Корчака Анна
Консультация «В чем особенности сенсорного восприятия»
▼ Скачать + Заказать документы
У многих людей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, например проблемы со слухом, зрением и обонянием. Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека.
Как работают наши чувства
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Наша центральная нервная система (мозг) воспринимает все сенсорные данные, которые мы получаем, и помогает нам организовать, расставить приоритеты и понять информацию. Мы отвечаем с помощью мыслей, чувств, двигательной реакции (поведения) или комбинации всего перечисленного.
Наши рецепторы, воспринимающие сенсорную информацию, располагаются по всему телу, их называют «раздражители». На наших руках и ногах расположено самое большое количество рецепторов. Большую часть времени мы воспринимаем сенсорную информацию автоматически, без необходимости её анализировать.
Люди с нарушением сенсорной интеграции – включая большое количество людей с аутизмом – испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации.
Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей сильный стресс, истощение и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей.
Наши семь чувств
У человека семь чувств:
– Зрение
– Слух
– Осязание
– Вкус
– Обоняние
– Равновесие (вестибулярный аппарат)
– Восприятие собственного тела (проприорецепция)
Люди с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».
Как сенсорная чувствительность влияет на поведение
Иногда люди с аутизмом могут вести себя так, что на первый взгляд это не похоже на проявления сенсорной чувствительности – но именно она может быть скрытой причиной. Ниже показано несколько примеров того, как может вести себя человек с сенсорной дезинтеграцией и как можно действовать в таких ситуациях.
Проблема: привередливость в еде
Возможные причины: гиперчувствительность к вкусу или текстуре, неспособность почувствовать еду во рту.
Возможные решения: изменить текстуру еды, например, сделать пюре. Медленно прикасайтесь к области рта человека разными текстурами, например фланелью, зубной щеткой и какими-либо видами еды. Поощряйте активности, в которых принимает участие рот: например, свист или мыльные пузыри.
Проблема: человек жует всё, даже одежду и предметы
Возможные причины: находит это расслабляющим или ему нравится ощущение от жевания конкретного предмета.
Возможные решение: предложите трубки, не содержащие латекса, соломки или твердую жвачку (охладите их в холодильнике).
Проблема: размазывание испражнений
Возможные причины: текстура испражнений может быть приятна, а человек может быть невосприимчив к запахам.
Возможные решения: попробуйте такие продукты, как желе или кукурузная мука с водой, также можно попробовать что-то с интенсивным запахом.
Проблема: отказ носить конкретный вид одежды
Возможные причины: может не нравиться текстура или давление ткани на их кожу.
Возможные решения: можно попробовать вывернуть наизнанку одежду, чтобы не было швов, обрезать этикетки, а также позволить человеку носить ту одежду, в которой ему комфортно.
Проблема: трудности с засыпанием
Возможные причины: трудности с отключением чувств, в особенности зрения и слуха.
Возможные решения: можно использовать затемняющие шторы или тяжелые одеяла, слушать музыку, чтобы исключить внешний шум.
Проблема: сложно сконцентрироваться в классе
Возможные причины: слишком много отвлекающих моментов, например шум (разговоры, звонки, скрежет стульев по полу) или визуальные раздражители (люди, картины на стенах). Также могут быть проблемы с удержанием карандаша или ручки в руке (предмет может казаться горячим или холодным).
Возможные решения: ребенок должен сидеть подальше от дверей и окон, чтобы убавить количество раздражителей. Если возможно, то можно организовать отдельное рабочее место, отгороженное экранами или использовать мебель в классе, чтобы сконструировать отдельную зону без раздражителей. Попробуйте разные текстуры карандаша, чтобы выбрать наиболее подходящий.
Специалисты, к которым можно обратиться за помощью
Специалисты по оккупационной терапии (оccupational therapy) разрабатывают программы и могут изменить окружающую среду так, чтобы люди с сенсорной дезинтеграцией смогли жить настолько независимой жизнью, насколько это возможно.
Логопеды часто используют сенсорную стимуляцию, чтобы поощрять и поддерживать развитие речи и коммуникации.
Музыкальные терапевты используют инструменты и звуки, чтобы развить сенсорную систему человека, обычно это слух.
Сенсорные комнаты
Сенсорные комнаты могут помочь стимулировать, развивать и балансировать сенсорные системы человека. Они есть в некоторых школах, клиниках и детских садах. Также встречаются сенсорные сады. Некоторые семьи создают в своих квартирах сенсорные комнаты (или обустраивают угол в комнате, отделяя его, например, занавеской).
В сенсорных комнатах может быть :
– Расслабляющая музыка
– Вибрирующие подушки
– Стеклянные трубки с подсветкой
– Зеркальные шары
– Трубки с пузырьками
– Водяные матрасы
– Тактильные стены
– Шары-диско
– Проекторы
Оборудование, которое включается рычагами, движениями, звуком или давлением, то есть такое, которое может научить человека причинно-следственной связи между явлениями.
Оценка пользы сенсорных комнат идет в основном от личных наблюдений, так как есть только ограниченное число исследований.