Оксана Махота
Важность развития отдельных областей художественно — эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания.
Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Публикация «Важность развития отдельных областей художественно — эстетического развития дошкольников» размещена в разделах
Основная цель художественно-эстетического развития детей - это создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.
Для достижения поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
1. Изучить современные подходы к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
2. Создать условия, способствующие реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
3. Использовать современные технологии по художественно-эстетическому развитию детей.
Направление «Художественно-эстетическое развитие» основывается на изобразительном и музыкальном искусстве и отражает впечатления окружающей жизни: природу, людей, образы минувшего, другие виды искусства (театр, архитектура, литература и т. п.). Образы предметов, объектов, явлений искусства дети воспринимают, переживают, оценивают практически ежедневно. Это происходит в процессе игр, бесед, обсуждений, чтения книг, слушания аудиозаписей, просмотра мультфильмов, занятий по всем образовательным областям.
Таким образом, сама художественная деятельность детей, их творчество не могут успешно развиваться вне интеграции. Образный характер любой художественно-творческой деятельности связан с постепенным и постоянным обогащением образа благодаря разнообразным впечатлениям, получаемым детьми из разных источников (различных образовательных областей). На этой основе у педагогического коллектива возникло понимание необходимости интеграции всех образовательных областей.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения:
-Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности: способствует образованию связей между различными образовательными областями;
· Повышает мотивацию деятельности, усвоения, делает ее личностно значимой для каждого ребенка;
· Формирует у детей более глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире и взаимосвязи всех его составляющих;
· Способствует более эффективному формированию эстетических качество личности ребенка, позволяет сократить количество занятий и время их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т. к. предотвращает перегрузки детей, освобождает время для самостоятельной деятельности, способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей (так называемая таблица достижений).
Система работы по художественно-эстетическому развитию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
· обновление содержания образования (выбор, написание программ и технологий);
· создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
· организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
· координация работы с другими учреждениями и организациями.
В целях создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности можно создать Проект "Организация деятельности по художественно-эстетическому направлению в ДОО в соответствии с ФГОС дошкольного образования".
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, насколько важно художественно – эстетическое развитие у дошкольников.
В любой образовательной области художественно – эстетического воспитания есть свои важные плюсы, благодаря которым дети учатся и музыкальному искусству, и театральному умению, развиваю свою речь, учатся рисовать. Каждая из областей важна в воспитании дошкольников.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.
Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.