Острейковская Елена
Конспект экскурсии для средней группы «В гости к березе»
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к березе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Звездочка»
Экскурсия для средней группы
«В гости к берёзе»
Подготовила:
воспитатель первой категории МБДОУ
детский сад № 5 «Звездочка»
Острейковская Елена Владимировна
г. Осташков
2020 г.
Цель: формирование у детей знаний о березе, ставшей символом России.
Задачи. Образовательные:
- учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязи в природе;
Публикация «Конспект экскурсии для средней группы „В гости к березе“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- закреплять знания детей о том, как дерево «дышит».
- углублять знания о березе весной.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
- развивать у детей интерес к конкретному объекту – березе как символе красоты нашей родной природы, вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к весенним наблюдениям в природе;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Предварительная работа:
чтение стихотворений о березе из книги В. Степанова «Родная природа»;
прослушивание музыкальных произведений о берёзе;
чтение легенд о берёзе;
рассматривание картин.
Материалы и оборудование: «волшебная палочка», ленточки атласные зелёного света, платочки по количеству детей.
Ход экскурсии.
Воспитатель. Ребята, мне сорока принесла весточку на хвосте – нас ждут в гости. Кто-то хочет поделиться с нами весенней радостью, рассказать об удивительных превращениях, которые происходят в природе весной.
А вы хотите увидеть?
Дети. Да, хотим.
Воспитатель. Но кто приглашает нас в гости, сорока не сказала.
Она решила с нами пошутить и загадала загадку:
Русская красавица. Красавица России
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Дети. Это береза. На ней зеленые листочки, белый ствол, и много веток.
Воспитатель. Молодцы! Ребята в гости ходят с подарками.
Давайте и мы приготовим для березки подарок.
Какой подарок вы бы подарили?
Дети. Игрушку, рисунок, фотографию и т. д.
Воспитатель. Я предлагаю подарить березке атласные ленточки.
Ленточки, какого цвета подарим?
Дети. Красные, зеленые, желтые.
Воспитатель. Я думаю, зеленые ленточки ей очень понравятся.
Как вы думаете почему?
Дети. Это ленточки зеленые, как распускающиеся листочки, они яркие, веселые.
Воспитатель. Все готовы, тогда в путь.
А пока мы идем, давайте вспомним, какое время года сейчас?
Дети. Осень
Воспитатель. Какая сегодня погода? (Ответ детей.)
Воспитатель. Какое небо, чистое или в тучах?
Дети. Небо голубое, ясное.
Воспитатель. Вот и наша березка. Давайте поздороваемся, скажем, ласковые слова.
Дети: «Здравствуй березка, мы рады тебя видеть» (Погладить.)
Воспитатель. Давайте обнимем её.
Воспитатель. Как в любое время года мы можем узнать берёзу?
Дети. У березы белый ствол с черными полосками.
Воспитатель. Правильно. Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной.
Посмотрите, какая береза? (Ответ детей.)
Воспитатель. В какой стране мы с вами живем?
Дети. Россия.
Воспитатель. Правильно, Россия. Много лет назад Россию называли просто Русь. Символом нашей Родина - Россия, давно уже считается берёзка, поэтому наша экскурсия посвящена одному из самых любимых деревьев на Руси - берёзе. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. На Руси ранним летом березу наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг нее хороводы. И это был праздник русской березки.
Русские люди сочиняли легенды, сказки и песни о красавице березе.
А что вы знаете о русской березе?
Игра «Волшебная палочка»
(Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.)
Воспитатель. В устном народном творчестве можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Если листья на берёзе появляются раньше, чем на клёне, лето будет сухое.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Воспитатель. Ребята, что удивительное произошло с нашей березкой, как вы думаете?
(Дети рассматривают берёзу.)
Воспитатель. Какого цвета листья у берёзы?
Дети. Листочки зеленые, жёлтые.
Воспитатель. Правильно.
Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.
Опавшие листья собирают и укрывают ими землю у ствола.
И тогда поздней осенью нашей березке будет тепло, как нам в теплой одежде.
Воспитатель. Давайте их потрогаем, понюхаем.
Дети. Листочки липкие, приятно пахнут.
Воспитатель. Что её так крепко удерживает березу в земле?
Дети. Корни.
Воспитатель. Для чего дереву нужны корни?
Дети. Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.
Воспитатель. Молодцы! А какие части дерева вы еще знаете?
Дети. Ствол, ветви, листья.
Воспитатель. Покажите ствол березы. (Дети показывают.)
Воспитатель. Какой он - толстый или тонкий?
Дети. У этой березы толстый.
Воспитатель. Где ствол у березы широкий, а где - узкий?
Дети. Снизу - широкий, кверху становится тоньше и тоньше.
Воспитатель. Погладьте ствол березы. Какой он у нее?
Дети. Гладкий, шелковистый, шершавый.
Воспитатель. Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие?
Дети. Ветки тоньше ствола.
Что есть на стволе дерева?
Дети. Кора.
Воспитатель. Какая кора у дерева?
Подойдите к стволу, потрогайте, рассмотрите какого цвета?
Дети. Кора белая, гладкая.
Воспитатель. Кора сбросила верхний слой бересты и стала гладкой и шелковистой.
Ребята, на коре ствола черные пятна. Что это?
Дети. Это такие отверстия, через которые дерево дышит, называются чечевички.
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»
- Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
Воспитатель. Давайте подальше отойдем и полюбуемся березкой.
Какая она?
Дети. Высокая, красивая, белоствольная, веселая, светлая…
Воспитатель. А можно про нее сказать, что она добрая?
Дети. Да. На нее можно повесить кормушки, скворечники, на ней отдыхают птицы.
Воспитатель. Правильно. А еще у березы сладкий и целебный сок, которым весной дерево угощает и людей, и птиц, и лесных обитателей.
А какая птица помогает полакомиться соком другим птицам?
Воспитатель. Еще любят сладкий березовый сок медведь, муравьи, бабочки лимонницы, крапивницы. Вот такие удивительные превращения произошли с нашей белоствольной красавицей. Давайте поблагодарим березку за то, что она пригласила нас в гости и подарим ей ленточки.
Завяжем ленточки на стволе, как будто это поясок на платьице.
(Дети завязывают ленточки).
Воспитатель. Расскажите, что вы нового узнали о таком красивом и нежном дереве как береза?
Символом, какой страны является береза?
Во, что по весне девушки наряжали березу?
Как называется целительный сок?
Пришла пора прощаться с березкой
(Дети прощаются, обнимают, гладят березку.)
Скажем ей: «Расти, милая березонька, и радуй добрых людей!
До свидания!»