Елена Ратегова
Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА:
«Устное народное творчество,
как средство развития речи детей младшего
дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2015г.
Окончание работы над темой: май 2016г.
Актуальность.
«Литература, с которой впервые встречается ребенок,
должна вводить его в мир народной мысли, народного
Публикация «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
чувства, народной жизни, в область народного духа»
К. Д. Ушинский
Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Великий русский педагог К. Д. Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Такая литература должна приобщать ребенка к духовной жизни своего народа. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Народное слово является образом речи ребенка. В настоящее время в семьях знают всё меньше обрядов, забывают песни, колыбельные, потешки. И в наши дни данная проблема становится все более актуальной.
«Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании»,- писал К. Д. Ушинский.
Цель.
Развитие речевой активности у детей младшего дошкольного возраста. Формирование устойчивого интереса к русскому народному творчеству (фольклору).
Задачи.
1. Образовательные – ознакомить детей со средствами художественной выразительноси, совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей, грамматический строй речи. Обогощать словарный запас.
2. Развивающие – развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству, развивать память воображение, выразительность речи, развивать творческие способности у детей.
3. Воспитательные – воспитывать любовь к устному народному творчеству, любовь к родине, воспитывать на основе фольклора у детей положительные черты характера (сочувствие, доброжелательность, вежливость).
Предполагаемый результат.
1. Развита диалогическая и монологическая речь в соответсвии с возрастом детей.
2. Дети ознакомлены со всеми видами устного народного творчества (потешки, пестушки, прибаутки, небылицы, частушки, колыбельные песни, дразнилки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, игры, считалки, хороводы, сказки, русские народные песни, заклички).
3. Обогащен и активизирован словарный запас.
4. Установлен эмоциональный контакт с детьми.
5. Расширен кругозор детей.
6. Развито уважение к своей культуре, родине.
Этапы работы.
1. Теоретический этап.
Содержание деятельности Сроки
(начало-окончание) Форма предоставления отчетности
Изучение методической литературы по данной теме
В течение года
Составление каталога
Подбор материала в интернете
В течение года
Составление каталога
Подбор художественной литературы для детей по данной теме
В течение года
Составление каталога художественной литературы
2. Практическое решение проблемы.
Составление перспективного плана по теме
В течение года
Календарно-тематическое планирование
Разработка конспектов НОД по данной теме
В течение года
Конспекты
Разработка картотек игр, хороводов, потешек, загадок и т. д.
В течение года
Картотека
Оформление папок-передвижек по теме:
1. Устное народное творчество, как средство развития речи детей.
Папки-передвижки
Семинар-практикум для родителей русские народные игры.
Книжки-малышки по устному народному творчеству
3. Оценочный этап.
Открытое занятие ДОУ Конспект
Результат.
Работа по данной теме начата с сентября 2015 года. Надо отметить, что у детей этого возраста была недостаточно развита речь, беден словарный запас. В течение года дети знакомились с устным народным творчеством, со всеми его видами. Детям полюбились потешки, заклички, пестушки, чистоговорки, сказки и т. д. Много потешек было разучено наизусть, вследствие чего была развита память. С помощью чистоговорок была развита звуковая культура речи. Дети ознакомлены со средствами художественной выразительности, развита диалогическая и монологическая речь в соответствии с возрастом, обогащен словарный запас детей, развита выразительность речи, развит устойчивый интерес к устному народному творчеству.