Джамиля Алибекова
Развитие речи детей через устное народное творчество
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей через устное народное творчество
Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:
1. Совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;
2. Речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Публикация «Развитие речи детей через устное народное творчество» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.
Развитие речи в дошкольном возрасте оказывает многообразное воздействие на детей. Прежде всего, оно играет большую роль в их умственном развитии.
Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях — формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи (диалогической и монологической).
Целью моей работы является систематизиция методов и приемов для развития речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества.
В соответствии с целью мною были выдвинуты следующие задачи:
1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др. ;
2. Поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.
Речевое воспитание рассматривается как взаимодействие педагога и ребёнка, овладевающего родным языком. Это тесно связано с обучением родному языку, то есть педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребёнка речевых умений и навыков, и на этой основе происходит развитие его речи : понимание смысла слова и обогащение словаря, овладение звуковой культурой речи, грамматическим строем речи, формирование связной речи (диалог – монолог)
Психолого-педагогический аспект развития речи дошкольников
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития ребёнка процесс приобщения и овладения языком своего народа. Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - он не только слышит, но и повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Необходимо, чтобы в живом слове, которое слышат дети повседневно от взрослых, звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.
Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно -понятно даже для самых маленьких.
Отрадное явление: в последние годы возрастает интерес к фольклористике. Общество как будто почувствовало живительную силу обновления, ее можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народность - приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм - приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для детей. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приёмы, танец.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.
ФОЛЬКЛОР РУССКОГО НАРОДА
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
МАЛЫЕ ЖАНРЫ
А) Колыбельные песни
Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии.
Сон да дрема,
Приди к Ване в голова,
Сон да дрема,
Накатись на глаза.
Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.
Б) Пестушки
В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:
В) Потешки
Пестушки незаметно переходят в потешки — песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя:
Г) Прибаутки
Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином — «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши — особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…
Распустила поросят
Всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь они хотят.
Далее следует группа произведений, которые некогда принадлежали к фольклору взрослых, но, претерпев изменения, перешли к детям. Это заклички, игровые припевы, приговоры.
Д) Календарный детский фольклор
Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.
Е) Жеребьевые скороговорки, считалки, дразнилки, скороговорки
Жеребьевая сговорка появляется, когда играющим надо разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «маткам», главам обеих партий. Ребятишки часто создают их на основе сказок, пословиц, поговорок и загадок: «Наливное яблочко или золотое блюдечко?» (Из сказки.) «Конь вороной или сбруя золотая?» (Из сказок или песен.) «Грудь в крестах или голова в кустах?» (Пословица.)
Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и ворожитки.
Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе — трава, на траве — дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок — дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.
Ж) Загадки
Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка — вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
З) Пословицы и поговорки
Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга — ищи, а нашел — береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц.
Народные поговорки — это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления.
БЫЛИНЫ
Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.
В сборники включены пересказы наиболее известных характерных былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других героях эпоса. Илья Муромец — первый богатырь, ему посвящено большинство пересказов. Последовательность былин в сборнике связана с последовательностью развития действия в них.
СКАЗКИ
Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. В сказках о животных много песенок. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.
Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой по-следовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета.
Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества
В работе с детьми я определила следующие задачи:
1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.
2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.
4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.
5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.
6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.
Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.
1. Создание развивающей речевой среды в группе:
возрастной подход;функциональность;вариативность;наглядность;
системность;комфортность;самостоятельность;доступность;применяемос-ть;соответствие требованиям программы.
2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).
3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:
развивающие игры, игры - драматизации, сюжетно -ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини - конкурсы, игры - соревнования.
4. Работа с родителями:
родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.
Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной. Я изучила методическую литературу, психологические особенности развития речи детей – дошкольников разного возраста и приступила к работе.
Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенок, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.
Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.
Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.
Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.
Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. В работе использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.
На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).
Моя работа оказалась плодотворной благодаря помощи родителей. Они учили вместе с детьми пословицы, поговорки. Помогали создавать предметную среду.
Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.
Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.