Алла Павловна Колесникова
Устное народное творчество для самых маленьких
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным
румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро!».
Доброе утро. Ранний период жизни ребёнка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветает всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой, и передаёт народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучит из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, басенки, загадки, пословицы, поговорки и т. д.
Публикация «Устное народное творчество для самых маленьких» размещена в разделах
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных разделах работы с детьми. Пользу малых поэтических жанров народного слово доказывать не приходится, это очевидно.
Слушая фольклорные произведения,заучивая их наизусть дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми, ласковыми,погружаются в стихию исконно народной русской печи, отражаюшей,как известно традции и мировидение её создателей и носителей.
Третий год жизни несёт в себе новации с установкой на речевое взаимодействие с ребёнком,на обращение к его внутреннему миру. И естестственно,что особый интерес и доверие они испытывают к своему воспитателю,с которым общаются каждый день,который учит их. Вот почему ребёнок принимает всю информацию,исходящую от педагога,приоритетно,т. е. вне какой-либо конкуренции. И если содержание небылички,потешки,песенки передаётся выразительно,змиоционально,дети разумеется поймут курьёзность ситуации. Причём «эмоционального нарастания”при прочтении текста обеспечивает понимание шутливой обстановки.
Все знают,как воспитателю порой бывает непросто наладить»эмоциональный контакт»с детьми в адаптационный период,а ребёнку-войти в новый,непривычный для него,а потому таящий угрозу мир детского сада. Работая с детьми раннего возраста,я пришла к выводу;организовать режимные моменты,провести игру-занятие”встретить новичка»,успокоить не в меру расходившихся малышей могут помочь потешки,прибаутки,колыбельные,создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость,доброту,нежность и любовь к детям. Так например,во время приёма новичков я использую потешку;
“Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий
Артёмушка-хороший
Артёмкшка-пригожий»
Или;
Стёпушка хороший
Стёпушка пригожий
Пройди по дороженьке
Топни,Стёпа ноженькой и т. д.
Потешка помогает ребёнку открыть себя,делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение рассчитанное на обращение к ребёнку по имени,утверждает его личность,уважение к нему,признание уникальности и неповторимости.
Дети в течении дня устают. ссорятся. Уних,как у взрослых,бывает плохо на душе и хочется плакать. Я прихожу на помощь малышу,приласкаю и расскажу потешку;
«Не плачь,не плачь детка,
Прискачет к тебе белка
Принесёт орешки»
Для Катиной потешки,
Если будешь плакать
Дадим худой лапоть!
Или
«Это что тут за рёв?
Уж не стало ли коров?
Это не коровушка
Это Маринка-рёвушка.
Не плачь,не плачь
Куплю калач!»
Глаза у ребят становятся удивлёнными,затем весёлыми,перестают плакать,просят рассказать потешку ещё раз. Я не раз убеждалась в том,что малые фольклорные жанры помогают мне в работе и помогают моим малышам.
За окном-солнечный денёк. Время гулять!Но сначала надо одеться. Пора учиться делать это самостоятельно. Пора,но в первый раз всё кажется тпрудным. А вот с потешками всё легче и веселее:
«Вот они,сапожки,
Этот-с левой ножки,
Этот-с правой ножки,
Если дождичек пойдёт,
Наденем сапожки,
Этот- с левой ножки
Этот- с правой ножки,
Вот так хорошо!»
Прогулка с малышами становится интересней и насыщенней, если на помощь приходит новые потешки:
«По кочкам,по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В ямку-бух.
Провалился петух!
Или:
Еду, еду к бабе, к деду,
На лошадке в красной шапке,
По ровненькой дорожке
На одной ножке.
Всё прямо и прямо,
А потом -вдруг
В ямку-бух».
Дети с восторгом прыгают,шагают. Я довольна.
Прогулка удалась.
Любой воспитатель на собственном опыте понимает:дневной сон для малыша просто необходим,но как помочь ему уснуть,а после сна «вернуться» в реальный мир, как можно спокойнее?И в этом случае,на помощь приходят песенки. Укачивая Машеньку, я пою:
«Баю,баю,байки,
Прилетели чайки!
Cтали крыльями махать
Наших деток усыплять!»
Особый интерес у малышей вызыыает песенка про собачку:
«Бай-бай-бай-бай
Ты собаченька не лай
И в гудочек не гуди
Наших деток не буди.
В спальне на свободной кровати сидит игрушка-собачка и смотрит,как малыши засыпают.
Ну вот,наконец тихий час закончился. Дети встают,потягиваясь. Я подхожу к первому проснувшемуся малышу и говорю:
Потягушечки,потягушечки!
От носочков до макушечки,
Мы потянемся-потянемся,
Маленькими не останемся,
Вот уже растём,растём,растём.»
Или взяв в руку игрушечного кота приговариваю потешку:
«Котик серенький присел
На печурочке.
И тихонько запел
Песню Данечке.
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок
Встань мой Данечка!»
Малыш,улыбнувшись, протягивает руки к игрушке и говорит:
«Котик-коток,я уже проснулся!»
Потешка сыграла свою роль.
Игрушка остаётся в спальне до тех пор,пока не встанут все малыши.
Впереди умывание и кормление. Не хочется,но надо. И приучаться делать это тоже надо. Чтобы веселее проходили эти моменты,на помощь приходят новые песенки, потешки:
«Ай,лады,лады,лады,
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!»
Очень малышам нравится потешка про водичку:
«Водичка,водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.»
Ребята с удовольствием умываются и одновременно показывают,где у них глазки,ротик,щёчки,зубки.
А вот такая потешка:
«Умница,Катенька,
Ешь кашку сладенькую,
Вкусную,пушистую,
Мягкую,душистую!»
помогает Настеньке и Катеньке съедать кашу во время обеда.
И при организации игр фольклор просто незаменим. В своей работе с детьми,я часто использую игровые потешки,очень доступные и интересные детям, например:
«Этот пальчик-дедка,
Этот пальчик-бабка
Этот пальчик-маменька
Этот пальчик-маменька
А вот это-наш малыш,
И зовут его-Вадим.»
Или:
«Пальчик-мальчик
Где ты был?
С этим братцем
В лес ходил,
С этим братцем
Воду пил,
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Песни пел!»
По окончании потешки я спрашиваю:»Какую песенку пел мальчик-пальчик со своими братцами? Малыши отвечают:»Весёлую, вот такую:ля-ля-ля-ля.»Потешка про ладошки всегда создаёт у детей радостное настроение. Я спрашиваю у малышей:»Где ваши ладошки?», дети отвечают:»Тут-тут-тут».Я продожаю читать потешку, а малыши выполняют разнообразные движения пальчиками и ладошками:
«А в ладошках пальчики живут.
Пальчики трудились. Не ленились:
Рисовали,рисовали,
Лепили,лепили,
Играли,играли,
Стучали,стучали,
И,наконец,устали»
По просьбе малышей игра в «ладошки» поторяется почти ежедневно.
Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания. Так,например,во время,ходьбы друг за другом на утренней гимнастике, я использую потешку:
«Киска-киска,
Киска,брысь.
На дорожку не садись.
Наши детки пойдут
Через киску упадут.»
а во время бега врассыпную на помощь приходит потешка:
«Птички летят.
Колокольчики звенят,
Раз,два,неворонь!
Разбежались как огонь!»
Фольклор,как эмоционально-образное средство влияя на детей,поддерживает их интерес,вызывает у детей радость и удовольствие,желание заниматься физической культурой.
Подучая знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека,проникаясь гуманным отношением к ним,дети ясельных групп»приобщаются»к экологияеским проблемам.
Потешки и прибаутки,главными героями которых являются животные и птицы,помогают мне активизировать речь детей,побуждать их к высказываниям,повторению текстов и звукоподражаниям. Самые любимые потешки о животных и птицах это:
«Заяц Егорка «Пошёл котик на торжок
Свалился в озерко Купил котик пирожок
Бегите под горку! Пошёл котик на улочку
Спасайте Егорку! Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Божья коровка, Либо Вовочке снесть?
Чёрная головка! Я и сам укушу,
Лети,лети за море Да и Вовочке снесу»
Там тёпленько,
Здесь холодненько.»
«Сова-совушка,
Белая головушка,
Сова умывалась,
В лапти обувалась,
В лапти,в трянички.
В тёплы рукавички.»
А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями,любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше!
Это понимали и наши далёкие предки,оставившие нам в наследство потешки,песенки о растениях,временах года,солнце,небе.
«Солнышко»,которое сделали своими руками, помогало малышам легче и быстрее понять содержание потешки:
«Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут»
Рассматриваем «радугу-дугу» (это оформление нашей комнаты, малыши вспоминали потешку:
«Ой ты радуга-дуга,
Не давай дождя-
Давай соднышка-колоколнышка»
Наблюдая дождь, из окна групповой комнаты дети помогали мне рассказывать потешку:
«Дождик,дождик,поливай!
Будет хлеба каравай.
Дождик,дождик,припусти
Дай капусте подрасти»
Увидев,идущих под зонтами людей, я предлагала вспомнить потешку:
«Дождик,дождик
Не дожди,
Дождик,подожди,
Дай дойти
До дому
Дедушке седому»
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Детство и сказка понятие неотделимое.
Однажды придя к малышу,сказка остаётся с ним навсегда как чудо,как радость,как память.
Малыш учится чисто человеческому видению мира через сказку.
Cказка открывается малышу через познание человека. По сравнению с потешками,песенками,прибаутками сказки более обёмные произведения,т. к. в них действуют3-5 персонажей,происходит смена их действийи т. п. ,поэтому ребё нок должен быть подготовлен к восприятию сюжета самой простой сказки:
«Колобок»,»Теремок»,»Курочка Ряба»,»Волк и козлятки»и т. д.
Вот здесь подготовительную роль сыграли потешки,помогающие воспринимать коротенький сюжет,посредством художественного слова. Особо выделю потешки на бытовые темы,в которых действуют люди, подводящие к пониманию первых сказок:
Например:
«Ладушки,ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Кате два,Тане два,
Насте два,Маше два»
Или:
«Как по снегу по метели
Трое саночек летели.
И шумят и гремят,
Колокольчики звенят.
В первых санках-дедушка,
В других санках-бабушка,
В третьих санках-тётушка,
Вот какие гости!»
Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала».
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач патриотического воспитания подрастающего поколения,и оно должно начинаться как можно раньше. Любовь к Родине начинается с малого. Может быть с любви к родным и близким людям,своему дому, двору,детскому саду,с познания быта родного народа.
Поэтому я использовала в своей работе потешки,в которых прослеживались родственные связи,быт.
Например:
“Ай,баю-баю-баю,
Жил дедочек на краю,
Он не беден,не богат
У него много ребят.
Все по лавочкам сидят
Кашку с масличем едят!
Или:
Месит бабка тесто, «Ай таточки,таточки!
Естьв печке место, Встал мальчик на пяточки,
Печёт,печёт каравай, Стал на пяточках ходить,
Переваливай,валяй!» Одну бабушку любить.»
Фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности,обновляющейся красотой и любовью,потому что ребёнок-вершина человеческой любви.
Народное поэтическое слово,предназначенное маленьким,необходимо не только им,но и взрослым,чтобы выразить детям свою любовь,нежность и заботу,
В потешках, песенках отражена сущность раннего детства:видеть мир таким,каким он предстаёт перед взором малыша-без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения- это удивительное ожиидание радости,светлое восприятие взрослого человека,приятие его непререкаимого авторитета и ожидание добра,добра и только добра.