Елена Борисова
Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста в контексте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Модернизация системы дошкольного образования в России с введением ФГОС ДО выдвигает вопросы социальной значимости воспитания активной творческой личности. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. На современном этапе в дошкольных учреждениях происходит усиление внимания к творческой деятельности дошкольников. На практике эту задачу в ДОО можно реализовать через организацию музыкально-развивающей среды.
Публикация «Условия развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка дошкольного возраста в контексте ФГОС » размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Исторический опыт, а также новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт работы со школьниками, свидетельствуют, что и развитие певческих навыков оказывает влияние не только на эстетическое развитие ребенка, но и на умственное. Достаточно указать на то, что развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления.
Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся музыкой, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Уроки вокала формируют интеллект ребенка, логику, формируют навыки учебной деятельности.
«Закон об образовании в РФ» в качестве одного из принципов государственной политики в сфере образования выдвигает развитие творческих способностей у обучающихся. Стандарты нового поколения (ФГОС ДО) выдвигают новые требования к предметно-развивающей среде дошкольной организации.
Формирование музыкальных способностей подчиняется общим закономерностям развития способностей. По мнению С. Л. Рубинштейна, «Отправной пункт, от которого идет формирование всяких музыкальных способностей к определенным видам музыкальной деятельности. заключен в общечеловеческой «деятельности» музыкального восприятия. Вместе с тем музыкальная способность не дана в готовом виде в этом отправном пункте ее развития. Она формируется в активной деятельности музыкального слуха».
Д. Шестакович говорил: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроется вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Н. А. Ветлугина пишет: «Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективной, социальной общественной музыкальной среды с субъективными переживаниями ребенка, приобщенного к музыке…»
П. К. Анохин изучал влияние мажорного ладов на слушателя, пришел к выводу,- умелое пользование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
Проблема развития чистоты интонации в старшем дошкольном возрасте проанализировала А. Д. Войнова.
Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению весомы вклад в него внесли такие педагоги, как В. Н. Шацкая, Н. А. Метлов, Н. И. Михайлова, А. Д. Войнова, Н. Д. Орлова. В их работах дано теоретическое обоснование системы усвоения певческих навыков, продолжена методика практической работы с детьми разных возрастов, показано влияние певческой, исполнительской деятельности на всестороннее развитие личности ребенка. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус, оценочное отношение к песне. У детей появляются любимые песни, которые поют их в повседневной жизни.
Современные исследователи (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, .А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая задача в настоящее время современной педагогики -внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.
Глава 1. Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников как педагогическая проблема.
1. Теоретические и педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей старших дошкольников
Современная наука исследует процесс творчества с различных точек зрения: философия определяет методологическую основу исследования, изучает принципы истинности знаний, результатов творческого мышления; социология выявляет факторы общественной среды как стимулирующие, так и тормозящие проявления творческих способностей; психология исследует процесс творческого мышления.
Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир.
Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст — благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе — способности и склонности.
Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им, направляя и удерживая на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой формы — произвольного внимания — к 6—7 годам уже достаточно велики. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания преобладающим на протяжении всего дошкольного периода остается непроизвольное внимание. Вместе с тем, детям еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшее впечатление. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Одно из основных достижений старшего дошкольника — развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха.
Становление мышления в этом возрасте в значительной степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне, которая существенно повышается к 6 годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование этих способов в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Как отмечал Н. Н. Поддьяков, в возрасте 4—6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей. Накопление фактов и сведений об окружающем мире создает основу для формирования представлений и понятий. К концу дошкольного периода начинает преобладать наглядно-схематическая форма мышления как высший этап в развитии наглядно-образного. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития являются схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематическое изображение.
Наглядно-схематическое мышление создает возможности для освоения внешней среды, выступая средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщенного, эта форма остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями. В то же время она становится основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.
Таким образом, к 6—7 годам ребенок может подходить к решению проблемы тремя способами : используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.
Накопление опыта практических действий, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создают ситуацию уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6—7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева и др. показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности — творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают ее специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н. Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т. п.
В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения — опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.
Воображение функционирует на различных уровнях: по степени выраженности может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение состоит в восстановлении предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию.
Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения — это степень их новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. О. М. Дьяченко пишет, что специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности. В воображении используются символические и метафорические формы отражения действительности. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений. С помощью воображения создаваемые образы детализируются, «оживают», что свидетельствует о самоценности творческих проявлений, особенно в период раннего становления творческих личностных качеств. Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, В. Т. Кудрявцев называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности.
Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В раннем детстве оно носит пассивный, воссоздающий характер — ребенок идет от действия к мысли. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием.
Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности: музыкально-ритмической, театрализованной, музыкально-игровой, рисовании и лепке, художественно-речевой. Возрастная и характерная для дошкольников реакция на непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств, чуткость к образно-эмоциональным моментам, типичное для данного периода соотношение первой и второй сигнальной систем способствуют притягательности художественной творческой деятельности в дошкольном детстве, развитию творческого воображения.
На основе теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым, НА. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий и продукции[6]. Она рассматривала художественно-творческие способности в комплексе и выделила следующие их особенности:
• способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;
• творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);
• оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;
• самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.
По исследованиям Н. А. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога. Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.
Восприятие всех видов искусства и воспроизведение отдельных их явлений требует способности их эстетической оценки.
Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н. А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству :
—искренность, непосредственность переживаний;
—увлеченность, «захваченность» деятельностью;
—активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
—специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задачи.
Показатели качества творческих действий включают в себя:
—внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;
—создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;
—применение известного в новых ситуациях;
—нахождение новых приемов решения;
—быстрота реакции;
—хорошая ориентировка в новых условиях;
—нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.
К показателям качества продукции детского художественного творчества относятся :
—нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;
—своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;
—соответствие продукции элементарным художественным требованиям.
Главная особенность музыкально-творческих способностей — их развитие на основе восприятия художественного образа — музыки.
В музыкальной педагогике существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества. Б. М. Теплов, например, считает, что любое творчество ребенка связано прежде всего с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке. Согласно мнению Н. А. Ветлугиной, творчество есть важное условие и средство развития способности образного видения.
Блестящим примером выявления возможностей музыкальной деятельности в развитии творческих музыкальных способностей служит опыт Б. Л. Яворского. Основные положения его работ следующие:
—все проявления творческой инициативы детей ценны, поэтому главная задача педагога — всемерно стимулировать их;
—важным средством активизации творческих способностей является комплекс всех видов музыкальной деятельности, когда дети могут проявить себя в самых различных направлениях;
—педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества.
Ученый, вскрывая природу творческого процесса, показал, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:
—накопление впечатлений;
—выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;
—двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;
—создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
—собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано).
Идеи Б. Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др.
Исследуя музыкальное творчество, Б. В. Асафьев писал: «. единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара : способности изобретения и комбинирования материала. Воспитывать же музыкально-творческие способности следует. потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении "сложных музык", оно гораздо многообразнее и разветвленнее, чем кажется. Вызвать его — это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т. е. на музыкальный материал».
Излагая теоретические положения о творческой деятельности, Б. В. Асафьев дает методические рекомендации, касающиеся развития музыкального творчества детей.
Анализ изученной педагогической и психологической литературы выдвигает показатели творческих способностей, позволяющих выражать создаваемые образы в наиболее оптимальной для детей форме:
—оригинальность движений;
—эмоциональность при воплощении игрового образа;
—наличие выразительных средств для воплощения образа;
—гибкость при принятии решений;
—умение находить нестандартные решения творческих задач. Что же считается основным в обучении творчеству?
Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.