Моденова Галина Николаевна
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование индивидуального
образовательного маршрута дошкольника
Задачи по социально-личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социально-го развития ребенка.
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка.
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника.
Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к се-бе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).
Индивидуально-образовательный маршрут определяется :
- государственным заказом;
- потребностями и запросами родителей;
- индивидуальными функциональными возможностями и уровнем разви-тия воспитанников;
- возможностями ДОУ.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
- для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления :
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной, к которой от-носятся - лепки, аппликации, рисования и другие виды продуктивной деятельности;
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени.
Образовательный маршрут включает основные направления :
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Методы, используемые в работе:
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памя-ти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на сле-дующие принципы :
- принцип опоры на обучаемость ребенка;
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное со-провождение на всех этапах помощи в решении проблемы;
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагности-ческом обследовании уровня развития ребенка;
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая се-бя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
На основе анализа изученной нами литературы были выделены не-сколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута :
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап (мониторинг).
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации.
5. Этап итоговой диагностики (мониторинга).
Остановимся подробнее на каждом этапе
Первый этап: наблюдения (включает в себя адаптационный период с сентября по октябрь).
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица групп «Вы-явленные трудности дошкольников и их причины».
Второй этап - диагностический (мониторинг) - первая неделя ноября.
Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечно-го результата.
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-дефектологом и педагогом-психологом, специалистом по музыкальному развитию дошкольников. Мониторинг образовательного процесса – оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежу-точных результатов по образовательным областям. Мониторинг детского раз-вития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
По результатам мониторинга планируется необходимая коррекционная работа на срок, определенный индивидуальными временными отрезками.
Третий этап конструирования ИОМ.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов можно использовать педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями зада-ния.
ИОМ разрабатывается для детей с проблемами в развитии и для детей, с опережающим развитием и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способно-стями своего развития и способностями к учению.
На 5 этапе проводится завершающая диагностика (мониторинг).
(Вторая неделя апреля)
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохрани-лась или не сохранилась, наметить дальнейшие методы работы).
По истечению определённого времени необходимо проводить корректи-ровку индивидуального образовательного маршрута, которая связана с измене-ниями результатов итогового мониторинга. Представленный ниже ИО маршрут позволяет нам специалистам выполнять требования Стандарта, а именно реали-зовывать индивидуальные потребности ребенка для оптимального развития его личностных качеств.
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на про-тяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направ-ления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образователь-ных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам рав-ные стартовые возможности при поступлении в школу.