Лучший педагог года

Устное народное творчество для самых маленьких

Алла Павловна Колесникова
Устное народное творчество для самых маленьких
▼ Скачать + Заказать документы

Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным

румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро!».

Доброе утро. Ранний период жизни ребёнка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветает всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой, и передаёт народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучит из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, басенки, загадки, пословицы, поговорки и т.  д.

Публикация «Устное народное творчество для самых маленьких» размещена в разделах

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных разделах работы с детьми. Пользу малых поэтических жанров народного слово доказывать не приходится, это очевидно.

Слушая фольклорные произведения,заучивая их наизусть дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми, ласковыми,погружаются в стихию исконно народной русской печи, отражаюшей,как известно традции и мировидение её создателей и носителей.

Третий год жизни несёт в себе новации с установкой на речевое взаимодействие с ребёнком,на обращение к его внутреннему миру. И естестственно,что особый интерес и доверие они испытывают к своему воспитателю,с которым общаются каждый день,который учит их. Вот почему ребёнок принимает всю информацию,исходящую от педагога,приоритетно,т. е. вне какой-либо конкуренции. И если содержание небылички,потешки,песенки передаётся выразительно,змиоционально,дети разумеется поймут курьёзность ситуации. Причём «эмоционального нарастания”при прочтении текста обеспечивает понимание шутливой обстановки.

Все знают,как воспитателю порой бывает непросто наладить»эмоциональный контакт»с детьми в адаптационный период,а ребёнку-войти в новый,непривычный для него,а потому таящий угрозу мир детского сада. Работая с детьми раннего возраста,я пришла к выводу;организовать режимные моменты,провести игру-занятие”встретить новичка»,успокоить не в меру расходившихся малышей могут помочь потешки,прибаутки,колыбельные,создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость,доброту,нежность и любовь к детям. Так например,во время приёма новичков я использую потешку;

“Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий

Артёмушка-хороший

Артёмкшка-пригожий»

Или;

Стёпушка хороший

Стёпушка пригожий

Пройди по дороженьке

Топни,Стёпа ноженькой и т.  д.

Потешка помогает ребёнку открыть себя,делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение рассчитанное на обращение к ребёнку по имени,утверждает его личность,уважение к нему,признание уникальности и неповторимости.

Дети в течении дня устают. ссорятся. Уних,как у взрослых,бывает плохо на душе и хочется плакать. Я прихожу на помощь малышу,приласкаю и расскажу потешку;

«Не плачь,не плачь детка,

Прискачет к тебе белка

Принесёт орешки»

Для Катиной потешки,

Если будешь плакать

Дадим худой лапоть!

Или

«Это что тут за рёв?

Уж не стало ли коров?

Это не коровушка

Это Маринка-рёвушка.

Не плачь,не плачь

Куплю калач!»

Глаза у ребят становятся удивлёнными,затем весёлыми,перестают плакать,просят рассказать потешку ещё раз. Я не раз убеждалась в том,что малые фольклорные жанры помогают мне в работе и помогают моим малышам.

За окном-солнечный денёк. Время гулять!Но сначала надо одеться. Пора учиться делать это самостоятельно. Пора,но в первый раз всё кажется тпрудным. А вот с потешками всё легче и веселее:

«Вот они,сапожки,

Этот-с левой ножки,

Этот-с правой ножки,

Если дождичек пойдёт,

Наденем сапожки,

Этот- с левой ножки

Этот- с правой ножки,

Вот так хорошо!»

Прогулка с малышами становится интересней и насыщенней, если на помощь приходит новые потешки:

«По кочкам,по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку-бух.

Провалился петух!

Или:

Еду, еду к бабе, к деду,

На лошадке в красной шапке,

По ровненькой дорожке

На одной ножке.

Всё прямо и прямо,

А потом -вдруг

В ямку-бух».

Дети с восторгом прыгают,шагают. Я довольна.

Прогулка удалась.

Любой воспитатель на собственном опыте понимает:дневной сон для малыша просто необходим,но как помочь ему уснуть,а после сна «вернуться» в реальный мир, как можно спокойнее?И в этом случае,на помощь приходят песенки. Укачивая Машеньку, я пою:

«Баю,баю,байки,

Прилетели чайки!

Cтали крыльями махать

Наших деток усыплять!»

Особый интерес у малышей вызыыает песенка про собачку:

«Бай-бай-бай-бай

Ты собаченька не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

В спальне на свободной кровати сидит игрушка-собачка и смотрит,как малыши засыпают.

Ну вот,наконец тихий час закончился. Дети встают,потягиваясь. Я подхожу к первому проснувшемуся малышу и говорю:

Потягушечки,потягушечки!

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растём,растём,растём.»

Или взяв в руку игрушечного кота приговариваю потешку:

«Котик серенький присел

На печурочке.

И тихонько запел

Песню Данечке.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Поднимайся мой дружок

Встань мой Данечка!»

Малыш,улыбнувшись, протягивает руки к игрушке и говорит:

«Котик-коток,я уже проснулся!»

Потешка сыграла свою роль.

Игрушка остаётся в спальне до тех пор,пока не встанут все малыши.

Впереди умывание и кормление. Не хочется,но надо. И приучаться делать это тоже надо. Чтобы веселее проходили эти моменты,на помощь приходят новые песенки, потешки:

«Ай,лады,лады,лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!»

Очень малышам нравится потешка про водичку:

«Водичка,водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.»

Ребята с удовольствием умываются и одновременно показывают,где у них глазки,ротик,щёчки,зубки.

А вот такая потешка:

«Умница,Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную,пушистую,

Мягкую,душистую!»

помогает Настеньке и Катеньке съедать кашу во время обеда.

И при организации игр фольклор просто незаменим. В своей работе с детьми,я часто использую игровые потешки,очень доступные и интересные детям, например:

«Этот пальчик-дедка,

Этот пальчик-бабка

Этот пальчик-маменька

Этот пальчик-маменька

А вот это-наш малыш,

И зовут его-Вадим.»

Или:

«Пальчик-мальчик

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил,

С этим братцем

Воду пил,

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Песни пел!»

По окончании потешки я спрашиваю:»Какую песенку пел мальчик-пальчик со своими братцами? Малыши отвечают:»Весёлую, вот такую:ля-ля-ля-ля.»Потешка про ладошки всегда создаёт у детей радостное настроение. Я спрашиваю у малышей:»Где ваши ладошки?», дети отвечают:»Тут-тут-тут».Я продожаю читать потешку, а малыши выполняют разнообразные движения пальчиками и ладошками:

«А в ладошках пальчики живут.

Пальчики трудились. Не ленились:

Рисовали,рисовали,

Лепили,лепили,

Играли,играли,

Стучали,стучали,

И,наконец,устали»

По просьбе малышей игра в «ладошки» поторяется почти ежедневно.

Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания. Так,например,во время,ходьбы друг за другом на утренней гимнастике, я использую потешку:

«Киска-киска,

Киска,брысь.

На дорожку не садись.

Наши детки пойдут

Через киску упадут.»

а во время бега врассыпную на помощь приходит потешка:

«Птички летят.

Колокольчики звенят,

Раз,два,неворонь!

Разбежались как огонь!»

Фольклор,как эмоционально-образное средство влияя на детей,поддерживает их интерес,вызывает у детей радость и удовольствие,желание заниматься физической культурой.

Подучая знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека,проникаясь гуманным отношением к ним,дети ясельных групп»приобщаются»к экологияеским проблемам.

Потешки и прибаутки,главными героями которых являются животные и птицы,помогают мне активизировать речь детей,побуждать их к высказываниям,повторению текстов и звукоподражаниям. Самые любимые потешки о животных и птицах это:

«Заяц Егорка «Пошёл котик на торжок

Свалился в озерко Купил котик пирожок

Бегите под горку! Пошёл котик на улочку

Спасайте Егорку! Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Божья коровка, Либо Вовочке снесть?

Чёрная головка! Я и сам укушу,

Лети,лети за море Да и Вовочке снесу»

Там тёпленько,

Здесь холодненько.»

«Сова-совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась,

В лапти обувалась,

В лапти,в трянички.

В тёплы рукавички.»

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями,любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше!

Это понимали и наши далёкие предки,оставившие нам в наследство потешки,песенки о растениях,временах года,солнце,небе.

«Солнышко»,которое сделали своими руками, помогало малышам легче и быстрее понять содержание потешки:

«Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут»

Рассматриваем «радугу-дугу» (это оформление нашей комнаты, малыши вспоминали потешку:

«Ой ты радуга-дуга,

Не давай дождя-

Давай соднышка-колоколнышка»

Наблюдая дождь, из окна групповой комнаты дети помогали мне рассказывать потешку:

«Дождик,дождик,поливай!

Будет хлеба каравай.

Дождик,дождик,припусти

Дай капусте подрасти»

Увидев,идущих под зонтами людей, я предлагала вспомнить потешку:

«Дождик,дождик

Не дожди,

Дождик,подожди,

Дай дойти

До дому

Дедушке седому»

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Детство и сказка понятие неотделимое.

Однажды придя к малышу,сказка остаётся с ним навсегда как чудо,как радость,как память.

Малыш учится чисто человеческому видению мира через сказку.

Cказка открывается малышу через познание человека. По сравнению с потешками,песенками,прибаутками сказки более обёмные произведения,т. к. в них действуют3-5 персонажей,происходит смена их действийи т.  п. ,поэтому ребё нок должен быть подготовлен к восприятию сюжета самой простой сказки:

«Колобок»,»Теремок»,»Курочка Ряба»,»Волк и козлятки»и т.  д.

Вот здесь подготовительную роль сыграли потешки,помогающие воспринимать коротенький сюжет,посредством художественного слова. Особо выделю потешки на бытовые темы,в которых действуют люди, подводящие к пониманию первых сказок:

Например:

«Ладушки,ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Кате два,Тане два,

Насте два,Маше два»

Или:

«Как по снегу по метели

Трое саночек летели.

И шумят и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых санках-дедушка,

В других санках-бабушка,

В третьих санках-тётушка,

Вот какие гости!»

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала».

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач патриотического воспитания подрастающего поколения,и оно должно начинаться как можно раньше. Любовь к Родине начинается с малого. Может быть с любви к родным и близким людям,своему дому, двору,детскому саду,с познания быта родного народа.

Поэтому я использовала в своей работе потешки,в которых прослеживались родственные связи,быт.

Например:

“Ай,баю-баю-баю,

Жил дедочек на краю,

Он не беден,не богат

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят

Кашку с масличем едят!

Или:

Месит бабка тесто, «Ай таточки,таточки!

Естьв печке место, Встал мальчик на пяточки,

Печёт,печёт каравай, Стал на пяточках ходить,

Переваливай,валяй!» Одну бабушку любить.»

Фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности,обновляющейся красотой и любовью,потому что ребёнок-вершина человеческой любви.

Народное поэтическое слово,предназначенное маленьким,необходимо не только им,но и взрослым,чтобы выразить детям свою любовь,нежность и заботу,

В потешках, песенках отражена сущность раннего детства:видеть мир таким,каким он предстаёт перед взором малыша-без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения- это удивительное ожиидание радости,светлое восприятие взрослого человека,приятие его непререкаимого авторитета и ожидание добра,добра и только добра.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Консультация для педагогов «Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания» Консультация «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, сказки) как средство начального патриотического воспитания младших дошкольников».

Открытое занятие «Устное народное творчество в развитии ребёнка дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! У нас сегодня занятие по устному народному творчеству. Давайте, ребята, вспомним, что относится к устному народному творчеству.

Перспективное планирование по самообразованию «Устное народное творчество в развитии речи детей 4–5 лет» Дата Тема Задачи Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Сентябрь «Глиняный человек» Формировать интерес к русскому прикладному.

План самообразования воспитателя «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития речи дошкольников» Самообразование на тему «Устное народное творчество, как средство развития речи дошкольников» Проблема развития речи дошкольников комплексная,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Устное народное творчество в развитии речи детей Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество для самых маленьких
Опубликовано: 1 марта 2016 в 22:34
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество для самых маленьких» (включая файлы) размещена пользователем Алла Павловна Колесникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД