Татьяна Новикова
В чём причина задержки развития речи у ребёнка трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
Совершенствование речи, т. е. овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь – не дар природы, они приобретаются человеком в детстве, благодаря усилием родителей и семьи, в окружении котором растёт ребёнок.
Публикация «В чём причина задержки развития речи у ребёнка трех лет» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни, как никогда актуальна. Все чаще встречаются дети с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. И никого не удивишь тем, что в 3 года ребёнок почти не говорит, или говорит,но понять его можно с большим трудом.
Речь- тонкий психологический процесс, который формируется уже в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуальный и зависит от многих факторов: пол ребёнка (считается, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек, социальная среда, физиологическое развитие, работа головного мозга, психологический контакт с матерью.
Необходимо постоянно следить за формированием речи у ребёнка, провоцировать его на произношение звуков и слогов, так как именно в процессе общения с взрослыми у малыша формируется потребность в речевом развитии.
Причин в задержке речи у ребёнка могут быть различными.
1. Задержка или нарушение развития речи может выступать, как часть другого более общего расстройства развития.
2. Задержка развития речи может быть вызвана более или менее тяжёлым поражением слуха ребёнка. Ребёнок, который плохо слышит и следовательно плохо понимает речь окружающих его людей. Практически всегда имеет те или иные нарушения в звуко- и словопроизношении с трудом учится пользоваться собственной речью.
3. Задержка развития речи может являться частью общей задержки развития тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы (это чаще всего недоношенные и ослабленные тяжёлыми соматическими заболеваниями детей).
4. Незначительная задержка развития речи может наблюдаться у абсолютно здорового ребёнка как вариант нормы. Это пол ребёнка или поздно говорящие дети. Поздно говорящие дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 2 -3 недели и сразу целыми предложениями. Кроме того, известно, что значительную роль в освоении речи детьми играет и наследственный фактор. То есть если один из родителей тоже в детстве заговорил поздно, то есть возможность. Что и их ребёнок тоже заговорит поздно.
5. Педагогическая запущенность. То есть ребёнок растёт в таких условиях. Что ему просто не удаётся научиться говорить. Чаще всего такая проблема в задержке развития речи встречается у детей выросших в социально неблагоприятных семьях.
6. Ребёнок относительно здоров и социально благополучен, но живет в таких условиях, когда ему речь вроде бы и не нужна. Такая ситуация чаще всего встречается в семьях, где все помыслы членов семьи направлены на удовлетворение интересов ребёнка или при чрезмерно тесных контактах ребёнка с матерь, когда отец все время на работе, а мать с ребёнком всегда вдвоем и понимают друг друга с полувзгляда т. е. гиперопека. У такого ребёнка все потребности удовлетворены и говорит он мало и вяло с большой неохотой.