Получи документы

Устное народное творчество: потешки в развитии речи детей

Татьяна Дыбова
Устное народное творчество: потешки в развитии речи детей
▼ Скачать

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, прибаутки, приговорки, потешки сочинил русский народ.

Устное народное творчество мы можем взять в помощники в овладении детьми родным языком.

Публикация «Устное народное творчество: потешки в развитии речи детей» размещена в разделах

Особо хотелось бы остановиться на опыте использования потешек как средства формирования разных сторон речи. Потешка – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямился и не хочет что-то делать, потешка очень выручала в таких случаях.

Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо.

Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

Имена в потешках всегда заменяются на имя ребенка, к которому они обращены.

Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети ещё не владеют активной речью. Под рассказ взрослого дети могут изображать движениями действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение как для усвоения, так и для употребления этих слов детьми в речевой коммуникации. На определённом этапе развития речи они составляют «особый», свойственный детям словарь, доступный значительно раньше, чем номинативная форма, и которым родители часто пользуются в общении с детьми. Например: кошка – киса, киска, котя;  петух – петя; заяц –зайка и т. д.

В потешках широко представлены слова, обозначающие действия. Они могут в значительной мере пополнить словарь детей. С использованием многих потешек можно легко продемонстрировать действия, обозначенные словом, и тем самым связать само слово с действием.

Памятка для родителей

по приобщению дошкольников к чтению

1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.

2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.

3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.

4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.

5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.

6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.

7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.

8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.

9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.

10. Сопровождайте чтение элементами театрализации и игры.

11. Сочиняйте вместе с ребенком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие книжки.

12. Познакомьте ребенка с библиотекой задолго до школы: располагающая атмосфера и возможность самому выбирать книгу будут способствовать воспитанию маленького читателя.

Просыпаемся с потешкой

Глазки открываются, 

Глазки просыпаются, 

Потягушки - ножки, 

Потягушки - пяточки, 

Ручки и ладошки, 

Сладкие ребяточки! 

Дай - ка локоточек 

Мама поцелует! 

Славный мой сыночек! 

Как тебя люблю я!

Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!

Умываемся с потешкой

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Зайка начал умываться,

Видно, в гости он собрался,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо.

Моем ручки до и после еды с потешкой:

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Делаем массаж с потешкой

Потягушеньки

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) 

Поперек толстунюшки, 

А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) 

А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) 

А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)

А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)

А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)

А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)

А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

Старинная гимнастика

Тушки-татушки, испекли ватрушки

(водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках,

На окно поставили 

(руки с определённым усилием опускаются на животик) Остывать оставили (машем ручками)

А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)

Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке)

Потешки для массажа головы, ручек и ножек малыша:

Поворачивая голову малыша:

Мешу, мешу тесто

Есть в печи место

Пеку, пеку каравай

Головоньку - валяй, валяй.

Тянем поочерёдно ручки:

Тяни холсты

Холсты просты

Тяни, тяни, потягивай,

Поперёк, поперёк перекладывай.

Потешки для массажа животика:

(гладить животик по часовой стрелке)

Розовый животик

Мурлычет, словно котик,

Заурчал щеночком

Забулькал ручеечком.

Ах животик ты, живот,

Кто же там внутри живёт?

Кто мешает баиньки

Маленькому заиньке?

Мы погладим пузики,

Толстые арбузики.

Спит щеночек, спит котёнок.

Улыбается ребёнок.

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке) 

Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик, 

Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 

Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 

Улетели (поглаживаем малыша)

Потешки для массажа спины:

(поглаживаем спинку)

Идёт бай по стене,

Несёт лапти на спине,

Детёнкам по избёнкам,

Дарит по лаптёнкам.

Рельсы, рельсы.  (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)

Шпалы, шпалы.  (проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый.  («едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона 

Вдруг посыпалось пшено.  (стучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали.  (стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали.  (щипаем спинку)

Пришла лисичка, (гладим спинку)

Хвостиком помахала.

Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)

Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньим усилием)

Прошёл маленький слонёнок.  («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)

Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)

Всё разгладил, всё расчистил.  (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)

Поставил стол, (изображаем стол кулаком)

Стул, (стул — щепотью)

Печатную машинку.  (печатную машинку — пальцем)

Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)

Жене и дочке, 

Дзинь-точка.  (на этих словах каждый раз щекочем бочок)

Шлю вам чулочки, 

Дзинь-точка.

Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)

Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)

Прочитал,

Помял, разгладил,

Сложил, 

Отправил.  («кладем письмо» за шиворот)

Потешки для массажа ступни:

(приговаривать, поглаживая ступню)

Маленькая ножка

Бежала по дорожке,

Маленькая пяточка,

На пяточке заплаточка

(пощипывать пяточку)

(потом постукивать)

Тук-тук под каблук, 

Дратва так и рвется, 

Тук-тук под каблук, 

Рви -- не оторвется!

(перебираем пальчики на ногах, начиная с мизинчика)

Горошек-горошек, 

Бобошек-бобошек, 

Фасолька! 

Потешки для знакомства с телом:

Где же наши ручки?

А вот наши ручки!

Где же наши ножки?

А вот наши ножки!

А вот это Мишин нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки,

А вот это ушки,

А вот это щёчки толстые подушки,

Ну а это что? Живот!

А вот это Мишин рот!

Покажи-ка язычок,

Пощекочу тебе бочок.

Точка, (показываем на правый глазик) 

Точка, (показываем на левый глазик) 

Два крючочка, (проводим по бровкам) 

Носик, (показываем на носик) 

Ротик, (показываем на ротик) 

Оборотик, (обводим личико) 

Палки, (проводим по ручкам) 

Палки, (проводим по ножкам) 

Огуречик, (показываем туловище) 

Вот и вышел человечек. (щекочем ребёнка)

Готовим с потешкой:

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим, 

Всем оладушек дадим.

Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котёнку пирожок,

Вот утёнку пирожок,

И Серёжке на зубок.  

Кушаем с потешкой:

Каша вкусная дымится, 

Надя кашу есть садится, 

Очень каша хороша, 

Ели кашу неспеша.  

Ложка за ложкой, 

Ели по немножку.

Кто у нас любимый самый? 

- Ложку первую за маму, 

А вторую за кого? 

- Да за папу твоего, 

За кого же третью ложку? 

- За веселую матрешку, 

Съешь за бабу, 

Съешь за деду, 

За мальчишку - за соседа, 

За подружек и друзей, 

Съешь побольше не жалей! 

Съешь за праздник, шумный, яркий, 

За гостей и за подарки, 

За котёнка, за Тимошку 

Эту маленькую ложку 

И за рыжего кота, 

Вот тарелка и пуста!

Купаемся с потешкой:

Кто тут будет куп-куп, 

По водичке - хлюп-хлюп? 

В ванну быстро - прыг, прыг,

В ванне ножкой - дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться, 

И грязь куда-то денется.

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Вода текучая,

Дитя растучее,

С гуся вода - 

С дитя худоба.

Вода книзу,

А дитя кверху.

Потешки - утешки:

У киски боли, 

У собачки боли, 

А у моего малыша 

Заживи-заживи-заживи.

Не плачь, не плачь, 

Куплю калач.  

Не ной дорогой, 

Куплю другой.  

Ой не плачь, не кричи

Куплю тебе три.

Придет киска неспеша 

И погладит малыша 

Мяу-мяу – скажет киска 

Наша детка хороша.

Ах, капля - мокля,

Глазоньки промокли.

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

Потешки про дождик и солнышко:

Дождик, дождик, 

Кап-кап-кап! 

Мокрые дорожки.  

Нам нельзя идти гулять - 

Мы промочим ножки.

Дождик, дождик, 

Не дожди! 

Дождик, Дождик, 

Подожди.  

Дай дойти до дому 

Дедушке седому!

Солнышко, солнышко, 

Выгляни в оконышко! 

Солнышко, нарядись, 

Красное, покажись! 

Ждут тебя детки, 

Ждут малолетки.

Солнышко-вёдрышко! 

Взойди поскорей, 

Освети, обогрей - 

Телят да ягнят, 

Ещё малых ребят.

Любимые потешки:

Ладушки, ладушки,

- Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Кашку!

- Что пили?

- Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Прилетели три грача,

Принесли три ключа.

Берите, грачи,

Золотые ключи,

Замыкайте зиму,

Отпирайте весну,

Открывайте лето!

- Куда бежите, ножки?

- По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.

- Ваня, Ваня, где ты был?

Куда Ванечка ходил?

- Я ходил в лесочек.

- Что видал?

- Пенечек.

Под пенечком грибок!

Хвать, да в кузовок!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие.

Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад №1» Подготовила: воспитатель Мамбетова.

План профессионального саморазвития «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 «Рябинушка» План профессионального саморазвития Тема: «Устное.

План самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» МБДОУ д/с №11 «Катерок» План самообразования (в виде проекта) Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать.

Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста Математическое развитие детей необходимо осуществлять и на занятиях, и в различных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим.

Конспект занятия «Устное народное творчество: потешки, небылицы, считалочки» УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – ПОТЕШКИ, НЕБЫЛИЦЫ, СЧИТАЛОЧКИ Программные педагогические задачи: познакомить с устным народным творчеством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество: потешки в развитии речи детей
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 15:09
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество: потешки в развитии речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дыбова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД