Получи документы

Условия использования метода проектов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Татьяна Зеленская
Условия использования метода проектов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги дошкольной образовательной организации ориентируются не только на подготовку детей

дошкольного возраста к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.

Публикация «Условия использования метода проектов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Традиционные занятия и экскурсии являлись основными видами организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире, формирование необходимых знаний, умений и навыков. В связи с введением Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольного образования одним из приоритетных и наиболее эффективных средств обучения и воспитания детей становится метод проектов. Именно метод проектов позволяет в полной мере обеспечивать развитие субъектов деятельности и инновационных процессов. Внедрение педагогического проектирования в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности.

«Отваживаясь на необходимое участие в формировании того или иного человека, мы берем на себя функцию Творца и, независимо от нашего мировоззрения, мы не можем не почувствовать вселенской ответственности. Поэтому сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобного, мы не должны поддаваться ему. Интуиция подсказывает, что другой человек, пусть даже маленький, не должен быть похожим на нас, он – другая вселенная, у него свой путь в жизни, - мы не призваны всемерно ему помогать» Т. В. Погост.

Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Для того чтобы поиск ответов на все интересующие его вопросы был наиболее интересным, необходимо найти такой метод, который отвечал бы всем необходимым требованиям: был интересен ребенку и объединял в одно образовательное пространство педагогов, детей и родителей, научил работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Именно метод проектов может связать процесс воспитания и обучения с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, вовлечь в эту деятельность. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, дав возможность почувствовать себя значимым, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Именно поэтому метод проекта актуален, эффективен и очень распространен в дошкольном образовании.

Так же об актуальности использования проектной деятельности свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, и деятельностным подходом. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода.

Использование метода проекта в образовательной деятельности дошкольной организации, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Именно метод проектов позволяет обучать детей с позиции сотрудничества. Кроме того, делает образовательную систему детского сада открытой для активного участия родителей

Метод проектов как вид образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Применительно к детскому саду проект — это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Особенностью метода проектов в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер.

Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса [21,87].

В связи с этим в практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

По доминирующей деятельности ребенка :

Практико-ориентированный (прикладной) проект – нацелен на развитие у детей практических навыков, результаты которого могли быть использованы в жизни возрастной группы, детского сада, микрорайона, города. Проект может быть оформлен в виде дидактической игры, акции и. т. д

Исследовательский проект – по структуре напоминает подлинное научное исследование. Участники проекта экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, драматизаций и пр. В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и уровнем развития.

Информационный проект – направлен на сбор детьми информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результаты оформляются в виде стендов, газет, вернисажей и. т. д. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Благодаря присущим детям любознательности, старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе.

Творческий проект – предполагает максимально свободный максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результата. Деятельность участников проекта намечена и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий, драматизация, программа детского праздника, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и др. Дети могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, но чаще всего становятся исполнителями заданных взрослыми ролей.

Ролевой проект – участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные или исторические персонажи, выдуманные герои и пр.) Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.

Все пять перечисленных целевых направлений деятельности педагогов и детей проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле, любой проект – исследовательский, точно так же любой – творческий, ролевой, пратико - ориентированный или информационный.

По предметно – содержательной области:

Монопроекты – проводятся, как правило, в рамках одной области знаний или одного учебного предмета.

Межпредметные проекты требуют глубокой содержательной интеграции.

По характеру контактов между участниками:

Внутренние – проводятся внутри детской возрастной группы или внутри образовательного учреждения.

Региональные – предполагают взаимодействие с педагогами или детьми, проживающими в одном регионе.

Межрегиональные - взаимодействие с педагогами или детьми, проживающими в разных областях и республиках Российской Федерации.

Международные – предполагают участие детей и педагогов из различных стран. Международные и межрегиональные проекты, как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет.

По количеству участников:

Индивидуальные, парные, групповые.

По времени выполнения проекта :

Мини-проекты – могут укладываться в одно занятие или являться их частью.

Краткосрочные проекты - требуют выделения нескольких занятий в течение 1-2 недель.

Недельные проекты.

Долгосрочные проекты – рассчитываются на длительное время, до одного года.

Вариативность использования проектного метода довольно многообразна. В практике обучения детей в дошкольных образовательных организаций проектный метод может быть использован в работе :

- по ознакомлению с социальной действительностью (например «Живем мы по соседству», «Путешествие по маршруту добрых дел»). По типу – это информационные и творческие проекты.

- по экологическому воспитанию («Край в котором я живу», «Подземные кладовые») Чаще всего эти проекты носят исследовательский характер.

- по развитию изобразительного творчества (в процессе работы над изготовлением коллективных коллажей). Данные проекты, в основном, имеют творческий характер.

- по музейной педагогике («История вещей», «Золотые руки русских мастеров»). Большинство проектов, которые здесь используются, - комплексные.

Внедрение метода проектов в образовательную практику детского сада дает пролонгированный позитивный эффект: реализация одного проекта влечет за собой последующие проекты. Критерием успешности и результативности проектной деятельности можно считать рост степени самостоятельности детей при каждом этапе деятельности, также у детей возрастает самоорганизация, навыки познавательной творческой деятельности [18,19].

Условия реализации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации

Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. При использовании метода проектов в образовательной деятельности с дошкольниками личностно-ориентированное обучение играет важную роль. Оно является одним из условий успешного использования метода проектов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности. В концепции дошкольного образования говорится о необходимости осуществлять индивидуальный подход в воспитании и образовании каждого дошкольника. Если главной целью традиционного воспитания является формирование члена общества, то личностное воспитание направлено, прежде всего, на формирование самостоятельной личности. Необходимо постоянно включать каждого воспитанника в посильную и все усложняющуюся для него деятельность. Максимально опираться на собственную активность личности. Создавать в группе условия для развития творческого потенциала детей.

Именно создание предметно пространственной среды является еще одним условием для реализации проектной деятельности. Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольной образовательной организации всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государственных образовательных стандартов к программе дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды. Она позволяет обеспечить возможность самовыражение воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка, что так необходимо при использовании метода проектов.

Еще одним условием успешного использования метода проектов является построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в непосредственно образовательный процесс. Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Однако для того чтобы проект стал результативным, воспитатель должен:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Существует несколько правил, которые позволяют успешно решать задачи исследовательского обучения.

Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески.

Для этого:

• учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций;

• не сдерживайте инициативы детей;

• не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

• не спешите с вынесением оценочных суждений;

помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) учиться анализу и синтезированию и на их основе классификации, обобщению информации.

Метод проектов может быть использован на всех предметных занятиях. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа вдвоем или втроем. В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности. Исследовательская практика ребенка-дошкольника - это один из основных путей познания окружающего мира.

Метод проектов следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение. Коллективные занятия, позволят детям приобрести некоторый опыт, но временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит.

Структура проекта обязательно должна включать:

• насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т. д.);

• активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);

• ежедневные рефлексии

• обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях)

• презентация с показом того, что научились делать дети.

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Обобщив опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы работы над проектом :

1 этап – выбор темы.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов» : Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

2 этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

3 этап - презентация

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).

4 этап - рефлексия

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определё нную структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

Публикации по теме:

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное.

Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста путем использования объяснительно-иллюстративного метода Цель: оптимизация образовательного процесса познавательного развития дошкольника путем использования объяснительно-иллюстративного метода.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов «Экологическое воспитание детей посредством метода проектов». Проблема: как обеспечить экологическое воспитание и развитие, используя метод.

Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста» Введение Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов.

Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста. Почему сказкотерапия? С детства мне всегда был близок мир сказок, потому что именно в сказках добро всегда побеждает зло, гадкий утёнок.

Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Метод проектов как инновационная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста Апраксина Олеся Валерьевна, Гусельникова.

Модель использования нестандартного сенсорного оборудования с детьми старшего дошкольного возраста Набор ВИНТИКОВ И ГАЕЧЕК Ст. гр. - Формировать умения объединять предметы по общим признакам; - Формировать умение обследовать предметы разной.

Педагогические условия развития познавательно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста Ученые, педагоги, психологи уже не одно десятилетие говорят о том, что обучение должно быть «проблемным», а значит, должно содержать элементы.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектовРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Цель: Содействие  речевому  развитию с помощью сказкотерапии, обогащение словаря,  развитие образного строя и навыков связной речи через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия использования метода проектов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 15:07
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия использования метода проектов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Зеленская (УИ 212727) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД