Гульнара Камалова
План-конспект урока литературного чтения «Валентина Осеева «Волшебное слово»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: литературное чтение
Тема урока : рассказ Валентины Александровны Осеевой «Вежливое слово»
Тип урока : Урок «открытия» нового знания
Формирование УУД:
1. Личностные действия:
1.1формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
1.2формирование мотивации к обучению и познанию
Публикация «План-конспект урока литературного чтения „Валентина Осеева „Волшебное слово“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, волшебные слова. Проекты, планы, недели
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературное чтение
- Осеева В.А.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1.3 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
1.4формирование уважительного отношения к иному мнению
2. Регулятивные действия:
2.1овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2.2освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
2.3 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
2.4освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
2.5овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
3. Познавательные действия:
3.1 осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
3.2формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3.3установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
4. Коммуникативные действия:
4.1формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
4.2формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
4.3 формирования умения слушать и вступать в диалог
Этап урока Действия учителя Деятельность учащихся УУД
1. Орг.
момент -Здравствуйте, дети.
Слайд2
Давайте настроимся на урок, прочитаем тихо монотонно
_Я начинаю работать, чтобы узнать новое
-Буду внимателен и активен
-У меня все получится
- Если мне будет трудно, я попрошу помочь, ведь я не один. Мы- дружная команда!
Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте подарим им улыбку.
В мире существует много форм различных приветствий, например.
жители Европы, здороваясь, приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон,
В России говорят здравствуйте, улыбаются
В Тибете снимают головной убор, левую руку закладывают за ухо и высовывают язык
в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них,
японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.
Но всегда при встрече люди улыбаются друг другу.
-Что мы показываем человеку, когда улыбаемся ему?
-Как можно назвать людей, которые всегда здороваются?
-А как вы объясните, кто такой вежливый человек?слайд 3 Приветствуют гостей, друг друга, улыбаются.
Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.
Дети показывают, как здороваются в разных странах.
2. Актуализация знаний
То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова. Разминка.
Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)
Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.
-А почему их так называют?
Слайд4
С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека.
Проверка домашнего задания
Тест «Анна, не грусти»
Самооценка!слайд5
3. Постановка
учебной задачи
4.«Открытие нового знания»
- Первичное чтение учителем и детьми.
-Словарная работа
Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?
- Имя автора, произведение которого мы сегодня будем читать, зашифровано в этих строчках
На доске
авеесо анворднаскела анитнелав
оволс еонбешлов
Слайд 6
- Да, сегодня мы будем работать с произведением Валентины Александровны Осеевой.
Сформулируйте задачи урока опираясь на опорные слова и тему урока
Познакомиться –с автором и произведением
-дать характеристику главным героям
-определить главную мысль рассказа
-совершенствовать читательские навыки и развивать речь
Давайте послушаем биографию Валентины Осеевой.
Биографию рассказывает учащийся.
Слайд 6.8.9.10.11.12.13. Нияз
14
Откроем страницу 87.
- Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?
-Как вы думаете, о чем оно будет?
- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?
Слайд15,16
Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте потренируемся читать слова, сложные слова и теперь выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.
(предположения детей)
(задание на карточках у каждого ребенка)
(предположения детей)
Слушают чтение рассказа учителем, называют волшебное слово, о котором идёт речь в рассказе.
Выясняют значение некоторых слов встречающихся в тексте
5. Первичное закрепление
-Проверка восприятия Аудиозапись «Волшебное слово»салйд 17
- Назовите главного героя рассказа.
- Понравился вам мальчик? Почему?
- Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
Кто помог мальчику?
- Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
Слово оказалось по-настоящему волшебным.
Слайд18 Называют имя главного героя рассказа. Объясняют своё мнение. Отвечают на вопросы по содержанию рассказа.
6. Физ. минутка Музыкальная физминутка слайд 19
7.7. Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
- -Повторное чтение
- Работа над содержанием
-Работа в группах
-
Сейчас мы прочитаем рассказ «по цепочке.»
-Как нужно произносить волшебное слово?
По ходу
Учебник
- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте….
1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.
Можно ли старика назвать волшебником?
Почему?
2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
- Почему старик помог мальчику?
3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
- Каким стал мальчик, после общения со стариком?
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово?
- Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?
(Лена широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала….)
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке).
(За столом сразу все замолчали. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы).
Оно становилось хорошим)
Пожалуйста
Изменилась, все стали относится к мальчику по-доброму, как он этого и заслуживал
Потому что он помог мальчику стать добрым
Потому что он поверил ему
Вежливым
8. Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
В парах - Перед вами листочки, в них вы найдете части пословиц. Ваша задача, собрать из частей целые пословицы и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль рассказа.
Добрый человек…. потом – говори.
Сначала думай…. добром и платят.
Вырасти вырос …. добру и учит.
Век живи…. а ума не вынес.
За добро…. век учись.
- Какая пословица подходит к нашему произведению?
- Так какова главная мысль рассказа?
- Кто на самом деле творил чудеса?
Слайд 21
- Как часто и в каких случаях вы употребляете волшебные слова? (Часто, когда кого – то благодарим, здороваемся, желаем доброй ночи, доброго утра, что – то просим, извиняемся, прощаемся)
- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?
- Что для этого нужно?
Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми.
-Что посеешь, то и пожнешь.
За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой
- Сейчас я предлагаю вам примерить на себя шесть шляп.
и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители Добрый человек добру и учит
За добро добром и платят
Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»
По – доброму, с уважением.
10. Итог урока - Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили?
- Как они действуют на людей?
-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? Люди становятся добрее, улыбаются в ответ
Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать
11. Рефлексия деятельности
Слайд 22
Прежде чем я назову отметки за урок, попробуйте вы сами оценить свою работу на уроке.
Сделать это нам помогут солнышко и тучка на парте.
Но будьте внимательны:
-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось-солнышко
- если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше-солнышко с тучкой
- а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось-тучка
Слайд23
Домашнее задание (дифференцированное)
1. составить рассказ о том, как вы использовали волшебные слова
2. 5 пословиц о вежливости
3. чтение по ролям