Получи документы

Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с многозначными словами?»

Ахунова Гульшат
Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с многозначными словами?»
▼ Скачать + Заказать документы

Как знакомить ребенка с многозначными словами?

В игре и только в игре. Читая забавные стихотворения, задавая вопросы, сами играя роль Незнайки, вы будете стимулировать у ребенка развитие словаря. Начинайте с простых примеров, а потом переходите на более сложные. Например, можно использовать следующие стихотворения:

Меня послали в огород

За луковым пером.

Смотрю, на грядках лук растёт,

А перьев нет кругом.

Они на курицах растут,

Я точно знаю это,

Какая-то ошибка тут -

Публикация «Консультация для родителей „Как знакомить ребенка с многозначными словами?“» размещена в разделах

У лука перьев нету! (Г. Новицкая)

Размышляйте вместе с ребенком : "Почему растерялся мальчик? Как бы ты объяснил мальчику выражение "луковое перо"?"

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила,

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил… стакан (О. Григорьев)

Спросите у ребенка : "Что означает "разбил стакан" ("разбила клумбу"? Объясни, как ты это понимаешь? Как об этом можно сказать по-другому?"

Как знакомить детей со словообразованием глаголов способом префиксации?

Словообразование способом префиксации - это те случаи, когда производные слова (в данном случае - глаголы) образуются с помощью приставки. Лучше начинать с практических действий типа: налей молоко в чашку, вылей воду в миску, перелей чай из чашки в стакан, полей вазон и т. п., а потом переходить на слова в составе рассказов и стихотворений:

Бим как-то раз в саду сидел,

Вдруг Бом веселый прилетел.

Бом низко-низко пролетел,

А Бим поймать его хотел.

Бом столб спокойно облетел,

У Бима лоб весь день гудел.

Бим крался, Бим дышать не смел,

А Бом к забору отлетел.

Бом на заборе повисел

И тут же снова улетел.

Бим лез по лестнице, пыхтел,

А Бом, смеясь, в окно влетел.

Бим оглянуться не успел,

Как Бом на крышу залетел.

Бим со ступенек полетел,

Боб на него с куста глядел.

Бим от обиды заревел,

И тут же Бом к нему слетел.

Так подружились Бим и Бом,

В саду сидят они вдвоем.

Если ребенку трудно улавливать содержание рассказа, используйте игровых персонажей и с их помощью демонстрируйте называемые действия.

Что еще обогащает словарь ребенка?

Игры в "объяснялки". Вы читаете ребенку рассказ или стихотворение и просите объяснить Инопланетянину (Почемучке, Незнайке и т. п., что обозначает то или иное слово. Например, после прочтения стихотворения:

На крыжовник

Я в обиде.

Он вчера меня обидел:

За две ягодки ужалил.

Ох и жаден! (И. Винокуров)

Можно спросить у ребенка : "Почему обиделся мальчик? Что означает "обиделся"? Кто его обидел? Что значит "ужалил" крыжовник? Почему мальчик решл, что крыжовник жадный? Кто (что) может жалить? (быть жадным?"

Как учить ребенка различать предлоги?

Лучше делать это, используя картинки и стихотворные миниатюры. Например:

Цыплята и курица

Целый день на улице -

Цыплята у курицы,

Цыплята на курице,

Цыплята под курицей.

или

Щетки в ящике,

Щетки на ящике,

Щетки за ящиком,

Щетки под ящиком.

Обращайте внимание ребенка не только на предлоги, но и на падежные окончания существительных.

Как развивать связную речь ребенка?

Чтобы у ребенка появилась и развивалась связная речь, в первую очередь, он должен ее слышать. Поэтому читайте ребенку небольшие рассказики, рассматривайте иллюстрации к ним, задавайте вопросы, на которые на первых порах можно отвечать одним словом, а затем целым предложением, вместе пересказывайте, придумывайте продолжение историй. Лучше, чтобы тексты для чтения содержали элементы морального воспитания, например:

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.

- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, только глазами захлопала.

- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.

Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:

- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.

Сказал и пошел дальше.

Смотрит - гусеница ползет.

- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!

- А как же надо? - удивилась гусеница.

- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!

Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.

- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!

И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.

- Чтобы учить, - сказала цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?.

(Г. Юдин)

• Кто главный герой рассказа? (цыпленок) О ком рассказ? (о цыпленке) Про кого ты узнал из рассказа? (про цыпленка)

• Кому давал советы цыпленок?

• Что сказала Цыпу цапля? Как ты думаешь, почему?

Как помочь ребенку научиться различать родовые окончания?

Если у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР, ему очень сложно научиться различать родовые окончания. Часто в его речи можно услышать: "Воспитателька сказал… Папа уехала…". Для начала предложите ребенку поиграть в игру "Он или она?". Выставляя игрушки или показывая картинки, называйте их, выделяя голосом последний звук. Например: слоН, машинА, мяЧ, куклА. Гласную [а] в конце слов лучше произносить напевно, а последний согласный - коротко и отрывисто. Это делается для того, чтобы ребенок запомнил : существительные мужского рода, т. е. те, о которых можно сказать "ОН", заканчиваются коротким и орывистым согласным, а существительные женского рода ("ОНА") - протяжной гласной. После того, как ребенок усвоил родовые окончания существительных, можно переходить к глаголам. Можно предложить ребенку игру "Угадай-ка". Вы называете глаголы женского и мужского рода и просите угадать (показать на картинке, о ком идет речь - о мальчике или о девочке. Например: пошла, пел, одел, взяла и т. д. Сначала для облегчения выполнения задания ребенком лучше выделять голосом последний звук. Сложнее овладеть родовыми окончаниями прилагательных. Лучше читать ребенку стихи, ведь именно в них в наиболее доступной форме и довольно ярко выражены родовые окончания. Например:

Черные чернила,

Черные чулки,

Черные перчатки,

Черные очки.

Бабочка ночная

С черненьким крылом,

Белочка ручная

Над черненьким дуплом.

Грач чернее ночи,

Черненький жучок,

Черный клюв у птички,

Черный червячок.

Можно спросить у ребенка : "Кто (что) еще черное? Про кого мы скажем "черный"? (грач, жук, чемодан, кот и т. д.) "Черная"? (смородина, ночь, пантера, ручка и т. д.) "Черные"? (брюки, тучи, ботинки, брови и т. д.)".

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: как облегчить её для ребенка и для родителей» Детям очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом.

Консультация для родителей «Как слушать ребенка?» Многие родители задаются вопросом: " Как понять о чем говорит ребенок?" 1. Спросите у малыша, почему он вел себя таким образом. Возможно,.

Как знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательнымКак знакомство с многозначными словами сделать интересным и увлекательным «Речевое развитие» - одна из самых важных областей в развитии и воспитании ребёнка. Мы знаем, что развитие речи детей во многом зависит.

Консультация для родителей группы «Сложный дефект. Как знакомить детей с цветом и величиной предметов в домашних условиях»Консультация для родителей группы «Сложный дефект. Как знакомить детей с цветом и величиной предметов в домашних условиях» Уважаемые родители, дедушки и бабушки! Даже в простых домашних условиях можно развивать зрительное восприятие у детей. Рассмотрим несколько.

Консультация для родителей «Игры для обогащения речи детей многозначными словами» С детьми старшего возраста в детском саду проводится работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Уделяется внимание работе над.

Консультация для родителей. Как развивать речь ребенка КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА? «Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну, слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или.

Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего дошкольного возраста сенсорными эталонами дома» Консультация для родителей «Как знакомить детей младшего дошкольного возраста сенсорными эталонами дома» Развитие сенсорного восприятия.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с птицами» О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно. У наших садов, полей, лесов, всего зеленого мира немало врагов. Это –.

Обогащаем словарь детей, знакомимся с многозначными словами РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ Для дома и детского сада. Игра 1. Что бывает острым? Цель: познакомить с различными значениями слова острый. Назовите (нарисуйте).

Работа с многозначными и омонимичными словами в начальной школе. Анализ программ и учебников русского языка .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с многозначными словами?»
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 17:13
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с многозначными словами?»» (включая файлы) размещена пользователем Ахунова Гульшат в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД