Ирина Ниязова
Система работы с детьми с признаками музыкальной одарённости по пению в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Все дети рождаются с неисчерпаемы потенциалом».
Синити Судзуки
Актуальность
Происходящие изменения в системе дошкольного образования: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребёнка – позволяют по-новому ставить проблему, открывают новые аспекты её изучения и решения.
Публикация «Система работы с детьми с признаками музыкальной одарённости по пению в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
Реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется с учетом требований ФГОС ДО, основной задачей которого является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Исследование природы одарённости показывает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованной деятельностью ребёнка.
Как известно, одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями в том, или ином виде деятельности.
Проблема
В настоящее время существуют методики, которые позволяют работать с одарёнными детьми, но каждый ребенок – уникален. Воспитание музыкальной одарённости должно быть направлено на развитие его способностей и раскрытие таланта, свойственного данному ребенку. Необходимо разработать для каждого ребенка свой индивидуальный маршрут развития музыкальных способностей.
Таким образом, природа одарённости активно требует создание таких условий для воспитанников, которые не только позволят развивать его музыкальные способности, но и обеспечат им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одарённости.
Сопровождение одарё нных детей осуществляется в соответствии с общими принципами:
Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип учёта возрастных возможностей.
Новизна:
1. Адаптация и комбинация элементов известных технологий, направленных на развитие вокальных данных дошкольников.
2. Использование авторских речевых и творческих упражнений для развития вокальных данных детей старшего дошкольного возраста, с учётом индивидуальных способностей и возможностей каждого воспитанника.
Условия:
1. Соответствие объёма выполняемых упражнений и вокальных произведений возрастным особенностям детей, индивидуализация репетиционной работы.
2. В соответствии с требованиями СанПин длительность занятий для детей старшего дошкольного возраста составляет 25-30 минут (п. 11.10).
3. Осуществление образовательного процесса в игровой форме.
Ожидаемые результаты
- усвоение воспитанниками основных певческих навыков;
- приобщение к музыкально-художественной культуре через музыкально-сценическое искусство;
-формирование у воспитанников способности к эстетическому восприятию окружающего мира;
-умение держаться на сцене во время концертных выступлений.
Этапы организации работы с детьми, имеющими признаки одарённости по пению.
1 этап – диагностика
В ходе 1 этапа проводится диагностическое обследование.
Цель: Выявление детей с признаками одарённости по пению.
Изучение методической литературы.
Разработка программы.
Диагностическое обследование детей.
Составление индивидуального маршрута для работы с каждым ребенком.
Составление перспективного плана работы с родителями.
Разработка плана мероприятий на учебный год.
2 этап - практический
Цель: Содействовать постановке и развитию голосового аппарата; накоплению интонационно-слухового опыта; формировать основные певческие навыки.
Организация индивидуальной репетиционной работы с детьми.
Организация консультаций, мастер-классов, концертов для родителей.
Разработка системы упражнений в соответствии с особенностями и возможностями данного ребенка.
Просмотр и анализ с детьми видеоматериалов.
Размещение на сайте ДОУ и на личном сайте консультаций, рекомендаций, мастер-классов, фрагментов выступлений.
3 этап - итоговый
Цель: Анализ выступлений детей на уровне ДОУ и участия в конкурсах разного уровня.
Выступления детей на уровне ДОУ и участие в конкурсах различного уровня.
Анализ уровня удовлетворённости родителей образовательной деятельностью по работе с одарёнными детьми.
Размещение информации об успехах детей на сайте ДОУ и личном сайте педагога.
Составление анализа реализации.
Основным творческим показателем достигнутых результатов обучаемых является: успешное выступление на различных концертах ДОУ, конкурсах, фестивалях различных уровней, отчетный концерт воспитанников.
Содержание работы с детьми
Пение - наиболее доступный вид исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В процессе активного пения у детей закрепляется интерес и любовь к музыке, развиваются основные музыкальные способности.
С целью организации работы с детьми, имеющими признаки одарённости по пению разработана программа «Капельки».
Цель: Создание условий для развития вокальных данных, у детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одарённости.
Задачи:
Образовательные: содействовать постановке и развитию голосового аппарата; формировать основные певческие навыки;
Развивающие: развивать способность к эстетическому восприятию окружающего мира; музыкальные способности, интерес к пению.
Воспитательные: формировать эмоционально-положительное отношение к произведениям музыкального искусства.
В ходе первого этапа проводится диагностическое обследование всех детей ДОУ. При выявлении ребенка, имеющего признаки музыкальной одарённости, провожу специальное диагностическое обследование, далее разрабатывается индивидуальная программа для ребенка. В рамках подготовительного этапа проводится анкетирование с родителями.
Основными направлениями второго практического этапа реализации программы являются :
1. Работа над певческими навыками.
2. Работа над постановкой концертного номера.
3. Охрана и гигиена детского голоса.
4. Работа с родителями.
5. Взаимодействие с учреждениями образования и культуры города.
Заключение
Анализ реализации программы показал высокий уровень результативного выступления старших дошкольников на конкурсах разного уровня.
Уровень удовлетворённости родителей составил100%.
Для всех детей важнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но в отношении одарённых детей эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на одаренных детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.