Ольга Абрамцова
Важность лепки для детей среднего дошкольного возраста. Методическое пособие «Пластилиновое волшебство»
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 4-5 лет дети становятся более осознанными и произвольными, то есть развиваются волевые качества и устойчивость внимания, которые пригодятся в будущем. В этом возрасте дети стремятся достичь успеха в деле. Занятие должно проходить по продолжительности времени от 15 до 20 минут. Дети в этом возрасте начинают больше общаться со сверстниками, но в основном только с ровесниками своего пола. Девочки любят играть в тематические ролевые игры: дочки матери, магазин, принцесс. Мальчики же любят играть в моряков, военных, в машины. Интересы детей можно соединить для занятий по художественно- творческой деятельности, а также для работы в группах, для развития социально-коммуникативных способностей. Отличительной особенностью среднего дошкольного возраста является яркая фантазия и воображение. У детей появляется первая симпатия и привязанность, более осмысленные чувства, ребенок учится сопереживать, например, героям произведения, животным, тех кто его окружает. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствие осваивают различные виды творческой деятельности. Одной из основных становится лепка. В этом возрасте занятия по лепке проходят один раз в две недели. Но по мимо занятий дети могут в свободной деятельности заниматься лепкой. Основным материалом считается пластилин. Занятия изобразительного искусства дают детям углубленные знания о качестве и возможностях использования различных материалов, вызывают положительные эмоции, стимулируют желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщают к декоративному искусству. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению. Создавая объект, рисунок, изделие ребенок может выражать свои чувства, отразив свои внутренние переживания в зрительных образах. Благодаря этому у взрослого появляется возможность узнать внутренний мир ребенка. В 1897 году в Англии учитель Вильям Харбатт создал пластилин, для своих учеников, с целью создать пластичный материал, который можно было бы много раз использовать, а также лепить из которого приятно и легко. С раннего возраста ребенок знает такой мягкий, податливый материал, как пластилин, из которого можно лепить. Лепка пластилином помогает выражать те мысли и чувства, которые ребенок может держать в себе, скрывая от других. Актуальность лепки состоит в том, что главным в творчестве является не конечный результат, а сам процесс, в котором открываются внутренние переживания. Занятия лепкой ориентированы на эмоциональное благополучие ребёнка, уверенность в себе, чувство защищённости. В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования полноценной, здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить. Лепка дает возможность создать предмет, животное, героя, показать свое отношение к нему. Лепка уникальна, тем, что это осязаемый вид художественного творчества. Например, когда ребенок рисует, то он только может увидеть, а в лепке же можно потрогать, то чего создал и, если требуется легко можно изменить и подправить. Так же уникальна тем что ребенок работает руками, а не кисточкой, ножницами, тем самым можно назвать самой доступной для самостоятельного освоения. Лепка является доступной для самостоятельной работы. В процессе работы, ребенок активно использует пальцы на двух руках, чтобы предать форму, в это время работают два полушария мозга, так как используются тактильные ощущения и работает координация глаз. Е. П. Пименова считала, что «чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев». Можно сделать вывод, что дети, начавшие рано лепить, опережают своих сверстников в развитии, так как лепка дала толчок интеллектуальному и творческому развитию. Халезова Н. Б. писала: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей». Лепка - является для детей интересным занятиям, так как испытывают большое удовольствие создавая знакомые им предметы из податливого материала. Лепка - это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что он создаёт, но и осязает, видоизменяет в случае необходимости. Лепка пластилином воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, ловкость рук. Главным инструментом в лепке являются обе руки, поэтому уровень умения зависит от владения собственными руками. На занятиях с пластилином пальцы ребенка развиваются и крепнут, что напрямую влияет на развитие речи и мышления. Существует связь между активными движениями пальцев рук ребёнка и формированием его речевого аппарата. Руки для детей дошкольного и младшего школьного возраста являются для них дополнительным речевым органом. Свободное творчество дает эмоциональную разгрузку, возможность самовыражения, и просто доставляет большое удовольствие детям. Именно такой способ при работе с детьми помогает воплощать детские внутренние конфликты в визуальные формы. Ребенок, который начал лепить в раннем возрасте, значительно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. Благодаря лепке у ребёнка раньше развиваются интеллектуальные и творческие способности. Именно на занятиях лепкой умственная активность, творчество, художественный вкус развиваются быстрее и качественнее, чем на других занятиях изобразительного искусства. Трудно найти ребёнка, который бы не любил лепить. При помощи лепки пластилином можно создавать всевозможные композиции, лепить всё что угодно, на что только хватит фантазии. Если изделие не получилось или надоело, его всегда можно переделать. Важность применения пластилина на занятиях изобразительного искусства такова, что он дает ребёнку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление, творческие навыки. Мелкая моторика детей должна быть хорошо уже развита к дошкольному старшему возрасту, для подготовки к школе. Мы решили пополнить методическую копилку методическим пособием для образовательной деятельности детей среднего дошкольного возраста, для развития мелкой моторики рук при организации работы с пластилином. Так как занятия по художественно-творческой деятельности по лепке, направленное на развитие мелкой моторики и всестороннее развитие, проходит раз в две недели. Нужно создать методическое пособие, которое будет использоваться как на занятиях, так и для самостоятельного и удобного использования детьми средней группы. Методическое пособие должно основываться на возрастных особенностях и интересах среднего дошкольного возраста. Так же дети интересуются разными вещами и ребенку должен предоставляться выбор на занятие. Использоваться любимые герои и персонажи. Известно, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Занятие должно проходить в игровом стиле и должно носить обучающий характер. Методическое пособие должно быть красочным и разнообразным, чтобы ребенку захотелось использовать его в свободной деятельности, для развития мелкой моторики. А также пособие должно быть удобным, чтобы несколько детей среднего дошкольного возраста легко могли воспользоваться им, в одно время. При изготовлении пособия мы опирались на требования ФГОС ДО (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ). ФГОС ДО ставит во главу угла всестороннее развитие личности ребенка, индивидуальный подход к каждому ребенку и вся образовательная деятельность происходит через игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника и ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, продуктивная и др. Наш продукт создан на основе уже имеющихся аналогов, но с элементами авторской атрибутики. Новизна продукта: подбор, обобщение и систематизация учебных пособий из разнообразных источников на заданную тему. Продукт создан на основе уже имеющихся аналогов, но с элементами авторской атрибутики. Проблема проекта: разработав, систематизировав и апробировав методическое пособие, направленное на развитие мелкой моторики при организации работы с пластилином, действительно ли оно будет удобнее и интереснее для детей среднего дошкольного возраста? Практическая значимость продукта дипломного проекта заключается в том, что воспитатели смогут использовать методическое пособие на занятиях непосредственно образовательной деятельности, а также предназначено для свободной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Данный продукт ориентирован на воспитателей дошкольных организаций, выстраивающих образовательный процесс с детьми среднего дошкольного возраста, на детей четвертого и пятого года жизни, а также для свободной деятельности детей. Методическое пособие состоит из двух папок: Конспекты для непосредственно образовательной деятельности «Занятия по лепке в детском саду с детьми 4-5 лет». Описание методического пособия: в методическое пособие входят конспекты занятий для непосредственно-образовательной деятельности, детей среднего дошкольного возраста. В пособие представлены восемь конспектов занятий на следующие темы: «Здоровая еда», «Кондитеры», «Домашние животные», Дикие животные», «Зоопарк», «Динозавры», «Космос», «Профессии». Занятия составлены из интересов детей среднего дошкольного возраста, а также из возрастных и индивидуальных особенностей. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в лепке. Опорные схемы по лепке «Пластилиновое волшебство». Описание методического пособия: состоит из опорных инструкций по лепке фигурок. У детей среднего дошкольного возраста развито наглядно-образное мышление. В этот период жизни детям очень удобно воспользоваться опорной схемой по лепке. Для непосредственно-образовательной деятельности воспитателю с помощью схем будет легко продемонстрировать ребенку каждый этап работы при изготовлении фигурки. Пособие также может использоваться в свободной деятельности детей. В отличие от большого количества книг, представленных нам на прилавках, оно удобно тем, что нужную схему можно легко достать, так как располагается в папке на кольцах. Так же схемами может воспользоваться несколько детей в одно время. Схемы располагаются от «простого к сложному». Фигурки, которые могут сделать с помощью этих схем уже известны и любимы детям. В пособие представлены схемы на следующие темы: «Ягоды, фрукты и овощи – полезные продукты», «Кондитеры», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зоопарк», «Динозавры», «Космос», «Профессии». Цель методического пособия: Развитие мелкой моторики рук при организации работы с пластилином. Задачи методического пособия: Продолжать развивать интерес к лепке. Закреплять приёмы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием вверх краёв сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей. Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приёмам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приёмами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки, дополнять изображение деталями по решению самого ребёнка. Закреплять приёмы аккуратной лепки. Представленные нами методическое пособие можно расширять и дополнять дополнительными конспектами непосредственно-образовательной деятельности и схемами для совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста. Вывод: Организуемая образовательная деятельность по лепке уникальна тем, что ребенок работает руками (не кисточкой, ножницами, тем самым можно назвать самой доступной для самостоятельного освоения. В других видах деятельности, при работе с кисточкой, ребенок напрягает всю руку, в связи с возрастными особенностями. В лепке работают же только кисти рук. В процессе работы ребенок активно использует пальцы на двух руках, чтобы предать форму, в это время работают два полушария мозга, так как используются тактильные ощущения и работает координация глаз. Поэтому так важно, вызвать у ребенка интерес к занятиям по лепке, а также желания лепить в свободной деятельности. С помощью методического пособия «Пластилиновое волшебство», которое состоит из схем по лепке, детям средней группы будет более доступнее и интереснее лепить фигурки, которые вызовут эмоциональный отклик в дошкольниках после проделанной работы.
Публикация «Важность лепки для детей среднего дошкольного возраста, Методическое пособие „Пластилиновое волшебство“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Методические разработки
- Темочки