Наталья Фигуркина
Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современной отечественной педагогике нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать.
Нравственные (моральные) ценности — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. Ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.
Публикация «Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
В дошкольном возрасте в процессе обучения идет развитие таких нравственных чувств, как любовь к Родине, коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, чести.
При обучении дошкольников важнейшим элементом выступает устное народное творчество, которое представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности с целью преобразования окружающего мира по законам нравственности и красоты. Устное народное творчество понятно и доступно детям, так как народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.
Что же такое устное народное творчество? Это отражение повседневной жизни народа, его мечтаний и стремлений, это воплощенная народная мудрость, выраженная в творческих формах. Согласно своему названию, оно передавалось из уст в уста, изменяясь и приобретая новые краски и оттенки. У него нет авторов, это коллективное творчество народа.
В литературе «устное народное творчество» имеет и другое название – «фольклор».
В широком смысле «фольклор» - народное творчество, чаще всего именно устное.
Детский фольклор делится: на материнский (созданный для детей) и собственно детский (созданный детьми). К первой группе относят колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки; ко второй – игровой (считалки, молчанки) и неигровой (дразнилки, мирилки) детский фольклор.
Детский фольклор относится к малым фольклорным жанрам. Это такие интереснейшие и богатейшие по своей воспитательной сути произведения народного творчества, как: 1) поэзия пестования: колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки; 2) потешный фольклор: поддёвки, скороговорки, небылицы-перевёртыши; 3) игровой фольклор: игры, считалки; 4) бытовой фольклор: заклички, приговорки, дразнилки, загадки, сказки, пословицы, поговорки.
Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:
Произведения, связанные с игровыми действиями Произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий
Пестушки - это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки.
Потешки – это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками Заклички произошли от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором - это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам и т. д.
Жеребьевки - это сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам», главам обеих партий. Прибаутки - это песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.
Считалка - рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Небылицы, небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений
Скороговорки или частоговорки - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Они сочетают однокоренные или созвучные слова.
Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так, к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым – частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.
Рассмотрим малые фольклорные жанры.
Название жанра Его краткая характеристика
Загадка – происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Скороговорки
- словесные упражнения на быстрое произнесение фонетически сложных фраз. В скороговорке сочетаются однокоренные или похожие по звучанию слова, что затрудняет её произнесение и делает её незаменимым упражнением для развития речи.
Поговорка – «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» - это определение Даля. Это первая половина пословицы. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
Песни подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи, исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые и т. д., в зависимости от народного праздника.
Пословица это краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной мудрости в наши дни. На этих произведениях
воспитываются наши дети и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Наибольшие педагогические возможности в воспитании нравственной культуры дошкольников заложены в таких произведениях устного народного творчества как былины, сказки, пословицы и поговорки.
Список литературы:
1. Аникин В. П. Русская народная сказка. – М. ,1984. – 286 с.
2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского Государства XIV – XVII вв. – М. ,1985.
3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. — СПб. : Паритет, 2006.— 320с.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – с. 143-206.
5. Даль В. И. Пословицы русского народа. В 2-х т. – М. ,1994.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М. : ЭКСМО - Пресс, 2001. – Т 2. – М. : ЭКСМО - Пресс, 2001.
7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Уч. издание. – М. : Просвещение, 2011. – 23 с.
8. Зеленкова И. Л. Этика: Учебно – методическое пособие. – Мн. : Университет, 1994.- 159 с.
9. Зубра А. С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. – Мн. : Универс-е, 2001.- 274 с.
10. Лагутина Т. В. Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы, загадки. – М. : Рипол - Классик, 2010.- 48 с.
11. Пивнева Г. Н. Устное народное творчество русского народа как источник воспитания детей в семье. – Невинномысск, 2004. - 167с.
12. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000.-224 с.
13. ru.wikipedia.org