Ахунова Гульшат
Консультация для родителей «Как знакомить ребенка с многозначными словами?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как знакомить ребенка с многозначными словами?
В игре и только в игре. Читая забавные стихотворения, задавая вопросы, сами играя роль Незнайки, вы будете стимулировать у ребенка развитие словаря. Начинайте с простых примеров, а потом переходите на более сложные. Например, можно использовать следующие стихотворения:
Меня послали в огород
За луковым пером.
Смотрю, на грядках лук растёт,
А перьев нет кругом.
Они на курицах растут,
Я точно знаю это,
Какая-то ошибка тут -
Публикация «Консультация для родителей „Как знакомить ребенка с многозначными словами?“» размещена в разделах
У лука перьев нету! (Г. Новицкая)
Размышляйте вместе с ребенком : "Почему растерялся мальчик? Как бы ты объяснил мальчику выражение "луковое перо"?"
Вечером девочка Мила
В садике клумбу разбила,
Брат ее мальчик Иван
Тоже разбил… стакан (О. Григорьев)
Спросите у ребенка : "Что означает "разбил стакан" ("разбила клумбу"? Объясни, как ты это понимаешь? Как об этом можно сказать по-другому?"
Как знакомить детей со словообразованием глаголов способом префиксации?
Словообразование способом префиксации - это те случаи, когда производные слова (в данном случае - глаголы) образуются с помощью приставки. Лучше начинать с практических действий типа: налей молоко в чашку, вылей воду в миску, перелей чай из чашки в стакан, полей вазон и т. п., а потом переходить на слова в составе рассказов и стихотворений:
Бим как-то раз в саду сидел,
Вдруг Бом веселый прилетел.
Бом низко-низко пролетел,
А Бим поймать его хотел.
Бом столб спокойно облетел,
У Бима лоб весь день гудел.
Бим крался, Бим дышать не смел,
А Бом к забору отлетел.
Бом на заборе повисел
И тут же снова улетел.
Бим лез по лестнице, пыхтел,
А Бом, смеясь, в окно влетел.
Бим оглянуться не успел,
Как Бом на крышу залетел.
Бим со ступенек полетел,
Боб на него с куста глядел.
Бим от обиды заревел,
И тут же Бом к нему слетел.
Так подружились Бим и Бом,
В саду сидят они вдвоем.
Если ребенку трудно улавливать содержание рассказа, используйте игровых персонажей и с их помощью демонстрируйте называемые действия.
Что еще обогащает словарь ребенка?
Игры в "объяснялки". Вы читаете ребенку рассказ или стихотворение и просите объяснить Инопланетянину (Почемучке, Незнайке и т. п., что обозначает то или иное слово. Например, после прочтения стихотворения:
На крыжовник
Я в обиде.
Он вчера меня обидел:
За две ягодки ужалил.
Ох и жаден! (И. Винокуров)
Можно спросить у ребенка : "Почему обиделся мальчик? Что означает "обиделся"? Кто его обидел? Что значит "ужалил" крыжовник? Почему мальчик решл, что крыжовник жадный? Кто (что) может жалить? (быть жадным?"
Как учить ребенка различать предлоги?
Лучше делать это, используя картинки и стихотворные миниатюры. Например:
Цыплята и курица
Целый день на улице -
Цыплята у курицы,
Цыплята на курице,
Цыплята под курицей.
или
Щетки в ящике,
Щетки на ящике,
Щетки за ящиком,
Щетки под ящиком.
Обращайте внимание ребенка не только на предлоги, но и на падежные окончания существительных.
Как развивать связную речь ребенка?
Чтобы у ребенка появилась и развивалась связная речь, в первую очередь, он должен ее слышать. Поэтому читайте ребенку небольшие рассказики, рассматривайте иллюстрации к ним, задавайте вопросы, на которые на первых порах можно отвечать одним словом, а затем целым предложением, вместе пересказывайте, придумывайте продолжение историй. Лучше, чтобы тексты для чтения содержали элементы морального воспитания, например:
Цыпленок Цып
Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше.
Смотрит - гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
- А как же надо? - удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - сказала цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?.
(Г. Юдин)
• Кто главный герой рассказа? (цыпленок) О ком рассказ? (о цыпленке) Про кого ты узнал из рассказа? (про цыпленка)
• Кому давал советы цыпленок?
• Что сказала Цыпу цапля? Как ты думаешь, почему?
Как помочь ребенку научиться различать родовые окончания?
Если у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР, ему очень сложно научиться различать родовые окончания. Часто в его речи можно услышать: "Воспитателька сказал… Папа уехала…". Для начала предложите ребенку поиграть в игру "Он или она?". Выставляя игрушки или показывая картинки, называйте их, выделяя голосом последний звук. Например: слоН, машинА, мяЧ, куклА. Гласную [а] в конце слов лучше произносить напевно, а последний согласный - коротко и отрывисто. Это делается для того, чтобы ребенок запомнил : существительные мужского рода, т. е. те, о которых можно сказать "ОН", заканчиваются коротким и орывистым согласным, а существительные женского рода ("ОНА") - протяжной гласной. После того, как ребенок усвоил родовые окончания существительных, можно переходить к глаголам. Можно предложить ребенку игру "Угадай-ка". Вы называете глаголы женского и мужского рода и просите угадать (показать на картинке, о ком идет речь - о мальчике или о девочке. Например: пошла, пел, одел, взяла и т. д. Сначала для облегчения выполнения задания ребенком лучше выделять голосом последний звук. Сложнее овладеть родовыми окончаниями прилагательных. Лучше читать ребенку стихи, ведь именно в них в наиболее доступной форме и довольно ярко выражены родовые окончания. Например:
Черные чернила,
Черные чулки,
Черные перчатки,
Черные очки.
Бабочка ночная
С черненьким крылом,
Белочка ручная
Над черненьким дуплом.
Грач чернее ночи,
Черненький жучок,
Черный клюв у птички,
Черный червячок.
Можно спросить у ребенка : "Кто (что) еще черное? Про кого мы скажем "черный"? (грач, жук, чемодан, кот и т. д.) "Черная"? (смородина, ночь, пантера, ручка и т. д.) "Черные"? (брюки, тучи, ботинки, брови и т. д.)".