Департамент труда и социальной защиты
В особых семейных центрах детям помогают развить навыки общения
▼ Скачать
2243370-11 С начала года в особых семейных центрах для детей с ограничениями здоровья провели более 750 занятий, развивающих коммуникативные навыки. Специалисты особого семейного центра «Роза ветров» рассказали, как научить общаться безречевого ребенка.
Логопеды, дефектологи и психологи называют основными средствами, которые помогают заменить устную речь – изображения и предметы, планшеты, коммуникативные кнопки, мобильные приложения. Их подбирают индивидуально, учитывая потребности и возможности каждого.
Публикация «В особых семейных центрах детям помогают развить навыки общения» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
«В случае, когда ребенок не говорит, мы обращаемся к альтернативным способам коммуникации, дополняющим или заменяющим речь. Это сложная и кропотливая работа, она требует мотивации, заинтересованности и постоянного обучения семьи и специалистов», – рассказывает логопед Ирина Лигостаева.
В особых семейных центрах ребенок учится взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Здесь он развивает свой потенциал, поэтому при формировании коммуникативных навыков специалисты учитывают его возрастные и индивидуальные особенности. «В работе с неговорящими детьми важно использовать не одно средство, а их сочетание, они успешно дополнят друг друга. Это помогает детям сообщать о своих желаниях и потребностях», – подчеркивает воспитатель Оксана Кожокару.
Одним из возможных способов успешного взаимодействия детей с окружающими, специалисты считают игровое занятие «Круг». Это недолгая ритмическая игра развивает навыки общения. Участники сидят в кругу, что помогает им сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых упражнениях. Такой формат объединяет детей, позволяя каждому почувствовать себя частью группы, сохраняя личное пространство.
Дети садятся полукругом перед доской с прикрепленными карточками с изображением предметов, погодных явлений, чисел календаря, состава группы и расписания на день. Воспитанники понемногу осваивают порядок цифр от одного до десяти – ежедневно считают количество сотрудников и детей, которые сегодня присутствуют. Педагог проговаривает повседневные действия, сопровождая свою речь жестами, указывая на предметы, о которых говорил, затем подключает карточки с изображениями, которые отображают суть происходящего, например, режим дня. Чтобы сказать «сейчас будем смотреть мультфильм», педагог делает жест «смотреть» и показывает карточку «мультфильм». Дети повторяют за наставником. Освоив навык альтернативной коммуникации, ребенок может в понятной форме сообщать о своих желаниях, указывая на определенную карточку с изображением.
У 7-летней Даши проблемы с речью. Чтобы научить ее правильно и последовательно мыть руки, умываться и чистить зубы, специалисты разработали алгоритм и повесили его над умывальником. Алгоритм мытья рук выглядел следующим образом: засучить рукава, открыть кран с теплой водой, намочить руки, тщательно намылить руки, смыть мыло теплой водой, взять свое полотенце, вытереть насухо руки, закрыть кран. Опираясь на картинки, ребенок учился правильно выполнять последовательность действий и запоминать ее. Спустя полгода регулярной отработки, Даша самостоятельно моет руки, умывается.
«Родители поддерживают наше стремление научить детей навыкам общения. Специалисты центров делятся с ними пособиями, с помощью которых проводятся занятия, чтобы закреплять полученные знания дома. Они открывают в себе и своем ребенке новые возможности, благодаря чему расширяется зона комфорта каждого», – отмечает Оксана Кожокару.
Специалисты утверждают, что применение альтернативной коммуникации и системы визуального расписания способствует общению, формирует навыки планирования, снимает тревожность.
«Важно, чтобы в повседневной жизни родители и специалисты придерживались единого подхода во взаимодействии с детьми, предъявляли к ним одинаковые требования и создавали правильно организованную среду. Дома это может быть маркировка объектов, использование визуального расписания и коммуникационных альбомов. Все это помогает ребенку самостоятельно организовывать свою деятельность с минимальной поддержкой взрослого», – отмечает заместитель директора центра «Роза ветров» Ирина Моисеева.
СПРАВКА
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
#развитие #занятиядлядетей #соцзащита