МААМ-картинки

Мастер-класс «Устное народное творчество в режимных моментах»

Вакуленко Елена
Мастер-класс «Устное народное творчество в режимных моментах»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд № 1

Уважаемые коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему : «Устное народное творчество и развитие речи детей в режимных моментах».

Слайд № 2

Главная задача педагога – помочь детям в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Публикация «Мастер-класс „Устное народное творчество в режимных моментах“» размещена в разделах

Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающем мире, развивает умения чувствовать художественную форму, ритм, помогает детям овладеть родным языком.

Исходя из вышесказанного, я выбрала тему:

«Устное народное творчество в режимных моментах»,

так как надеюсь, что тема будет полезна в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Слайд № 3

Проблема

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Применяя в своей работе с детьми устное народное творчества я поняла, что оно создаёт уникальные условия для развития речи, мышления, памяти, мотивации поведения, накопление положительного опыта в отношениях.

Слайд № 4

Целью моей работы стало:

1. Формирование правильной, красивой речи у детей через устное народное творчество.

2. Обогащение и расширение словаря детей, используя фольклорные жанры.

3. Воспитание положительного отношение к режимным моментам : умыванию, одеванию, приему пищи и т. д.

Слайд № 5

Свою работу строю на основе главных методических принципов:

-учет возрастных особенностей детей,

-доступность материала,

-постепенность его усложнения.

Методы и приё мы:

1. Заучивание потешек, песенок, прибауток, закличек.

2. Чтение художественной литературы.

3. Проведение русских народных игр.

4. Представления кукольного театра.

5. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

6. Рассматривание иллюстраций.

7. Беседы, вопросы, разъяснения.

8. Использование карточек-зарисовок (мнемотаблиц).

Слайд № 6

Цель мастер-класса :

- Развитие речи детей в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества.

Поставлены следующие задачи:

1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора

2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.

3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

Слайд № 7

Устное народное творчество, включает в себя большое количество жанров:

сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д. – это неоценимое богатство народа.

В соответствии с требованиями ФГОС решение образовательных задач осуществляется не только в рамках образовательных действий, совместной и самостоятельной деятельности, но и в режимных моментах.

Режимные моменты - это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам : умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать. Замечая интерес малышей к потешкам, я решила, что они помогут и «разговорить» детей.

Слайд № 8

Начиная с утреннего приёма детей, использую потешки, стишки к первым играм с пальцами, ручками и ножками («Сорока-ворона», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик – дедушка», «У нашей бабушки десять внучат», Ножки, ножки Бежали по дорожке», «Катя, Катя маленька», «Раздувайся пузырь»). Всё это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Малые формы фольклора помогают увеличить словарный запас ребенка. Они привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что способствует развитию разговорной речи.

Слайд № 9

Чтобы вызвать положительные эмоции у малышей в процессе умывания и привлечь внимание к этому процессу читаю потешки, и дети с удовольствием осваивают навыки гигиены. («Водичка-водичка», «ай лады, лады, лады!», «Носик-носик», «Кран откройся»)

Произведения народного творчества влияют на развитие речи детей:

обогащают словарь,

развивают артикуляционный аппарат,

формируют фонематический слух,

развивают мелодику речи (плавность, ритм, темп, интонационную выразительность)

Слайд № 10

Еда покажется вкуснее и аппетитней, если мы сопровождаем её потешкой с «вкусным» содержанием.

Потешка помогает в процессе кормления.

«Каша из гречки, варилася в печке,

варилась, упрела, чтобы Машенька ела?»

«Ну и каша! Так в рот и просится!

Нос и щеки Наелись досыта».

«Тили-тили-тили-час, Подоспел обед у нас».

«А у нас есть ложки Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда. Не останется следа».

Слайд № 11

Простота и мелодичность звучания колыбельных песен позволяет детям легко и быстро запоминать запоминать звуковой и словесный ряд: «Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…» «Идет котик по лавочке…», «Котя, котенька, коток…», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…»

Просыпающемуся малышу дарим улыбку, и встречаем его весёлой потешкой. Пусть пробуждение будет радостным! (Пальчики проснулись», «Потягушеньки»)

Слайд № 12 Во время наблюдения на прогулке я обязательно включаю потешки, стихи, загадки, предлагаю различные песенки-заклички:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

Дождик, дождик пуще,

Дадим тебе гущи.

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку.

Важнейшим компонентом прогулки является наблюдение за живой и неживой природой. Чтение стихов о том, за чем наблюдаем (о природных явлениях, домашних животных) расширяет кругозор, способствует активизации и обогащению словаря детей.

Ходит конь по бережку.

«Сидит белка на тележке»,

«Идёт коза рогатая»

«Ой, люли, люли,

Прилетели гули,»

«Жил-был у бабушки серенький козлик».

Слайд № 13

Использую потешки и при проведении хороводных и подвижных игр: «Дождик, дождик, кап, кап…», «Солнечный зайчик», «Прилетели воробушки…», «Киска, киска, киска брысь…»,

«Солнышко, появись!», «Заинька, попляши», «Заинька, пойдём в лес», «Ножки, ножки, где вы были?», «Ой, летели птички», «Как то мы в лесу гуляли» и др. Проводятся они в разные промежутки времени: утром, во время прогулок-днём и вечером. Многократное повторение способствует развитию связной речи. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Словарный запас значительно обогащается из-за обилия слов-признаков предметов, образных сравнений, множества синонимов, антонимов.

Слайд № 14 Процесс одевания будет интересным и забавным, если будете приговаривать: «Наша Маша маленька, На ней шубка аленька», «Тушки-тушки, Где твои ушки?», «Вот они, сапожки», что помогает сформировать навыки самообслуживания.

Услышав стихотворение «Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять», дети уже знают, что мы убираем игрушки и идём одеваться на улицу.

Слайд № 15

Эмоции у детей раннего возраста яркие, но легко переключаемы. Все капризы можно побороть с помощью хорошо подобранной и выразительно сказанной потешки, уговорушки, прибаутки. («Не плачь, не плачь детка», «Все капризы у Оксанки Соберём в большие санки», «Что ты плачешь «ы» да «ы», «Хнык, хнык, хнык, хнык, Кто к нам в комнату проник?», «Не плачь, не плачь, Куплю калачь», «Ах, кокля-мокля, Глазоньки промокли».) Развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетание - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причём исполняются на мотив народных мелодий.

Слайд № 16

Одним из приемов овладения речью, являются речевые игры в режимных моментах. Всё, что дети видят, отражают своей игре. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

(«Уложим Алёнушку спать», «Умоем куклу», «Покачаю Катю», «Напоим куклу чаем».)

Слайд № 17

Для запоминания подобрала различный материал.

Слайд № 18

-Красочные книжки с потешками

Слайд № 19

-наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте.

Слайд № 20 Дети с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержание знакомых потешек, прибауток, закличек, сказок,

Слайд № 21 обсуждают содержание картинок,

детям объясняется смысл непонятных слов.

Слайд № 22

Народные песенки, потешки, пестушки можно заучивать с помощью мнемотаблиц Слайд № 23,

представляющих собой прекрасный речевой материал,

Слайд № 24который возможно использовать на занятиях по развитию речи.

Слайд № 25 Основной материал, используемый мною, я собрала в ЛЕПБУК.

Слайд № 26

Мною сделаны игры, которые помогают при запоминании и повторении.

Представленный на мастер – классе материал можно широко использовать в работе с детьми во всех режимных моментах : на прогулке, во время игр, в ходе занятий. Эти произведения станут прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности.

Слайд № 27

В заключение моего выступления хочется сделать вывод, что

Использование устного народного творчества в режимных моментах способствует :

Развитию интереса и внимания к окружающему миру, народному слову и народным обычаям;

Развивает речь;

Слайд № 28

Отмечу, что малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы.

Слайд № 29

Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки, на музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них приятным делом.

Слайд № 30

Публикации по теме:

Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Устное народное творчество. Потешки». Цель: 1. Познакомить детей с устным народным творчеством – потешками, сказками. 2. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. 3. Активизировать.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» План консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» 1. Родной язык, богатство русского языка, его влияние.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Темой для своего лэпбука я выбрала устное народное творчество. Песенки, потешки, прибаутки - маленькие шедевры народного творчества, накопленные.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество» МОУ- Лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9 г. Маркс Саратовской области Конспект НОД по социально- коммуникативному.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Устное народное творчество» Конспект открытого занятия по развитию речи старшей группы :» Устное народное творчество». Составила и провела воспитатель ДБС №23 Купцова. С. А.

Устное народное творчество в работе с детьми дошкольного возраста Из опыта работы Халамеевой И. В. Величайшее богатство народа — это язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища.

Устное народное творчество в работе учителя-логопеда МБДОУ «ДС № 8 КВ» г. Пикалево Участие в годовом проекте ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА» учителя- логопеда Васильевой И. Н. «Использование.

Устное народное творчество в речевом развитии детей дошкольного возраста Актуальность темы. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего возраста -помочь им в освоении разговорной речи, овладеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Устное народное творчество в режимных моментах»
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 12:23
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Устное народное творчество в режимных моментах»» (включая файлы) размещена пользователем Вакуленко Елена (УИ 207802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД