МААМ-картинки

Условия формирования эмоционального интеллекта детей с ЗПР в дошкольном учреждении

Софья Рыбина
Условия формирования эмоционального интеллекта детей с ЗПР в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

ФГОС ДО одним из важных направлений развития дошкольников называет образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», которое способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье [1].

Детям с задержкой психического развития намного труднее ориентироваться в мире чувств и эмоций, чем нормально развивающему ребенку. И это связано с их особенностями.

Публикация «Условия формирования эмоционального интеллекта детей с ЗПР в дошкольном учреждении» размещена в разделах

В дошкольной организации дети часто не принимают сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, детям с ЗПР тяжелее влиться в коллектив. А именно им, нужно развивать социальный и эмоциональный интеллект. К детям с задержкой психического развития, нужно искать особый подход к их развитию. Поэтому подходить к вопросу формирования эмоционального интеллекта следует комплексно, в дошкольном учреждении должны быть компетентные специалисты и педагоги.

Поскольку в отечественной педагогике и психологии является общепринятой теория о ведущих видах деятельности, основным методом формирования эмоционального интеллекта становится игра, как ведущая деятельность дошкольника. Посредством игровых упражнений дети получают знания, учатся понимать и интерпретировать свои и чужие эмоции. Помимо игровых методов формирование компонентов социального и эмоционального интеллекта осуществляется посредством чтения и обсуждения специально подобранной детской литературы, непрерывной образовательной деятельности, а также используются в работе арт-терапия, релаксация, психогимнастика [2].

Важно понимать, что проявление социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР связано с конкретной ситуацией и не может происходить без участия эмоционального интеллекта. То, как ребё нок относится к своим чувствам: смягчает ли проявление негативных эмоций, пользуется ли положительными эмоциями в своих целях – во многом определяет его личностный успех.

Необходимо привлекать родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении в виде совместной деятельности. Как указывает А. М. Щетинина, «Важным условием развития внимания ребенка к эмоциональным проявлениям и состояниям других людей является создание эмоционально насыщенной предметной среды. При этом очень важно активно вовлекать детей и их родителей в создание эмоционально-развивающей предметной среды в группе детского сада» [3].

Под созданием эмоционально-развивающей предметной среды А. М. Щетинина понимает совместное использование и создание детьми вместе с родителями и воспитателями различных материалов и дидактических игр: панно, экранов настроений, альбомов, рисунков и т. п.

Этот процесс, по мнению А. М. Щетининой, «увлекает детей, фиксирует их внимание на различных эмоциональных состояниях, способах выражения разных переживаний в мимике, позе, жестах», дети «начинают проявлять интерес не только к изображенному эмоциональному состоянию, но и к реальным проявлениям переживаний близких людей и сверстников». Несмотря на то, что А. М. Щетинина говорит о формировании социально-перцептивных способностей, а не о развитии эмоционального интеллекта, но эти способности входят в его структуру. Кроме этого, как показало исследование, проведенное А. М. Щетининой, эффективными методами развития у детей способностей к пониманию своих и чужих эмоций являются :

1) методы, способствующие актуализации знаний и представлений у детей о причинах и ситуациях, вызывающих то или иное эмоциональное переживание как у себя, так и у другого человека, что может осуществляться, например, с использованием художественной литературы, сюжетных картин и т. п. :

2) предъявление ребенку изображения человека, переживающего ту или иную эмоцию, и предложение спрогнозировать ситуации, которые могли бы вызвать эту эмоцию;

3) придумывание или выбор ребенком рассказа, соответствующего эмоциональному состоянию изображенного на картинке персонажа;

4) разыгрывание этюдов и проблемных ситуаций;

5) детям предлагается прослушать музыкальное произведение и рассказать, какие эмоции оно отражает или вызывает.

Эти методы способствуют не только развитию умения распознавать и осознавать свои и чужие эмоции и понимать их причину, но обогащению эмоционального словаря у дошкольников.

Также, А. В. Щетина предлагает для развития способности к пониманию эмоций других людей использовать прием имитации или «моторного подражания» (мимикой, позой, звуками) выражениям различных эмоциональных переживаний изображенного на воспринимаемой ребенком картинке человека. По ее мнению, такое внешнее воспроизведение позволят ребенку отразить, хотя бы слабо, те чувства, которые испытывает персонаж, вызвать у ребенка сопереживание, сочувствие, т. е. эмоциональный отклик [3].

Список литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : Принят Министерством образования и науки РФ от 17 окт. 2013 г. № 1155, 2013 – 22 с.

2. Мамайчук, И. И. Психологическое сопровождение родителей детей с нарушениями в психическом развитии в условиях образовательного учреждения [Текст] : Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пуш-кина / И. И. Мамайчук. – 2013. Т. 3. № 3. С. 37-47.

3. Щетинина, В. В. Психолого-педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности [Текст] : В. В. Ще-тинина // Научное отражение. – 2018 – № 3 (13). – 31-36

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования эмоционального интеллекта детей с ЗПР в дошкольном учреждении
Опубликовано: 17 января 2023 в 17:51
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия формирования эмоционального интеллекта детей с ЗПР в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Софья Рыбина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД