Елена Гребенюк
Утренняя гимнастика для малышей
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика - одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Вспомните, как вы встаете по утрам, особенно зимой, когда так и хочется еще понежиться в постели? Вам трудно встать? А ребенку? Необходимость сразу после пробуждения приступить к выполнению упражнений требует волевых усилий, а значит, воспитывает у ребенка волю, настойчивость, дисциплину.
Публикация «Утренняя гимнастика для малышей» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Комплексы, входящие в утреннюю гимнастику, я беру из методических пособий или составляю сама, чаще - с использованием пособий: гимнастических палок, флажков, гантелей, кубиков, детских экспандеров. Детям особенно нравятся упражнения со стульчиками, скамейками.
В утреннюю гимнастику я стараюсь включать упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия. Не забываю и о дыхательной гимнастике.
Хочется поделиться опытом проведения зарядки игрового характера для детей 3-4 лет.
Вы можете спросить: «Надо ли постоянно играть с детьми?». Уверена, надо.
Во-первых, чтобы создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение детей. По утрам некоторые из них плачут, ссорятся, «требуют» маму, не идут на контакт, иногда просто не хотят ничем заниматься. Какая уж тут гимнастика! А вот поход в гости к любимому герою, неожиданное появление интересного гостя, улыбка, веселый танец, музыка приводят детей в нормальное состояние. Они перестают плакать, начинают заниматься — уже хорошо.
Во-вторых, игра нужна для того, чтобы заинтересовать дошкольников новыми знаниями, чтобы им захотелось на время превратиться в смешную и веселую обезьянку или сходить в гости к маленьким мышатам, чтобы, одновременно получая информацию и двигаясь, они познавали окружающий мир, учились любить его и действовать в нем, Каждый комплекс утренней гимнастики игрового характера имеет свой сюжет, героем которого является интересный и знакомый детям персонаж. Заранее подготовленные костюмы, шапочки, маски, красивые, яркие игрушки привлекают внимание детей, заставляют эмоционально, радостно выполнять упражнения.
Утренняя гимнастика пройдет гораздо эффективнее, если будет сопровож-даться музыкой, которая воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение.
Комплексы утренней гимнастики для детей 3-4 лет состоят из четырех-пяти упражнений общеразвивающего характера (ходьба, подскоки на месте, бег). В начале занятия предусматривается кратковременная ходьба разными способами. Для утренней гимнастики подбираются известные детям упражнения, простые по структуре. После интенсивных, двигательных нагрузок необходимо упражнение для восстановления дыхания. Последовательность упражнений классическая: сначала для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Используются различные исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе.
Иногда в утреннюю гимнастику включаю игры и упражнения на снятие пси-хоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Нередко в заключительную часть утренней гимнастики включаю скороговорки и чистоговорки для заучивания, четкого произношения, развития памяти у детей, упражнения для профилактики плоскостопия (нарисуй солнышко ногой, ходьба по скакалке, переложи шишки ногой и т. д.).
Времени на утреннюю гимнастику отводится немного, поэтому пояснения и указания педагога должны быть четкими, краткими, понятными для детей.
Комплекс утренней гимнастики
«В гостях у солнышка»
Вводная часть
Дети заходят в зал.
Воспитатель. Посмотрите, как светло и тепло в зале. Знаете почему? Очень просто, мы с вами в гостях у солнышка (проводится игра «Солнечный зайчик»).
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза - закрой их. Он побежал дальше по лицу - нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, щеках, подбородке. Поглаживай ак-куратно голову, шею, живот, руки, ноги, чтобы не спугнуть зайчика. Он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник - он просто любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.
Ходьба врассыпную за солнечным зайчиком. Бег врассыпную. Ходьба в колонне по одному (по 15 секунд).
Построение в круг.
Улыбнись солнышку
И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. (Три раза.) Указание. Будь внимателен, четко выполняй задание: одновременно действуй правой рукой и правой ногой.
Играем с солнышком И. п. - сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени. Поворот на 360 градусов, переступая ногами. Вернуться в и. п. (Пять раз.)
Указание, При повороте руками себе не помогать.
Играем с солнечными лучами
И. п. - сидя, ноги вместе, руки опущены. Развести ноги в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. (Шесть раз.)
Указание. Ноги в коленях не сгибать.
Отдыхаем на солнышке
И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. {Три раза в каждую сторону.)
Ребятишкам радостно
И. п. - ноги вместе, руки на поясе. Прыжки (десять) чередовать с ходьбой.
Указание. Прыгать высоко, легко.
Заключительная часть
Ходьба в колонне по одному (15 секунд). Подвижная игра «Солнышко и дождик» (по команде «Солнышко» дети бегают по залу, по команде «Дождик» - приседают).
Ходьба по залу в медленном темпе (15 секунд). Дыхательное упражнение «Дуем на солнышко» (15 секунд).
Прощание с солнышком, возвращение в группу.
Комплекс утренней гимнастики
«Белочка» с элементами корригирующей гимнастики
Вводная часть
Дети в спортивной форме заходят в физкультурный зал. Воспитатель предлагает отгадать загадку;
«Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе орешки я грызу».
Дети. Белочка.
Воспитатель. Правильно, белочка.
Надевает шапочку белочки, проводит зарядку.
Ходьба в колонне по одному (15 секунд). Ходьба на носочках (10 секунд). Ходьба приставным шагом назад (10 секунд). Бег обычный (20 секунд). Ходьба врассыпную (10 секунд). Построение врассыпную.
Основная часть
1. «Белочка проснулась». И. п. - ноги вместе, руки опущены. Подняться на носки, руки вперед, вверх. Вернуться в и. п. {Пять раз)
Указание. «Покажем белочке, какая у нас красивая спинка».
2. «Белочка моет лапки». И. п. - сидя, ноги врозь, руки в стороны. Руки перед грудью - помыть лапки. Вернуться в и. п. {Шесть раз.)
Показ и объяснение воспитателя.
3.«Грызет орешки». И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, вернуться в и. п, {Шесть раз}
Показ ребенка.
4. «Греется на солнышке». И. п. – лежа на животе, руки под подбородком. Согнуть в колене одну ногу. Вернуться в и. п. То же другой ногой. (По три раза каждой ногой) Дыхание произвольное.
Индивидуальные указания. Поощрения.
5. «Белочка прыгает с ветки на ветку». И. п. - то же, руки на поясе. Прыжки вперед, назад (шесть-восемь, остановка).
Заключительная часть
Ходьба в колонне по одному (30 секунд).
Ходьба за белочкой. При ходьбе повторить скороговорку: «Ой, как сыро, сыро, сыро от росы, росы, росы» (сначала медленно, затем быстрее). Поблагодарить белочку за зарядку.
Дети возвращаются в группу.
Комплекс утренней гимнастики
«Цирковые медвежата»
Вводная часть
Дети заходят в зал. Им предлагается загадка: «Кто в лесу глухом живет, не-уклюжий, косолапый. Летом ест малину, мед, а зимой сосет он лапу».
Дети. Медведь.
Воспитатель. Правильно, медведь. А в цирке вы были? И, наверное, цирко-вых медвежат видели? А сегодня мы сами станем цирковыми медвежатами.
Воспитатель предлагает каждому ребенку-медвежонку занять стульчик - цирковое место.
Ходьба вокруг стульчиков (20 секунд). Бег вокруг стульчиков (20 секунд). Ходьба вокруг стульчиков (10 секунд).
Основная часть
1. «Сильные медвежата». И. п. - сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки в стороны. Руки к плечам. Вернуться в и. п. (Пять раз) Указание. Вперед медвежата не наклоняются.
2. «Умные медвежата». Ип. - сидя на стуле, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Наклониться в одну сторону, вернуться в и. п. Наклониться в другую сторону, вернуться в и. п. (По три раза в каждую сторону.)
Показ и объяснение воспитателя
3. «Медвежата отдыхают». Ип. - сидя на стуле, ноги слегка расставлены.
Вдох левой ноздрей, правая закрыта. Выдох правой, левая - закрыта. (Три раза.)
Показ и объяснение воспитателя.
4. «Хитрые медвежата». И. п. - стоя, руками держаться за спинку стула. Присесть («Спрятались медвежата»). Вернуться в и. п. (Шесть раз)
Индивидуальные указания. Поощрения.
5. «Веселые медвежата». И. п. – стоя рядом со стулом, руки на поясе. Под-прыгивания (восемь прыжков) в чередовании с ходьбой. (Три раза.)
Показ ребенка.
Заключительная часть
«Устали лапки медвежат». Массаж рук и ног - постукивание по ногам и ру-кам пальцами, поглаживание (20 секунд).
«Прощание медвежат с гостями». Наклоны вперед с глубоким выдохом (15 секунд).
Ходьба по залу (15 секунд).
Воспитатель. Медвежата заслужили вкусную еду. Но перед ней необходимо вымыть лапки.
Комплекс утренней гимнастики «Зимушка-зима»
(с упражнениями по профилактике зрительных расстройств и элементами дыхательной гимнастики)
Вводная часть
Дети заходят в зал.
Воспитатель. Какое время года сейчас? (Ответы.) Чем вам нравится зима? (Ответы.) Давайте покажем, как нам нравится зимушка-зима. Гуляем по зимней дороге.
Ходьба по залу в колонне по одному (10 секунд). Ходьба парами, не держась за руки (10 секунд). Бег врассыпную (15 секунд). Ходьба врассыпную (10 секунд). Построение в круг.
Основная часть
1. «Падает снег». И. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Руки в стороны, вверх, подняться на носки. Вернуться в и. п. (Пять раз)
Указание. Хорошо потянуться.
2.«Греем руки». Ип. - сидя, ноги врозь, руки за спиной. Руки перед грудью, согнутые в локтях. Подуть на них: 1,2 - вдох; 3-4 - выдох. Вернуться в и. п. (Пять раз.)
Указание. Выдох должен быть длиннее вдоха.
3. «Глазки устали от снега». Ип. - стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, поморгать глазами, закрыть их, поморгать глазами, посмотреть вверх. Вернуться в и. п. (Три раза.)
4.«Холодно от мороза». Ип. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, обхватить руками. Вернуться в и. п. (Пять раз)
5.«Детвора рада зиме». Ип. - стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Восемь-десять подскоков на месте в чередовании с ходьбой. (Два раза) Указание. Прыгать легко.
Заключительная часть
Бег по залу врассыпную (20 секунд). Дыхательное упражнение «Дуем на снежинки» (три раза) : 1,2 - вдох; 1-4 — выдох. Ходьба по залу врассыпную (15 секунд).