МААМ-картинки

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы

Моденова Галина Николаевна
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы
▼ Скачать + Заказать документы

Проектирование индивидуального

образовательного маршрута дошкольника

Задачи по социально-личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социально-го развития ребенка.

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка.

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника.

Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы» размещена в разделах

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к се-бе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время).

Индивидуально-образовательный маршрут определяется :

- государственным заказом;

- потребностями и запросами родителей;

- индивидуальными функциональными возможностями и уровнем разви-тия воспитанников;

- возможностями ДОУ.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

- для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления :

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;

• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной, к которой от-носятся - лепки, аппликации, рисования и другие виды продуктивной деятельности;

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени.

Образовательный маршрут включает основные направления :

- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);

- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);

- формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);

- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);

- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);

- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Методы, используемые в работе:

- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций).

• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памя-ти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

• Приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на сле-дующие принципы :

- принцип опоры на обучаемость ребенка;

- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

- принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет "на стороне ребенка". Воспитатели должны объективно относиться к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!

- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы "команды" специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);

- принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное со-провождение на всех этапах помощи в решении проблемы;

- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагности-ческом обследовании уровня развития ребенка;

- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая се-бя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной нами литературы были выделены не-сколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута :

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап (мониторинг).

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации.

5. Этап итоговой диагностики (мониторинга).

Остановимся подробнее на каждом этапе

Первый этап: наблюдения (включает в себя адаптационный период с сентября по октябрь).

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица групп «Вы-явленные трудности дошкольников и их причины».

Второй этап - диагностический (мониторинг) - первая неделя ноября.

Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечно-го результата.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-дефектологом и педагогом-психологом, специалистом по музыкальному развитию дошкольников. Мониторинг образовательного процесса – оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежу-точных результатов по образовательным областям. Мониторинг детского раз-вития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

По результатам мониторинга планируется необходимая коррекционная работа на срок, определенный индивидуальными временными отрезками.

Третий этап конструирования ИОМ.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения! Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов можно использовать педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями зада-ния.

ИОМ разрабатывается для детей с проблемами в развитии и для детей, с опережающим развитием и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способно-стями своего развития и способностями к учению.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика (мониторинг).

(Вторая неделя апреля)

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохрани-лась или не сохранилась, наметить дальнейшие методы работы).

По истечению определённого времени необходимо проводить корректи-ровку индивидуального образовательного маршрута, которая связана с измене-ниями результатов итогового мониторинга. Представленный ниже ИО маршрут позволяет нам специалистам выполнять требования Стандарта, а именно реали-зовывать индивидуальные потребности ребенка для оптимального развития его личностных качеств.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, по нашему мнению, должен характеризовать особенности его обучения и развития на про-тяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направ-ления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоят именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;

• развитие коммуникативных навыков;

• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);

• развитие чувства самоценности;

• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образователь-ных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам рав-ные стартовые возможности при поступлении в школу.

Публикации по теме:

Карта индивидуального образовательного маршрута Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника - ___, возраст___ Образовательные.

Карта индивидуального образовательного маршрута творческого развития ребенка 1. Общие данные о ребёнке Ф. И. О. ребенка. Дата рождения. Мать (ФИО, образование, место работы). Отец (ФИО, образование,.

Личностно ориентированный подход в проектировании индивидуального образовательного маршрута с детьми с ОВЗ .

Методическая разработка образовательного маршрута Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет Тема:.

Пример написания индивидуально образовательного маршрута на ребенка Уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию пример написания ИОМ на ребенка с ОВЗ. Более подробно будет описано физическое развитие, так.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника На сегодняшний день российское образование может опираться на принцип индивидуализации. В практике, процесс обучения и воспитания в основном,.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута как путь реализации потенциальных возможностей дошкольника Пояснительная записка В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не.

Реализация индивидуального образовательного маршрута (старший дошкольный возраст) Сентябрь Направление работы: диагностика, мониторинг, анкетирование родителей, тестирова-ние, анамнез физического развития, нервно-психического.

Взаимодействие ДОУ с родителями: задачи, формы и принципы Взаимодействие ДОУ с родителями Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Главной особенностью семейного воспитания является.

Журнал педагога для выстраивания работы с детьми группы и индивидуального маршрута развития ребенка. ЖУРНАЛ ПЕДАГОГА ДЛЯ ВЫСТРАИВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО МАРШРУТА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Журнал наблюдений детей от 3 до 8 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 11:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника: задачи, направления, принципы» (включая файлы) размещена пользователем Моденова Галина Николаевна (УИ 839617) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД