Алла Ищенко
Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов есть большой выбор программ, технологий, методик. Все они направлены на всестороннее развитие ребенка: нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое. Но традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричину данных нарушений. В отличие же от них, метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику, снижает утомляемость, активизирует интеллектуальные и познавательные способности.
Публикация «Консультация „Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Кинезиология. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Сегодняшние дошкольники – это будущее третьего тысячелетия, и им необходимо научиться ориентироваться в огромном потоке информации, усваивать колоссальные объемы знаний, подготовиться к успешному обучению в школе. Это возможно только при правильном физическом, умственном развитии и полноценном здоровье.
Миссией нашего ДОУ является интеллектуально-творческое развитие дошкольников в условиях здоровьесберегающего пространства. Поэтому приоритетными направлениями работы являются : интеллектуально-творческое развитие и здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Обозначив проблему интеграции приоритетных направлений работы в рамках реализации программы развития, мы попробовали по- новому взглянуть на синтез развития умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные (кинезиологические) упражнения.
Основная часть
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад.
Истоки кинезиологии :
• Древнекитайская философская система Конфуция.
• Древнеиндийская йога.
• Кинезиотерапия в Древней Греции (врач Греции Гиппократ)
Современные кинезиологические методики.
Направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Специальные кинезиологические упражнения :
позволяют активизировать межполушарные взаимодействия,
приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека,
обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом,
снижают утомляемость,
повышают способность к произвольному контролю,
улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
Занятия проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:
Упражнения для развития мелкой моторики.
Растяжки.
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения.
Телесные упражнения.
Упражнения на релаксацию.
Массаж (самомассаж).
Продолжительность занятий — 10—15 мин.
Периодичность — ежедневно.
Время занятий — утро, день.
Требования. Все упражнения воспитатель должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.
Цель занятия:
развитие межполушарного взаимодействия;
синхронизация работы полушарий;
устранение дезадаптации в процессе обучения;
развитие мелкой моторики;
развитие умственных способностей;
развитие памяти, внимания, речи;
формирование пространственных представлений;
развитие мышления;
устранение дислексии.
Упражнения для развития мышц руки и мелкой моторики. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Ведь не зря В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Пальчиковые упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Для развития тонкой моторики рук используется разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, мешочки и др. Хорошие результаты по развитию тонкой моторики рук показывают упражнения с малыми мячами и утяжеленными мешочками. Можно использовать мячи, разные по размеру, материалу, фактуре. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научится сравнивать мячи, осуществлять свой конкретно-чувствительный опыт.
В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с утяжеленным мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля и др.) темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организация занятий.
Кинезиологические упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность, включая в режим дня дошкольника [2]. Длительность игр с двухлетними малышами – 5 -10 минут, занятия с детьми 3 – 4 лет до 15 минут, с ребятами 5 – 7 лет – 30 минут в день. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые игры, которые так любят дети. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кроме пальчиковых игр, в кинезиологические упражнения входят дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию организма и массаж.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, при этом снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. (человеку для закрепления мысли необходимо движение).
Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, снять напряжение.
Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Но большие нагрузки даже в дошкольном возрасте, могут привести к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей.
Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.
Рекомендации по применению:
Доброжелательная обстановка.
Систематичность.
Усложнение и наращивание темпа заданий.
Точность выполнения движений и приемов.
Использование разнотипных и однотипных движений рук.
Включение всех 5 пальцев каждой руки.
Использование движений на сжатие, растяжение и расслабление мышц.
Применение упражнений на занятиях и в свободное время.
Проведение кинезиологических упражнений перед интенсивной умственной нагрузкой.
Продолжительность занятий от 5-10 до 20 – 35 минут в день, в зависимости от возраста.
Упражнения можно проводить только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать нецелесообразно.
Вывод: Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны.