Ирина Титова
НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ- Лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9
г. Маркс Саратовской области
Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию
для детей старшей группы
«Устное народное творчество»
Подготовил: воспитатель
1 квалификационной категории
Титова И. А.
2017
Тема: «Устное народное творчество»
Группа воспитанников: Старшая.
Публикация «НОД по социально-коммуникативному развитию „Устное народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Автор разработки: Титова И. А.
Приоритетная образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие
Цель: Приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи по социально - коммуникативному развитию детей :
- Создать общую атмосферу доброжелательности, принятия каждого, доверия, эмоционального комфорта детей.
–Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.
- Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа.
-Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Обеспечить одинаковое отношение ко всем участникам совместной деятельности.
В интеграции с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познание», «Художественно - эстетическое развитие».
Задачи по речевому развитию детей :
-Развивать умение владеть речью как средством общения;
-Обогащать активный словарь детей;
-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Задачи по познавательному развитию детей :
-Развивать любознательность и познавательную мотивацию;
-Формировать познавательные действия;
-Развивать воображение и творческую активность
Задачи по художественно – эстетическому развитию детей :
- Способствовать восприятию народной музыки, художественной литературы, фольклора; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Оборудование: Книги «Русские народные сказки», иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки к потешкам, картинки – отгадки, музыка к русской народной хороводной песни «Калина – малина».
Предварительная работа: Заучивание считалок, хороводной песни, разучивание русских народных игр, проговаривание потешек, чтение русских народных сказок, рисование на тему «Потешки».
Планируемые результаты:
-Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательной деятельности.
-Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
-Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.
-Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения.
-Дети проявляют любознательность, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Используемая литература:
«Народная культура и традиции» Косарева В. Н. ;
«Истоки русской народной культуры в детском саду» И. Г. Гаврилова;
«Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бытом и традициями Руси» Э. Р. Железнова.
Содержание деятельности:
Водная часть. Нацелена на организацию детей:
переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя.
Образовательные области:
«Социально- коммуникативное развитие»
Задача: Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.
«Познание»
Задачи: Развитие любознательности и познавательной мотивации.
Вид деятельности: Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора.
Формы работы: Беседа, рассматривание.
Итоговый образовательный результат: Дети проявляют любознательность, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
Средства: Книги «Русские народные сказки», иллюстрации к русским народным сказкам.
Воспитатель с детьми подходят к книжному уголку, в котором выставлены книги с русскими народными сказками.
- Ребята, посмотрите, сколько новых русских народных сказок в нашем книжном уголке. Вы уже успели их посмотреть? Вам нравятся русские народные сказки? А какие ваши любимые сказки?
Я для вас приготовила интересные иллюстрации к русским народным сказкам. Хотите посмотреть? В каких сказках живут эти герои?
Почему эти сказки называют русские народные?
Откуда к нам пришли русские народные сказки?
Хотите, я вам расскажу, откуда к нам пришли русские народные сказки?
Садитесь на стульчики и слушайте внимательно.
Основная часть: направленна на самостоятельную, последовательную умственную и практическую деятельность детей, выполнение поставленных задач и осуществление индивидуальной работы с детьми.
Образовательные области:
«Социально- коммуникативное развитие»
Задачи: - Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа.
-Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Обеспечить одинаковое отношение ко всем участникам совместной деятельности.
Вид деятельности: Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, восприятие фольклора, игровая.
Формы работы: Обсуждение, рассказ, беседа, рассматривание, разучивание, игра.
Итоговый образовательный результат:
-Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
-Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.
«Познание»
Задачи :-Формировать познавательные действия;
-Развивать воображение и творческую активность
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская деятельность
Формы работы: Рассказ, беседа.
Итоговый образовательный результат:
-Дети проявляют любознательность, способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
«Речевое развитие»
Задачи: -Развивать умение владеть речью как средством общения;
-Обогащать активный словарь детей;
-Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Вид деятельности: Игровая деятельность, коммуникативная
Формы работы: Игра, игровое упражнение, рассказ, беседа, разучивание.
Итоговый образовательный результат:
-Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения.
«Художественно – эстетическое развитие»
Задачи: - Способствовать восприятию народной музыки, художественной литературы, фольклора; реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Вид деятельности: Игровая деятельность, коммуникативная, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность.
Формы работы: Выставка рисунков, совместное пение, хороводный танец, обсуждение, игра.
Итоговый образовательный результат:
Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
Средства: Загадки, картинки- отгадки, музыка к хороводной песне «Калина - малина», рисунки к потешкам, перевёртыши, небылицы, считалочка.
Дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Жила-была в деревне старенькая бабушка. Работать она уже не могла, лежала целыми днями на печи, да сказки придумывала. А вечером соберутся внуки в избе, она им сказки и рассказывает. Очень бабушкины сказки внукам нравились. А внучка Машенька не только слушала, но и запоминала сказки.
Вот выросла Маша, у неё дочка Катюша родилась. Стала Маша дочке Катюше бабушки сказки рассказывать, рассказывает, да и сама что-то интересное добавит. А когда Катюша выросла, она своим деткам мамины и бабушкины сказки рассказывать стала. Вот так — от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам и переходили сказки. А сочинял сказки русский народ, поэтому их называют русские народные сказки. И мы с вами их тоже слушать очень любим. А вам мамы и бабушки рассказывают сказки?
Но не только сказки народ русский сочинял, но и загадки любил придумывать. А чем загадки отличаются от сказок? А вам нравится отгадывать загадки? Ну, тогда подойдите ко мне, послушайте загадки и найдите отгадку — картинку. Воспитатель загадывает русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки. Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».
Какие загадки знаете вы? Дети загадывают загадки.
А еще на Руси всегда любили песни петь: и тихие колыбельные, и задорные, весёлые частушки, и хороводные песни. Все эти песни тоже придумал народ.
Воспитатель приглашает всех встать в хоровод «Калина - малина». Дети с воспитателем водят хоровод, поют песню, выполняют танцевальные движения в соответствии с текстом песни.
Ребята, вам понравилось водить хоровод? А мне очень нравится выставка с вашими рисунками. Дети с воспитателем подходят к выставке детских рисунков «Потешки». Вместе рассматривают рисунки. Дети рассказывают о своих рисунках.
Ребята, какие замечательные рисунки к потешкам вы нарисовали.
Кто хочет рассказать потешку к своему рисунку? Дети рассказывают потешки.
Воспитатель: Потешки — это небольшие стихотворения, которые русский народ придумывал. А как вы думаете, для чего народ придумывал эти
потешки? (Чтобы развлекать детей.) Правильно, что бы развлекать, потешать детей.
Воспитатель: А теперь садитесь на стульчики и послушайте меня внимательно:
Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело –
Лето красное пришло!
-Смешное стихотворение? А что в нём перевёрнуто, что смешно?
Воспитатель разбирает с детьми перевёртыш, находя в нём противоречия.
Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А давайте, мы с вами, тоже перевёртыш придумаем.
-Скажите наоборот:
Щуки плавают по дну,
Волки воют на луну.
Предложить детям придумать несколько перевертышей самостоятельно. Какие вы молодцы, такие смешные перевёртыши придумали.
А еще, на Руси придумывали для веселья небылицы. Небылицы это
маленькие стихотворения, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши.
Уж как по небу медведь летит,
Медведь летит, головой вертит!
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую!
А коровушка летит
Да хвостищем-то вертит,
Знай, медведю мычит:
- Давай вправо! Давай влево!
А теперь вот напрямик!
Вместе с детьми разобрать, что «перепутано» в небылице.
-Ребята, хорошо мы с вами повеселились?
А поиграть хотите?
Давайте поиграем в русскую народную игру «Золотые ворота». А как мы будем выбирать водящего - «матушку»? (считалочкой)
Русские дети знали много считалочек. А для чего нужны считалочки? При помощи считалочек выбирают водящего и распределяют роли в игре.
При расчете на каждого играющего приходится одно слово считалочки.
А хотите, я вам расскажу русскую народную считалочку?
Дети встают в круг, а воспитатель рассчитывает детей считалочкой:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
Считалочку разучивают, дети упражняются в расчете.
Дети с воспитателем играют в игру «Золотые ворота».
- Золотые ворота,
Проходите господа.
Первой матушка прошла,
Своих деток провела.
Первый раз прощаем,
Второй – запрещаем,
А на третий раз – не пропустим вас!
Молодцы, как дружно мы с вами поиграли.
Садитесь, ребята, на ковёр.
Заключительная часть – итог НОД и рефлексия.
Образовательные области:
«Социально- коммуникативное развитие»
Задачи: - Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своему Отечеству, представления о социокультурных ценностях нашего народа.
–Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.
Вид деятельности: Коммуникативный.
Форма работы: Рассказ-обобщение, беседа.
Итоговый образовательный результат:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении.
-Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки, считалочки, перевертыши и небылицы. Все это называется устным народным творчеством. Устное — потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу устно. Народное — потому что русский народ придумывал; творчество — потому что сочиняли, творили сами.
Какое у вас настроение, ребята? А что бы хотели сегодня рассказать друзьям и родителям, что бы и у них было весёлое настроение? Давайте, сегодня на прогулке поиграем в русские народные игры. А водящего будем выбирать новой считалочкой.
Вывод. Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.