Ирма Бринева
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста
Актуальным был и остается вопрос об овладение детьми родным языка. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.
Публикация «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми.
Проводив детей в школу, стала задумываться, можно ли научить детей 3 лет хорошо овладеть родным языком, развитием речи?
И почему в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился? Да потому что с детьми все меньше и меньше разговаривают. Дети больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.
Одежда и обувь на липучках вместо шнурков и пуговиц. Пособия и книжки с наклейками вместо картинок для вырезания. Бытовые приборы и предметы, управляемые с помощью пульта.
Проанализировав свою работу с детьми старшего возраста, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться. Поэтому поставила перед собой цель: развивать речь детей, используя устное народное творчество и, определила для себя тему по самообразованию – «Устное народное творчество, как средство развития речи детей», поставив перед собой задачи научить их:
- пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы, петь колыбельные, частушки, потешки;
-рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине);
- в индивидуальном общении рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные и праздничные дни);
- через проведение праздников, досугов, сказочных представлений составлять высказывания повествовательного типа;
-играя развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Для решения поставленных задач разработала перспективный план, обогатила предметно – развивающую среду, продолжила подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок и т. д. Решила собрать книжку «Игровые занятия и упражнения для развития мелкой моторики». Организовать в группе: уголок ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок;
место для игр, (коробочки с палочками, бусами, пуговицами, бумагой, прищепками, шнурками).
Начала заинтересовывать родителей, провела родительское собрание на тему: «Фольклор в жизни ребенка», подготовила консультации, оформила папку-передвижку «Помогите ребенку овладеть родным языком». Привлекла родителей к праздникам, разучиванию песен, стихов, частушек. Предложила родителям составить свой сборник колыбельных песен, которые они поют своим детям. Раздала памятки с упражнениями для развития мелкой моторики.
Я думаю, пальчиковые игры стали популярны в наши дни. Развитый мозг и не развитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни, но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, знают об окружающем мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно».
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследовании детей была выявлена следующая закономерность: если движения пальцев рук соответствуют возрасту, речевое развитие находится в пределах нормы, если движения пальцев рук плохо развиты, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Вот поэтому нас, педагогов, да и родителей, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Один из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Руке посвящали стихи. Писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: отбиться от рук; все дело в его руках; дать волю рукам; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека.
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры. Что и активизирует речь. Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека:
- большой палец отвечает за голову;
- указательный – за желудок;
- средний – за печень;
-безымянный – за почки;
- мизинец – за сердце.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
«Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, а то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов», - Дж. Бруно.
Педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, а чем сложнее движения этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Итак, если будут развиваться пальцы рук, будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Поэтому нужно усиленно, систематически заниматься с детьми, сопровождая речь движениями, играя, разучивая:
- пальчиковые игры со стихами и скороговорками;
- частушки – топотушки;
- потешки – прихлопушки;
- игры – хороводы;
- колыбельные – убаюкивание кукол.
Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала воспитатель берет в руки игрушку или предмет и говорит текст, показывая движения с игрушкой, затем дети проговаривают его хором вместе с игрушкой. После этого можно приступить к индивидуальному проговариванию с каждым ребенком.
. Конспекты занятий с фольклорным содержанием
Тема «Маша и медведь»
Рассказывание русской народной сказки
Программное содержание
-Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действий, понимать содержание.
-Учить отвечать на вопросы по тексту.
-Развивать мышление, память, выразительность речи.
-Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
-Индивидуальная работа.
Ход занятия
В-ль. Дети, отгадайте загадку.
Зверь лохматый косолапый
Он сосет в берлоге лапу (медведь)
А вот и он! (достает игрушку). Где живет медведь? – в лесу. Вот из леса он к нам и пришел. А что с ним приключилось, я расскажу вам сказку «Маша и медведь» (рассказывает неторопливо, выразительно).
- Понравилась вам сказка? Как сказка называется?
- Как Маша в лес попала? Что случилось с Машей?
- Как она звала подружек?
Дети говорят ау, ау. Она их аукала, но тони не отзывались, Маша заблудилась.
- Куда она пришла? Кто жил в избушке? Что делала Маша у медведя?
- Что придумала Маша, чтобы от медведя сбежать?
(помогает детям составить рассказ по наводящим вопросам, объясняет слово «короб»).
- Как медведь шел по лесу и что хотел сделать? Что он говорил?
- Как отвечала ему Маша?
- Что случилось в деревне?
- Где нашли Машу бабушка и дедушка?
(воспитатель рассказывает сказку еще раз) Вот как хорошо все закончилось!
В - ль (прикладывает мишку к уху) Дети, мишка сказал, что хочет с вами поиграть. Вы будете все маленькими медвежатами. Одевает всем шапочки. (дети двигаются, как медвежата со словами,
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет,
Вот упала шишка мишке прямо в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ!
Медведь: «Какие хорошие у меня медвежата, косолапые такие, как я!»
В – ль достает куклу. А вот и Маша пришла! Она тоже хочет с вами и мишкой поиграть. (Ставит диван, усаживает Машу). Мишка будет прятаться, а мы будем с Машей его искать. (Прячет мишку за диван, слева, справа. Дети проговаривают слова с предлогами).
В – ль. Молодцы! Посмотрим, как Маша разговаривала с медведем в лесу.
(Драматизация сцены. В–ль назначает детей на роли, одевает Маше платочек, а мишке – шапочку. Меняет детей, играют 2 пары. В –ль оценивает выразительность исполнения ролей).
Формы работы с детьми по теме
«Устное народное творчество как средство развития речи детей»
1) Разучивание колыбельных песен
2) Чтение и разбор русских народных сказок – использование потешек и прибауток
3) Разучивание пословиц, поговорок – придумывание и отгадывание загадок
4) Занятия по развитию речи – артикуляционная гимнастика
5) Речевые досуги – игры (драматизации, подвижные, словесные)
6) Спортивные досуги – пальчиковая гимнастика