Марина Белятова
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Публикация «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Работу я начала со второй младшей группы. Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, загадкам, я решила, что они могут «разговорить» детей. Знакомство с народным творчеством началось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала куклу на руки и ласковым, нежным голосом начинала припевать, покачивая её;
Баю, баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолоба, не скули,
Мою дочку не буди.
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показала, как громко лает собачка Белолоба (используя мягкую игрушку) и может разбудить куклу. После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное. Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с такими песенками «Водичка, водичка…», «Чешу, чешу волосыньки…». Приятно было наблюдать, как дети использовали потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относились к своим куклам. В старшей группе я много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Чаще всего я сама надевала костюм бабушки или сказочницы и приходила в группу. Дети встречали меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. А бабушка не спеша начинала с присказки:
За ступенькою ступенька –
Станет лесенка,
Слово к слову
Ставь складенько –
Будет песенка,
А колечко на колечко –
Станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
Я не спешила задавать детям вопросы по содержанию сказки. Мне было интересно, как ребята делятся впечатлениями друг с другом. Я вступала в беседу только тогда, когда возникал спор или создавалось неверное понимание смысла сказки. Но это случалось редко.
Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли её, подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращалась к детям: «Дети, посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?». Вот тут и начиналась беседа, в которой дети вспоминали события сказки, поступки её героев, выяснялось отношение детей к ним.
Прибегала и к такому приему, как прослушивание сказок на CD –дисках. Музыка, сопровождающая сказку, песенки её персонажей помогали детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
Фольклор даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувство человека: поучение, заключённое в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации: одеваясь на прогулку «Семеро одного не ждут», оделся неаккуратно «Поспешишь – людей насмешишь», на прогулке «Осень красна плодами». В старшей и подготовительной к школе группах дети могли уже самостоятельно организовывать конкурс-соревнование между девочками и мальчиками «Продолжи пословицу» или «Кто больше назовёт пословиц на какую-либо тему?».
Загадки-полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начала так, как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: «Идёт мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает», «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей чёлка, на ногах щетка». Дети быстро отгадывали загадки, ведь загадываемый предмет находился перед глазами. Обращали внимание ребята на меткую образную характеристику игрушки. Позже, когда приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала, какую загадку можно загадать о ней, дети легко справлялись с этой задачей.
С нетерпением дети ждали вечеров загадок, когда к ним в гости приходила бабушка-загадушка. Она приносила в своей «волшебной корзине» природный бросовый материал для изготовления поделки - отгадки к новой загадке. Поделку мастерили все вместе. В старшей группе мы с детьми готовили развлечения для малышей. Ребята с радостью брались за дело. Всем хотелось участвовать в инсценировке. Мы провели развлечения для младших групп «Дочка моя- куколка», «Заянька». Я старалась так организовывать развлечения, чтобы малыши были не только зрителями, но и сами принимали участие в действии. Они вместе с моими воспитанниками водили хоровод, весело танцевали под музыку польки, играли с зайчиком в игру. Организуя развлечения, я ставила перед собой задачу повеселить ребят не только своей группы, но и расширить их знания о народном языке, обогатить их словарь, привить заботливое отношение к малышам.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. По каждому жанру проводила короткие беседы, консультации, разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество ребёнку. В уголок для родителей помещала статьи «Что за прелесть эти сказки», «Пословица не мимо молвица», «Загадка - гимнастика для ума». Все мои советы не оставались без внимания. На развлечениях, когда родители видели, как выразительно их ребёнок воплощал образ персонажа инсценировки, они были очень довольны.