Ирина Халамеева
Устное народное творчество в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы Халамеевой И. В.
Величайшее богатство народа — это язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Фольклор выражает народную мудрость, поэзию и культуру рарода.
Публикация «Устное народное творчество в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Устное народное творчество или фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Он способствует развитию образного мышления, обогащает речь, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Фольклор формирует основные моральные качества, которые способствуют духовно-нравственному развитию.
Моя задача - показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в потешках, пестушках, закличках, скороговорках и других формах, формировать интерес к фольклору, обогащать словарь дошкольников.
Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодичности, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Поэтому стараюсь использовать произведения фольклора в работе с дошкольниками в течение дня, во всех режимных моментах.
Чтобы занять или развлечь малышей организую пальчиковые игры, составленные на примере песенок: «Ладушки», «Коза», «Сорока – белобока», которые способствуют формированию речи, развитию мелкой моторики рук. Всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На прогулке использую заклички, считалки, русские народные, хороводные и подвижные игры. Содержащийся в подвижных играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее. Считалка помогает ребятам вести честную игру, и выбрать водящего.
Какое же засыпание без колыбельных песен. С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
После сна, причесывая девочек, приговариваю потешку «Расти, коса, до пояса…». Возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием, отражающим его, у детей начинает отрабатываться понимание текста.
Вечер – это простор для самостоятельной деятельности детей, здесь и театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.
Рассказывание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, с удовольствием его пересказывают, проводят игры на сказочные сюжеты, используют запомнившиеся обороты и эпитеты в разговорной речи.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют его из всех других звуковых сигналов, оказывают ему предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, словосочетания, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, звукопроизношение.
Использование малых форм фольклора в работе с младшими дошкольниками послужило тому, что их речь стала более выразительной, образной, эмоциональной.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает не только устную речь ребёнка, но и влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.