Папки-передвижки

Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента

Наталия Лебедева
Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

(1 СЛАЙД)

Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента

МБ ДОУ «Детский сад №144»

Лебедева Н. В. – зам. зав.

Полагаева Д. Е. - воспитатель

Интерес к развитию региональных систем экологического воспитания подрастающего поколения проявляется на разных уровнях образовательной системы России.

Публикация «Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента» размещена в разделах

В наиболее отчетливой форме региональный компонент экологического образования проявляется в дошкольном детстве. Это связано с тем, что дошкольники изучают в основном природное окружение родного края: в силу возрастных и психологических особенностей на этом этапе детского развития задачи образования в области окружающей среды невозможно решать без чувственного познания природы.

Одним из путей совершенствования системы экологического образования является применение учебных задач, обеспечивающих, с одной стороны, использование чувственного опыта воспитанников, и, с другой, организацию их деятельности исследовательского характера.

Организуя работу с детьми, мы стараемся, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками.

(2 СЛАЙД) В своей работе по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста мы решаем следующие задачи:

Воспитывать интерес к окружающему миру, природе Кзбасса.

Формировать представление о том, что люди, растения и животные обладают способностью приспосабливаться к среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе.

Развивать сенсорные способности, формировать умение пользоваться сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, обследовать различные природные явления (животные, растения, минералы и т. п.) и выявить их особенности и наиболее характерные признаки.

Формировать представления о месте обитания различных природных объектов: воде, земле, воздухе.

Знакомить с фольклорными жанрами (колыбельные песни, сказки, потешки) и использовать их для обогащения представлений детей о различных природных явлениях родного края.

Учить понимать цель наблюдений и делать доступные данному возрасту простейшие выводы из наблюдений.

Развивать умение участвовать в сюжетно-ролевых и театрализованных играх, направленных на закрепление представлений об окружающих природных явлениях и объектах.

Познакомить с праздниками, связанными с экологией Кузбасса и города Новокузнецка.

Обогащать речь детей, формировать речевые навыки.

Наша задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях природы и ее развития, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране ее. Параллельно с этим идет формирование у детей способностей эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножать красоту окружающего, побуждать задумываться над взаимоотношениями людей и природы.

Практика показывает, что зачастую современные дети знают больше о далеких экзотических странах и континентах, чем о природе родного края.

Мы живем в Сибири. Это часть нашей страны. А Кемеровская область – это часть Сибири. Богата и разнообразна ее природа. Высокие, покрытые вечным снежниками горы, бескрайняя тайга, прорезанная голубыми лентами гор, создают неповторимую красоту нашего края.

Для решения проблемы охраны не только редких исчезающих видов растений и животных, но и окружающей среды в целом, главным является, пожалуй, воспитание гуманного отношения к природе у подрастающего поколения.

И мы должны помочь детям узнать, чем красив и богат наш край. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине.

(3 СЛАЙД) В работе со своими воспитанниками мы руководствуемся принципами концепции личностно-ориентированного воспитательно-образовательного процесса:

Принцип ценности личности;

Принцип уникальности личности;

Принцип приоритета личностного развития;

Принцип эмоционально-ценностной ориентации воспитательно-образовательного процесса;

Принцип субъектности воспитательно-образовательного процесса;

Принцип ориентации на «зону актуального и ближайшего развития».

Основанный на выделенных принципах педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть и помогает ему «творить себя» свободного, развитого, ответственного человека.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Данное положение требует создания «учебного кабинета в природе», каким и является экологическая тропа.

(4 СЛАЙД) Экологическая тропа, как региональный компонент — специально оборудованная в воспитательных и образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, (5 СЛАЙД-фото) организующих и направляющих деятельность детей дошкольного возраста в природном окружении родного края. На экологической тропе наши воспитанники могут познакомиться с флорой и фауной родного региона.

