Панюкова Ольга Васильевна
Работа с многозначными и омонимичными словами в начальной школе. Анализ программ и учебников русского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Ставя грамматические задачи, учебник русского языка для начальных классов через конкретные приемы умственной деятельности в процессе последовательной, систематической работы со словом, предложением, текстом, через их разносторонний анализ способствует решению задачи развития речи и мышления школьника, расширяет кругозор детей в области родного языка, создает языковую среду как условие формирования речевых умений. Учебный материал создает базу для развития связной речи: устные речевые упражнения, ознакомление с простейшими изобразительно-выразительными средствами языка (рассказывание, восстановление деформированного предложения и небольшого текста, т. е. преобразующая речевая деятельность учащихся).
Публикация «Работа с многозначными и омонимичными словами в начальной школе, Анализ программ и учебников русского языка» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Многозначные слова, омонимы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Для анализа мы выбрали систему учебников под редакцией авторов С. В. Иванова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко («Начальная школа 21 века») и В. П. Канакина, В. Г. Горецкий («Школа России»). Содержание учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века» направлено на развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности учащихся – слушания, говорения, письма, чтения; формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о лингвистических понятиях и явлениях, необходимых для дальнейшего успешного обучения русскому языку в последующих классах; активизацию мыслительной и познавательной деятельности; создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка; воспитание чувства уважения и любви к русскому языку, языку своего народа, родному слову. В учебнике существенное внимание отводится лексической, синтаксической и речевой работе, формированию специальных речевых умений, чему подчинено содержание текстового, иллюстративного материала [Иванов 2001].
Программа «Школа России» направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности [Канакина 2011].
Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных лексических упражнений (Таблица 1).
Таблица 1 – Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой
Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого
Упражнение на определение лексического значения многозначного слова
У. 1 с. 48, с. 66, у. 5, с. 143, у. 1(3) С. 19, у. 2
с. 26 у. 2, с. 27; с. 28, у. 1-3
с. 29. у. 5, с. 38, у. 1-2 с. 148, у. 3 (10) С. 5-6, у. 1,3
С. 51, у. 4 (3)
0
16
Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания
С. 10. у. 3 (1) С. 11,у. 1
с. 21 у. 4
с. 130, у. 2, с. 141, у. 1
с. 148, у. 1(5) с. 61, у. 2 (1)
Ч. 1. с. 30, у. 1, с. 31, у. 4, с. 58, у. 4, с. 102, у. 5 (4)
11
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением С. 117,у. 1, с. 131, у. 5 (2) С. 33-36, у. 1-2, с. 37-38, у. 3, с. 38.1, с. 39 (5) С. 51, у. 4 (1) Ч. 1 с. 125 (1)
9
Упражнение на составление предложений с многозначными словами
С. 127,у. 5 (1) С. 29, у. 4, с. 40, у. 3, с. 38,у. 3 (3) 0 0
4
Упражнение на замену многозначных слов синонимами
С. 128, у. 1 (1) С. 40, у. 4
с. 54, у. 1, с. 55,у. 4
с. 97, упр. 6 (4) 0 0
5
Упражнения на определение лексического значения омонимов 0 С. 68, 69, у. 1, с. 74, у. 4 (4) 0 Ч1,с. 15, у. 5 (1)
5
Упражнения на нахождение омонимов
0 С. 69, у. 3
С. 70-71, у. 4-6 (4) 0 0
4
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания
С. 76, у. 5 (1) 0 С. 5-6, у. 1,3 (2) Ч. 1 С. 78,у. 2 (1)
4
Упражнения на определение омографов
0 С. 47, у. 3,4,5
С. 69, у. 2 (4) С. 12, у. 1-2 (2) ч. 2 с. 96, у. 3 (1)
7
Упражнение на составление предложений с омонимами 0 С. 69, у. 1 (1) С. 56, у. 3 (1) 0
2
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов
0 0 0 0 0
Итого 9 40 10 8 67
Анализ данных учебников позволил установить характер работы над многозначными и омонимичными словами, а также формируемые у младших школьников лексические знания и умения. В учебниках представлены 67 лексических заданий различного характера. Большая работа над многозначными и омонимичными словами предусматривается во 2 классе. Этому вопросу посвящены 40 упражнений, расположенных в разных темах учебника. Наблюдение над данными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте и продолжаются в течение всего периода обучения в начальной школе. Из таблицы видно, что особое внимание уделяется упражненииям на определение лексического значения многозначных слов, их 16, а на определение лексического значения омонимов всего лишь 5. Задачи данных упражнений заключается в том, чтобы сформировать умение детей пользоваться толковыми словарями. Разумеется, из-за сложности материаладалеко не во всех упражнениях даются подобные задания. Учитель всегда может организовать эту работу по своему усмотрению. Сравнив количество упражнений по работе с многозначной лексикой (45 за весь курс начальной школы, с упражнениями по работе с омонимами, (их 22, видно, что упражнения с многозначной лексикой превышает на 23. Меньшее количество упражнений насоставление предложений с омонимами, их 2, на составление предложений с многозначными словами – 4. В 1 и 4 классах на изучение данной темы отведено всего 8-9 упражнений за год. Задания на нахождение омонимов проводятся только во 2 классе в количестве 4 упражнений. Специальные упражнения на разграничение слов-омонимов и многозначных слов не выявлены.
Таким образом, изучив упражнения учебников по программе «Начальная школа 21 века» можно сделать следующие выводы: большую часть времени на изучение многозначных слов авторы отвели во 2 классе, в 1 классе проходит только ознакомление со словами, имеющими несколько значений. В 3 и 4 классах упражнения такого типа не предусмотрены. Суммарный объём упражнений, предполагающих работу над данной темой, не обладает достаточным потенциалом для обогащения и активизации словарного запаса учащихся 3 классов.
В качестве второго объекта анализа, представленного в данном параграфе избраны учебники русского языка «Школа России», авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий (Таблица 2).
Таблица 2 - Упражнения на работу над многозначной и омонимичной лексикой
Виды упражнений 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого
Упражнение на определение лексического значения многозначного слова
С. 26,у. 6, с. 27,у. 17, с. 79,у. 3; с. 56,у. 8 (4) С. 47,у. 58;
С. 48,у. 59,60 с. 49,у. 61; с. 120, у. 203 (5) С. 8,у. 5; с. 40-41,у. 65; с. 9,у. 10 (5) С. 46,у. 65; с. 58,у. 92; с. 78,з. 1; с. 128,у. 274 (4)
18
Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания
С. 99,у. 11 с. 102,у. 18 (2) С. 24,у. 38; с. 43, у. 72 (2) С. 9,у. 10; с. 32,у. 50; с. 54,у. 91 (3) С. 6. у. 1-2; с. 13,у. 12-13; с. 15,у. 16; с. 30,у. 38-39; с. 24,у. 49; с. 121,у. 255; с. 142,у. 319 (10)
17
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 0 С. 49,у. 62; с. 50,у. 63; с. 51,у. 64,65 с. 72,у. 109; с. 42,у. 71; с. 72,у. 124; с. 89,у. 153 (8) С. 32,у. 51; с. 43,у. 70 (2) С. 36,у. 49; с. 46,у. 66-67; с. 71,у. 121; с. 132, у. 252 (5)
15
Упражнение на составление предложений с многозначными словами
0 с. 50,у. 63 (1) с. 9,у. 10 (1) 0
2
Упражнение на замену многозначных слов синонимами
0 с. 42,у. 71 (1) 0 0
1
Упражнения на определение лексического значения омонимов
С. 127,у. 10 (1) С. 25,у. 41; с. 84,у. 147 (2) С. 45-46,у. 75-78; с. 49,у. 88 (5) С. 48,у. 73; с. 70,у. 118; с. 115,у. 244 (3)
11
Упражнения на нахождение омонимов
0 0 0 С. 47, у. 69-70; с. 48,у. 72; с. 99,у. 176; с. 68-69,у. 141 (5)
5
Продолжение таблицы 2
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания
С. 8,у. 5 (1) С. 23,у. 37 (1) 0 С. 69,у. 143 (1)
3
Упражнения на определение омографов
С. 42,у. 6-8, с. 43,у. 9 (4) 0 С. 55,у. 94 (1) 0
5
Упражнение на составление предложений с омонимами С. 127,у. 10 (1) 0 С. 55,у. 94 (1) С. 48, у. 71 (1) 3
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов
0 0 0 0 0
Итого 13 20 18 29 80
Нами выявлены упражнения различного характера. Из таблицы видим, какие упражнения и в каком количестве предложены авторами данной программы. Особое внимание также уделяется упражнениям на определение лексического значения многозначного слова. Наблюдение над многозначными словами начинается в 1 классе в период обучения грамоте. В учебнике «Азбука» В. Г. Горецкого дан богатый материал по ознакомлению со словами, имеющими несколько значений. Знакомство с термином «многозначное слово» происходит во 2 классе при анализе слов шляпка и игла. Большое внимание уделяется работе со словарем. Авторы учебника учат детей при выполнении упражнений находить слово в толковом словаре или словаре омонимов. Термин «омонимы» вводится в 3 классе при анализе стихотворения Б. Гольдберга (Приложение Д, рисунок 4).
Упражнения на работу с омонимичными словами обнаружены нами, их всего 27, но у каждого задания цель различна. Упражнения на нахождение омонимов найдены, их 5. Всего 1 задание на замену многозначных слов синонимами включено в учебник 2 класса. В небольшом количестве даны упражнения на составление предложений с многозначными словами (2, с омонимами – 3. Большое количество упражнений предусмотрено на нахождение слов с прямым и переносным значением, их 15 во 2-4 классах, большая часть во 2 (8 упражнений). В учебнике 4 класса представлено больше заданий по данной теме, но большая часть из них не содержит задания по работе с многозначной или омонимичной лексикой. Учитель самостоятельно акцентирует внимание на том или ином слове для анализа; дается задание найти слово, имеющее несколько значений. Таких упражнений в учебниках 20, 17 из них – включающие многозначную лексику и 3 – омонимичную.
Проанализировав материал учебников двух программ, нами была составлена сопоставительная таблица 3.
Таблица 3 - Сопоставительная таблица
Виды упражнений «Начальная школа 21 века» «Школа России»
Упражнение на определение лексического значения многозначного слова
16
18
Упражнения, включающие многозначную лексику, но не содержащее задания 11 17
Упражнение на определение слов с прямым и переносным значением 9 15
Упражнение на составление предложений с многозначными словами 4 2
Упражнение на замену многозначных слов синонимами
5 1
Упражнения на определение лексического значения омонимов
5 11
Упражнения на нахождение омонимов
4 5
Упражнения, включающие омонимичную лексику, но не содержащие задания
4 3
Упражнения на определение омографов
7 5
Упражнение на составление предложений с омонимами
2 3
Упражнения на разграничение омонимов и многозначных слов
0 0
Итого 67 80
Из таблицы видим, что в учебниках программы «Школа России» содержится на 13 упражнений больше, чем в учебниках программы «Начальная школа 21 века». Большая работа проводится над такими видами упражнений, как определение лексического значения многозначного слова. Этому вопросу посвящены 16 упражнений, расположенных в разных темах по программе «Начальная школа 21 века» и 18 по программе «Школа России», а также упражнения на определение лексического значения омонимов, их 5 по программе «Начальная школа 21 века» и 11, соответственно, по программе «Школа России». Упражнения на определение слов с прямым или переносным значением («Начальная школа 21 века») на 6 больше, чем в «Школе России». В программе «Школа России» упражнений на замену многозначных слов синонимами всего одно, тогда как в другой программе их 5. Термин «многозначное слово» в обоих программах вводится во 2 классе. По программе «Начальная школа 21 века» ознакомление с омонимами происходит со 2 класса (Приложение Б, рисунок 1, а по программе «Школа России» в 3 классе (Приложение Д, рисунок 5).
Мы проанализировали не только упражнения, но и словари. В конце учебников 1-4 классов представлен справочный материал: «Толковый словарик» по обеим программам и «Словарь омонимов» только в учебниках программы «Школа России». Мы составили сравнительную таблицу (см. Таблицу 4, по которой можно увидеть, какие многозначные слова и омонимы и в каком количестве изучаются в каждом классе.
Таблица 4
Слово 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итого
"НШ 21 века» "Школа России" "НШ 21 века» "Школа России" "НШ 21 века» "Школа России" "НШ 21 века» "Школа России" "НШ 21 века» "Школа России"
Многозначное слово - 9 28 11 5 16 6 12 39 48
Омонимы - - 2 2 - 14 - 12 2 28
Итого - 9 30 13 5 30 6 24 41 76
Из таблицы мы видим, что «Толковый словарик» размещен с 1 класса только в учебниках В. Г. Горецкого, в учебниках С. В. Иванова со 2 класса. «Словарь омонимов» располагается только в учебниках В. Г. Горецкого. Также нами была составлена сравнительная таблица, где мы указали только сходные слова в учебниках обоих авторов (Приложение Ж). Из 41 слова в учебниках С. В. Иванова и из 76 слов в учебнике В. Г. Горецкого одинаковых слов всего 6, из них 4 многозначных слова : гребень, золотой, искусство, пейзаж и 2 слова-омонима : ключ и свет. Но нужно отметить, что слова ключ и свет, также являются и многозначными словами, о чем свидетельствует словарная статья.
Итак, анализ учебников авторов С. В. Иванова и В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого с точки зрения характера лексической работы над явлениями полисемии и омонимии позволил установить, что программой предусмотрены упражнения, способствующие активизации словарного запаса. Характер лексических заданий разнообразен: на наблюдение над значениями слов в контексте, на составление предложений с данными словами, на осознание взаимосвязи явлений синонимии, антонимии, многозначности и омонимии. Такая работа позволяет формировать начальные представления о системных отношениях между словами.