить новое счастье.
Сейчас в Архангельске традиция встречи поморского Новолетия возрождается. О начале церемонии проводов старого года (лета) возвещает колокольный звон. Поморские вожи (лоцманы) с факелами в руках идут к Северной Двине, садятся в лодку и едут зажигать поморский маяк. Когда посреди реки вспыхивает огонёк, это значит, что наступил Новый год.
И только с 1700 по приказу царя Петра I новый год стал праздноваться с 1 января.
С именем этого государя связана и история нашего города, благодаря которому в Архангельске началось государственное судостроение в России.
Когда-то государь, распоряжение дал о том,
Что может строить корабли наш город – порт по праву.
И лишь тогда мы сможем защитить наш общий дом,
Сама ж Россия станет сильною, могучею державой.
Стела «Архангельск - город воинской славы» - это 12 метровая гранитная колонна, которую завершает позолоченный двуглавый орёл – герб России.
а постаменте – текст Указа о присвоении Архангельску звания «Город воинской славы»,
а в нижней части колонны укреплены символические носовые части корабля, в знак того, что Архангельск считается «городом морской славы России».
а гранях постамента барельефы с изображением основных вех военной истории.
Есть на Севере город хороший:
За рекой ледяной – Двиной.
Он стоит заметённый порошей,
Деревянный мой город родной.
Чем ты славен, - его мы спросили –
Чем ты жив у лесных берегов,
На краю необъятной России,
Посреди бесконечных снегов?
И ответил мой город старинный,
Рассказал, ничего не тая,
- Мореходов отвагой былинной
- У народов прославился я!
(И. Молчанов
Возможен вариант – разрешить детям с помощью цветных мелков отобразить на асфальте свои впечатления от экскурсии в виде рисунков.
Блок работы с детьми:
1. Во вступительной части, при подходе к памятнику «Соловецких юнг», на парапете, в пересечении с улицей Карла Маркса, шестеро детей по очереди читают стихи о Набережной Северной Двины.
2. Далее детям задаётся загадка о Северной Двине, после того, как они отгадают её – небольшой рассказ о реке и задание на дом: сходить с родителями на берег реки, внимательно посмотреть, как река выглядит во время их посещения. Попробовать нарисовать Северную Двину такой, какой она им запомнится (задание будет пропечатано в рабочих листах на обратной стороне).
3. Обсуждение с детьми: «Кто такие Поморы?»
4. Подходим к самому памятнику «Соловецких юнг». Общий рассказ о юнгах. Игра с мячом «Помоги зуйку собраться в море», и переход к небольшому пояснению о памятнике.
5. Во время передвижения к памятнику «Тюлень – спасатель» вспоминаем, куда впадает Северная Двина. Делаем предположения, рассуждаем почему море называется Белым.
6. Задаётся загадка о Чайке, после её отгадывания – покричим «как чайки», вспомним, народную примету про чаек и про то, что поморы – это, прежде всего, рыбаки.
7. Послушаем шутку из «Русской азбуки» и порассуждаем, почему кот Васька загадывал ловиться «маленькой рыбке».
8. Игра с мячом – по очереди вспоминаем названия морских, речных и озёрных рыб.
9. Рассуждая о Белом море и его обитателях, приходим на площадь Мира. Подходим к памятнику «Тюленю – спасателю», где идёт рассказ о нём.
10. При передвижении к памятнику «Северных Конвоев» рассуждаем о Северном Ледовитом океане и постепенно переходим к рассказу о следующем памятнике. После чего идёт игра с мячом «что из перечисленного ниже понадобится исследователям в экспедиции на Север».
11. Далее идёт переход к Монументу Победы с Вечным огнём и памятнику Героям Советского Союза, где двое детей читают стихи о Монументе Победы.
12. При движении к стеле «Архангельск – город воинской славы» говорим с детьми о том, откуда наш город имеет такое название. Сообщаем, что 21 ноября – праздник Архангела Михаила, что это день его именин. Даём ещё одно задание для родителей: пусть дети расспросят своих родителей, почему их назвали таким именем? Когда празднуют их именины?
13. Так же детям предлагается сделать дома своими руками бумажного ангела, вырезав его по выкройке, которую они получат вместе с листами с «домашним заданием для родителей».
14. Сообщаем, что раньше Поморский новый год наступал осенью, а по приказу Петра I стал отмечаться с 1 января. И что благодаря именно этому государю было положено начало государственному судостроению России в Архангельске.
15. Краткое знакомство детей со стелой «Архангельск – город воинской славы».
16. После завершения экскурсии возможен вариант рисования детьми цветными мелками на асфальте рисунков, отображающих полученные ими впечатления от такой продолжительной, но содержательной пешей прогулки по Набережной Северной Двины.
Литература:
1. Борисова Светлана Дмитриевна «Наш добрый город, чудный град» (Архангельск, издание Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», 2004 год)
1. Зайцева Тамара Вячеславовна «Поморская азбука» (Архангельск, издательство «Анзер», 2010 год)
2. Хвиюзова Тамара Анатольевна «Посвящение Архангельску» (Архангельск, типография ООО «КИРА», 2009 год)