(6 СЛАЙД - фото) Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения за флорой и фауной города Новокузнецка, игры, театрализованные занятия, экскурсии. (7 СЛАЙД – фото) Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропе с ребятами занимается воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх. В ДОУ своеобразные эколого-оздоровительные походы по тропинке совместно осуществляют воспитатель и инструктор по физкультуре.

(8 СЛАЙД) Используя экологическую тропу, как средство реализации регионального компонента мы опираемся на :

- природные особенности Кузбасса;

- экологические взаимодействия (видовое многообразие и место обитания); экологические связи со средой обитания (связи пищевые, информационные, звуки, краски, ароматы, формы, приспособленность к условиям жизни;

- связь труда, быта, традиций населения с природным окружением города;

- отношение к труду и поведению (род занятий, промыслы, пища, жилища, нормы и правила поведение к окружающей среде и др.)

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей: (9 СЛАЙД-фото)

• детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

(10 СЛАЙД- фото) составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей сделаны яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов;

(11 СЛАЙД) выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости в нашем детском саду это гусеничка Надя которая приходит к детям в гости с март по сентябрь и белка Оля - с октября по февраль;

• фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома;

• изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

• составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

(12-13 СЛАЙД-фото) Для организации работы на экологической тропинке нами разработан специальный «Паспорт экологической тропы» он является частью созданного в ДОУ «Экологического паспорта ДОУ». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, и приводится необходимая для воспитателя информация.

(14 СЛАЙД – ПЛАН) Планирование работы на экологической тропе проводится на основании данных полученных во время мониторинга «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

(15 СЛАЙД – ПЛАН) Коллективом нашего ДОУ был разработан тематический план работы с экологической тропой на все возрастные группы, в котором главные герои, выбранные ранее детьми старших групп, являются Белка Оля и Гусеница Надя.

Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками-объектами.

Как показывает опыт, эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.

(16-18 СЛАЙД - фото) В качестве видовых точек, прежде всего мы выделили деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. А также участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере наглядно показываем нашим воспитанникам отличия разных жизненных форм растений. Такие же наблюдения мы организовываем и на примере старого поваленного дерева. Под бревном находят прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно на территории детского сада мы оставляем засохшие деревья, спиливая некоторые их части. Очень часто на таких деревьях через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на них мы размещаем кормушки, изготовленные нашими воспитанниками.

На больших участках мы воссоздаём фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего для нашей местности (леса, луга).

Это помогает познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных, так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

При возможности мы создаём небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даёт положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

(19 СЛАЙД - фото) На нашем участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает нам выращивать другие растения, мы не уничтожили, а ввели в состав тропы как одну из видовых точек. На примере сорных видов объясняем многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, мы наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

(20 СЛАЙД - фото) Наш детский сад расположен вдалеке от автомобильных дорог, рядом с ДОУ расположен красивый парк, где дети с родителями гуляют вечерами.

На территории детского сада помимо дикорастущих растений (берез, кленовой аллеи, тополей) посажены культурные: сирень, вишня, можжевельник, смородина, акация. Имеется цветник, представленный в виде разнообразных цветов: ирисы, тюльпаны, пионы, бархатцы, шафраны, астры, цинния и другие.

(21 СЛАЙД- фото) В специально отведенном месте расположен огород, на котором выращиваются: лук, капуста, кабачки и другие овощи и лекарственные растения: аптечная ромашка, мать-и-мачеха, календула, мята, мелисса и другие.

Вокруг здания детского сада вдоль дорожек посажены низкорослые разнообразные декоративные цветы, радующие взгляд с раннего лета до глубокой осени (настурция, бархатцы). На прогулках можно встретить дятла, свиристелей, синиц, снегирей, поползней, кукушку, скворцов, воробьев, сорок, сову.

Для организации экскурсий и лыжных прогулок для детей используется кленовая роща, расположенная на территории детского сада.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности.

