Галина Нецветаева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с фольклором в младшей группе «В гости к бабушке Варваре»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Середкинский детский сад»
Конспект интегрированного занятия
по развитию речи и ознакомлению с фольклором
В гости к бабушке Варваре
Вторая младшая группа
Разработано на основе опыта работы
воспитателем
МБДОУ «Середкинский д/с»
Нецветаевой Галиной Дмитриевной
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
с. Середкино, 2023г.
Цель: Развить речь детей младшего возраста через приобщение к русскому народному фольклору.
Задачи:
Образовательная:
Продолжать знакомить детей с фольклором.
Обогащать словарный запас детей.
Развивающая :
- развивать навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: беседы с детьми о жизни в деревне, о русском быте, предметах домашнего обихода; разучивание песенки «Петушок»; потешек «Ладушки, оладушки», «Как у нашего кота»; игры «Мыши водят хоровод»; считалок; чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Снегурочка», «Маша и медведь».
Оборудование: деревянный домик, забор, декорация русской избы, печка, самовар, игрушка кот, петушок, сундучок, деревянные ложки, колокольчики, испеченные оладушки, шапка для кота, аудио запись русских народных мелодий.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, объяснение, разъяснение, пример, практический (выполнение практического задания, поощрение.
Воспитатель: Ребята, какие вы у меня нарядные, смелые да умелые. Вас много и вам очень весело, а бабушка живет одна в селе Серёдкино на берегу реки Ангара, она старенькая. Давайте поедим к ней в гости, навестим ее, да и поможем. На чем мы можем поехать? (ответы детей). А я вам предлагаю поехать на лошадке.
Я на лошадке скачу
Цок-цок-цок-цок-цок.
Эй, садитесь, прокачу
Цок-цок-цок-цок-цок.
(имитация езды на коне, проговаривая слова)
Дети:
Едет Ваня в красной шапке,
На серебреной лошадке.
Золотой уздой звенит,
Во все стороны глядит.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите – большая туча солнышко закрыла. Давайте позовем солнышко.
Дети:
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись,
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей.
(дети машут руками, зовут к себе).
Показать ребятам солнышко.
Воспитатель:
А теперь, Настя нам расскажет про солнышко.
Дети:
Солнышко- ведрышко,
Выгляни из-за облачка,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Воспитатель: Вот и нас обогрело солнышко, чувствуете его ласковое тепло? Солнышко дорожку осветило, можно ехать дальше.
Едем- едем на лошадке, цок-цок. (дети изображают бег лошадки).
Вот мы и приехали к бабушке!
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет? (Стучат в дверь)
(Выходит воспитатель в роли бабушки Варварушки в русском сарафане, встречает детей)
Бабушка Варварушка : "Ох, иду, иду, скорее дверь отопру. Я гостей жду ко двору.
Скок-поскок,
Сколочу мосток
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.
Здравствуйте детки дорогие, здравствуйте ребятки любимые. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Варварушка, а вас как зовут?.
Дети по очереди называют свои имена.
Бабушка Варварушка : "Проходите, ребята, в мою горницу. Буду вас оладьями угощать и в интересные игры играть. Посмотрите как уютно и тепло у меня в избе, хорошо, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?
(Ответы детей)
А это печка-матушка. Она всем в доме правит: когда холодно – обогреет, если голоден, то накормит вкусной кашей, да пышными пирогами угостит".
Знакомство детей, самоваром.
Бабушка Варварушка : "А еще в печке можно испечь вкусные оладушки. Поможете мне, ребятки, испечь оладушки? ".
Ответы детей. "Поможем, бабушка".
(Чтение потешки "Ладушки- ладушки" вместе с детьми)
«Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Маше два, Паше два,
Ване два, Ане два.
Хороши оладушки
У нашей бабушки.»
(имитируют действия)
Бабушка Варварушка : - Пока печь печет оладушки, я покажу вам самовар! Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. Скоро будем чай пить из самовара. А пока самовар кипятит воду я вас со своим котом – Васькой познакомлю. Он ночью мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. А вы его на улице не видели? (слышится мяуканье). Да, вот же он! (игр. кот сидит под забором). Давайте спросим, где он был?
Воспитатель - Ребята, а какую вы потешку знаете про кота? расскажите бабушке.
(Дети рассказывают потешку)
1.«Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
2. Выйдет котя в огород,
Всполошится весь народ:
И петух, и курица
С деревенской улицы,
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.»
Бабушка Варварушка : «Ребята, котик мне на ушко мяукнул, что хочет поиграть с нами. Хотите с Васькой поиграть? Давайте мы будем мышками, а кота выберем считалкой.»
Считалка
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
Мишка, мишенька, дружок,
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты!
Проводится подвижная игра «Мыши водят хоровод».
Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.
«Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.»
Бабушка Варварушка : «А еще живут у меня курочки, петушок, гуси и уточки»
Проводится словесная игра: воспитатель говорит первую строчку, дети — вторую и т. д.
«Наши курочки в окно -
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»
«Наши уточки с утра -
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
«Наши гуси у пруда -
Га-га-га! Га-га-га!»
-А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!»
Бабушка Варварушка : "А сейчас я хочу познакомить вас с петушком Петей
Давайте вместе поищем петушка».
(Дети находят петушка на заборе)
Бабушка Варварушка : "Здравствуй, Петя петушок! Это ты наверно раньше всех встаешь, всем ребяткам спать не даешь, свои песенки поёшь? Ребята, давайте и мы споем петушку песенку: "Петушок-золотой гребешок".
Ребенок с петушком встает в круг, а дети вокруг него водят хоровод и исполняют песенку. Включается мелодия.
«Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь»
Воспитатель - Понравилась тебе, Петушок, песенка наша? Обещай нам громко не петь, и ребят не будить. Садись на забор и смотри, как мы с ребятами дальше будем играть.
Бабушка Варварушка : «А ещё в моём волшебном сундучке живут музыкальные инструменты бубны, колокольчик, ложки. Для чего нужны музыкальные инструменты?»
(Ответы детей)
(Под быструю русскую народную мелодию дети играют на бубнах, на ложках и колокольчиках.)
Бабушка Варварушка : «Ой, засиделись мы, пора заглянуть в печь. Ох, а оладушки уже совсем готовы. Какие румяные, а как вкусно пахнут, наверное, сладкие, да вкусные. Приглашаю вас, детки за стол буду чаем вас из самовара угощать, да с оладушками!»
Угощает детей чаем, из самовара с оладьями. Звучит фоновая русская народная музыка. После чаепития дети вместе с бабушкой водят хоровод и танцуют.