Виктория Ермолаева
Опыт работы. Использование ИКТ в условиях ДОУ как фактор успешной реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Использование ИКТ в условиях ДОУ, как фактор успешной реализации ФГОС.
2слайд
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.
Публикация «Опыт работы, Использование ИКТ в условиях ДОУ как фактор успешной реализации ФГОС» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Опыт работы, практика
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
В детском саду, как в капле воды, отражаются те же изменения. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий.
3 слайд
Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Также до сих пор отсутствуют:
- методика использования ИКТ в образовательном процессе,
- систематизация компьютерных развивающих программ,
- единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность. Но, тем не менее, современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – использование ИКТ в работе с детьми. Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.
4 слайд
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
• Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и
ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.
• Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен)
5 слайд.
Основные цели и задачи применения ИКТ в ДОУ
Основная идея внедрения информационных технологий заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность дошкольного образования.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Основной целью внедрения информационно - коммуникационных технологий в детском саду является повышение качества образования.
Задачи использования ИКТ:
разработать и апробировать технологию мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;
создать тематическую копилку мультимедийных презентаций;
увеличить объем использования информационно-компьютерных технологий с субъектами образовательного пространства: администрацией, педагогами, родителями, воспитанниками.
6 слайд
Для реализации поставленных задач мне необходимо было научиться пользоваться не только компьютером и оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Для себя я определила, что ИКТ могут помочь мне:
- в подборе иллюстративного материала к совместной организованной деятельности с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
- в подборе дополнительного познавательного материала;
- в обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других педагогов;
- в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения);
- в создании презентаций в программе Рower Рoint, что поможет мне повысить эффективность совместной организованной деятельности с детьми, организации педагогического процесса, методической службы и педагогической компетентности родителей в процессе проведения родительских собраний, семинаров.
Кроме того, при создании единой базы методических и демонстрационных материалов у меня появится больше свободного времени.
7 слайд
Области применения ИКТ
В нашем детском саду имеется следующее оборудование, которое можно использовать при работе с ИКТ:
• телевизор с DVD приставкой,
• ноутбук
• Принтер,
• Магнитофоны,
• Видео и фотокамера.
8 слайд
Свои навыки по использованию ИКТ я применяю в работе:
- с детьми
с родителями
с коллегами
в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников, в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
9 слайд
В прошедшем учебном году я решила попробовать проводить часть занятий в старшей и подготовительной к школе группах с использованием ИКТ сначала на компьютере, а затем «вывела на большой экран» через телевизор. Основная идея заключалась в соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в нашем детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
10 слайд
Помимо создания и использования презентаций очень эффективно использую ресурсы Интернета. Это стало возможным, благодаря оборудованному методическому кабинету, в котором имеются компьютер с выходом в Интернет, и педагоги в удобное для них время могут спокойно за ним поработать.
Из интернет-ресурсов я использовала презентации про правила дорожного движения, пожарную безопасность, «Правила поведения в лесу» и другие; знакомили детей с государственными и народными праздниками. На данный момент разработана и апробирована технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций:
Уроки вежливости, Морские жители, Путешествие по сказкам, Учусь считать, Игровая математика, Игры фантазии, Развивающие игры и упражнения для детей, Веселая зарядка, 9 мая, Дети войны, Дорога безопасности, Что такое Новый год…
В рамках реализации проекта «Путешествие в Африку» использовала презентации: Африка, Географическое положение Африки, Животный и растительный мир Африки.
На праздничных мероприятиях: Устами младенца (день Дошкольного работника, Непоседы (выпускной, С Днем рожденья Детский сад.
И много других занимательных и развивающих игр для дошкольников.
Видеотека (DVD) :
Сборник образовательных мультипликационных фильмов: «География для самых маленьких», «Твои первые уроки», «Древний человек», «Диего», «Изучай и изобретай», «Улица Сезам», «Мои первые уроки», «Ребенок Эйнштейн»
Видеоуроки для детей: «Готовимся к школе», «Изучаем алфавит», «развиваем речь», «Цифры и счет», «Мир вокруг нас» и др. «Уроки тетушки Совы» для самых маленьких.
Звуковое сопровождение к занятиям «Добро пожаловать в экологию»
11 слайд
Применение компьютерной техники позволило мне сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Сравнительная диаграмма развития детей за 2013-2014 уч. г. без использования ИКТ.
Сравнительная диаграмма развития детей за 2014-2015 уч. г. с использованием ИКТ.
Кроме того ИКТ можно использовать на любом этапе совместной организованной деятельности:
- в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.)
- как информационно-обучающее пособие
- для контроля усвоения материала детьми.
12 слайд
В результате работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс я отметила их преимущества перед традиционными средствами обучения:
- ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн;
также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.
При планировании использования ИКТ в образовательном процессе важным аспектом является не допустить следующие ошибки:
несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил,
неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности,
бесплановость, случайность применения ИКТ,
нередко происходит перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками,
несоответствие возрасту детей.
13 слайд
В своем учреждении я являюсь консультантом по ИКТ, организатором информационной образовательной среды, отвечаю за формирование и размещение информации на официальном сайте нашего учреждения.
Цель моей методической работы - научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности ИОС своего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии с задачами своей профессиональной педагогической деятельности. Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами, я пользуюсь форумами в сетевых
педагогических сообществах. Мне интересны сетевые технологии общения.
Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы
создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы. Использование ИКТ помогло педагогам получить возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, в результате повысился их социальный статус.
14 слайд
Стараюсь активно использовать ИКТ при проведении для родителей консультаций, семинаров, практикумов. Это вызывает у них живой интерес и позволяет увидеть деятельность ребенка непосредственно в режимных моментах, совместной деятельности, помогают лучше осознать причины трудностей, обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее
относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из числа того, где можно применять ИКТ.
15 слайд
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в детском саду.
16 слайд
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Литература:
1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2. Венгер А. А., Дьяченко О М. «Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста»., М. 2001.
3. Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего
дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.- No6.-С. 8-10.
4. Калинина Т. В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в
дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
5. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН
2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"".
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. No1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
8. Соколова Е. Б. «ИКТ приходит в садик».
9. Трунина В. Н. «Применение ИКТ в образовательной деятельности ДОУ».