(22 СЛАЙД - График) Мониторинг «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» – в начале (сентябре) и в конце (мае) учебного года выявил, что работа педагогов на экологической тропе, как средство реализации регионального компонента позволяет развить у детей дошкольного возраста:

а) интерес к природе родного края;

б) стремление у детей принять участие в уходе за животными и растениями (по просьбе воспитателя или самостоятельно);

в) наличие элементарных знаний о жизни растений и животных, встречающихся на экологической тропе : название, необходимость определенных условий, способы ухода, способы передвижения и питания.

(23 СЛАЙД- фото) Дошкольное детство – ответственный период в жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В экологии центральными понятиями являются взаимодействия отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника необходимо ему представить, т. к. это может стать основой развивающегося взгляда на природу и отношение к ней. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

СЕНТЯБРЬ

Путешествие с гусеницей Надей

Объект 9: Путешествие в кленовую аллею, знакомство с живой изгородью

ОКТЯБРЬ

Путешествие с белкой Олей

Объект 10. В гостях у Берендея.

НОЯБРЬ

Путешествие с белкой Олей

Объект 11. Бревно для посиделок.

ДЕКАБРЬ

Путешествие с белкой Олей

Объект 12. Снежный городок.

ЯНВАРЬ

Путешествие с белкой Олей

Объект 1. Зимняя поляна

ФЕВРАЛЬ.

Путешествие с белкой Олей.

Объект 2. Птичий столб.

МАРТ

Путешествие с гусеницей Надей

Объект 3. Волшебный пенек.

АПРЕЛЬ

Путешествие с гусеницей Надей

Объект 4. В гостях у мухомора

МАЙ

Путешествие с гусеницей Надей

Объект 5. Сирень.

ИЮНЬ

Путешествие с гусеницей Надей

Объект 6. Береза – русская красавица.

Объект 15. Клумба.

ИЮЛЬ

Путешествие с гусеницей Надей

Объект 7. Лужок – сказочное озеро.

АВГУСТ

Путешествие с гусеницей Надей

Объект 8. Грибная полянка.

СЮРПРИЗНАЯ ПРОГУЛКА.

(ТЕМАТИКА СЮРПРИЗНЫХ ПРОГУЛОК НА КАЖДЫЙ МЕСЯЦ)

Объект 13. Колодец чудес.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в рамках реализации национально-регионального компонента Воспитатель :: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу начать нашу с вами встречу с этого стихотворения: Берегите Россию - нет России другой,.

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной — Мордовия» (подготовительная к школе группа) Задачи: «Познавательное развитие»: • расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, • дать детям общее представление.

Консультация для педагогов «Содержание регионального компонента ООПДО» Сейчас реформы образования в Российской Федерации ведутся в рамках осуществления идеи непрерывности образования. Поэтому система образования.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экологическая тропа как средство развития у ребенка представлений о природе» Подготовила и провела:воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г. Шебекино Белгородской области" Матушкина Ирина Викторовна,.

Проект по реализации регионального компонента «Земля моя Югорская!»Проект по реализации регионального компонента «Земля моя Югорская!» На современном этапе большую остроту приобрела проблема введения этнографических знаний в учебные заведения, в том числе и в дошкольные.

Педагогический проект по реализации регионального компонента «С чего начинается Родина?» Педагогический проект По региональному компоненту. Подготовила: воспитатель Правдивец Ирина Сергеевна 2015г Актуальность.

Статья «Создание музейной комнаты русского быта как средство реализации регионального компонента в ДОУ» Детство – это увлекательный мир сказок, забав, игр, а наша комната русского быта «Изба» - это настоящая сказка. В уютной комнате разместились.

Экологическая тропа ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА Сорокина Е. Г. Цель создания Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование.

Экологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детейЭкологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детей Экологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детей. Среди важных задач предлагаемых Стандартом ФГОС.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента
Опубликовано: 27 января 2016 в 15:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая тропа как средство реализации регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Лебедева (УИ 408638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД