Ирина Иванцова
Устное народное творчество как средство воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество как средство воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста
Как известно, все начинается с детства. Именно в детстве, наряду с другими личностными качествами, закладывается «фундамент» нравственного человека, патриота своей страны. И чем раньше будет «посеяно» зерно нравственности в сердца детей, тем больше шансов на то, что это зерно даст плоды.
Публикация «Устное народное творчество как средство воспитания патриотизма у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Под патриотизмом принято понимать любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культуре, истории своего народа. Для дошкольников патриотизм, прежде всего, это любовь и уважение к своим близким, восхищение окружающим его миром, принятие нравственных ценностей.
На наш взгляд наилучшим средством патриотического воспитания младших дошкольников является устное народное творчество. Фольклор (в переводе с английского) означает народная мудрость. Именно в фольклоре веками закладывалась народная педагогика, которая является основойнравственного и патриотического воспитанияпотомков.
Устное народное творчество несет в себе особенные черты русского характера, культурные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности и др.
Свою работу по патриотическому воспитанию детей младшего возраста мы начали с анкетирования родителей «Нравственно - патриотическое воспитание в семье». Результат опроса показал, что во многих семьях воспитанников практически не уделяется время на то, чтобы познакомить детей с культурой и обычаями своей страны, своего народа; у многих семей отсутствуют семейные праздники (не считая Нового года и дней рождения, родители с трудом могут вспомнить несколько потешек и др. На вопрос «Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с устным народным творчеством?» все родители ответили положительно.
В работе с детьми мы стараемся использовать все виды народного фольклора : потешки, песенки, хороводные игры, сказки и т. д.
Так, используя потешки, мы знакомим детей с миром, правилами поведения, понятиями «хорошо» - «плохо». Например, потешка «Сорока-ворона кашу варила» рассказывает детям о том, что если не прилагать усилия, не помогать, то можно и без угощения остаться. Потешка «Водичка-водичка» не только помогает сделать процедуру умывания более приятной, но и объясняет ее важность для здоровья … чтоб кусался зубок, смеялся роток).
Народные сказки помогают детям понять, что такое добро и зло. Через сказку мы знакомим детей с моральными устоями народа, нравственными ценностями, такими как трудолюбие, храбрость, доброта, дружба, честность и др. Например, знакомясь со сказкой «Репка» дети узнают о том, что если взяться за дело дружно, не отказав в помощи ближнему, можно вытянуть даже самую большую репку. Сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» рассказывают о том, как важно слушаться старших и к чему может привести непослушание.
Совместно с родителями в нашей группе создан уголок народного творчества, в котором собраны не только книги с фольклорными произведениями, но и атрибуты для театра и подвижных игр, раскраски с изображением героев народных сказок и многое другое. В будущем планируем использовать фольклор и других наций (хакасов, украинцев и др.) так как, на наш взгляд, невозможно стать патриотом страны, если не стал патриотом своего народа.
Список используемой литературы:
1. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. //Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. - Спб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 г.
2. Князева О. Л. Парциальная программа. Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. - Спб. : Акцидент, 1997 г.
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М. : Просвещение, 1987г.