Ольга Степанюгина
Важность сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема социализации подрастающего поколения является одной из актуальных. Родители и педагоги озабочены тем, как сделать так, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным в себе, способным договариваться, учитывать интересы и чувства других, научился сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. Помочь в этом сложном процессе может сюжетно-ролевая игра, необходимо только создать соответствующую предметно - пространственную среду для развития игровой деятельности детей.
Публикация «Важность сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно-ролевая Игра занимает особое положение в педагогическом процессе, имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности, так как дает детям большую возможность проявить собственную активность и самостоятельность.
Сюжетно-ролевая игра вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Сюжетно-ролевая игра напрямую влияет на процесс социализации дошкольника. Она позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире. В сюжетно-ролевой игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет – это та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру.
Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими.
Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные.
Именно игра обеспечивает потребность ребенка дошкольного возраста в самостоятельности и творчестве. В игре все «понарошку» : и действия, и пространство, и роли.
Ребенку достаточно поставить стульчик, провести черту и обозначить: «Это тротуар, а это кабина автобуса». Заполнить салон пассажирами и управлять транспортом с помощью любого круглого предмета, заменяющего руль.
сюжетно-ролевые игры, воспроизводят всё то, что дети видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, игра становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста, формирует умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, готовность к совместной деятельности со сверстниками, способствует усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, что позволит ребенку занять свое место в обществе.
Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Они объединяются между собой по собственной инициативе, сами задумывают сюжет игры, распределяют роли, готовят игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Следуя взятой на себя роли, дети отражают те моменты окружающей действительности, которые привлекли их внимание, вызвали живой интерес, произвели особое впечатление. Конечно, все это возможно лишь при наличии предметно-пространственной развивающей среды.
Все, что пропущено ребенком через игру, становится его опытом и усваивается надолго. Происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации, определенные социальные взаимоотношения между людьми. Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер.