Оксана Файласова
Центр природы как средство познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Центр природы как средство
познавательного развития дошкольников
Сообщение из опыта работы
Файласовой О. В. воспитателя 1КК
Актуальность. Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста — сегодня одна из самых актуальных. Педагоги и практики, изучавшие данную проблему, отмечают, что успех познавательного развития обусловлен познавательной активностью ребенка, так как формирование представлений зависит от того, насколько ребенок активен, увлечен и заинтересован деятельностью. Кроме этого, наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром. Но зачастую педагоги предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя непосредственные наблюдения - рассматриваем картин, иллюстраций и т. д. Исходя из этого, особое значение приобретает организация работы с детьми дошкольного возраста в центре природы и экспериментирования.
Публикация «Центр природы как средство познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Целью своей работы определила создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста в центре природы и экспериментирования.
Задачи:
1. Активизировать познавательную деятельность детей через наблюдения и экспериментирование в центре природы.
2. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
3. образовательную
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к природе, экспериментальной деятельности в группе оснащен центр природы и экспериментирования.
Наш центр объединяет 5 мини-центров :
1. «Ботанический сад» - комнатные растения. Цель: формировать у детей навыки ухода за цветами, обогащать знаниями о способах ухода за комнатными растениями, выполнять действия с учётом структуры трудового процесса, воспитывать любовь к растениям, желания ухаживать за ними.
2. Лаборатория «Хочу всё знать!», в которой живёт сказочный персонаж Почемучка, он задаёт вопросы, делает открытия вместе с детьми. Цель: создать условия для проведения опытов и экспериментов, развить любознательность, познавательную активность. Лаборатория оснащена пробирками, микроскопами, лупами и другими пособиями, а также картотекой опытов и экспериментов.
3. Мини – музей «Вокруг света!». Цель: расширить представления детей о растениях и животных разных частей мира. В мини-музее представлены: макеты «Что где растёт, кто, где живет?», сувениры из различных стран.
4. Огород на окне «Тепличное хозяйство» - где дети учатся сеять, выращивать рассаду из семян, ухаживать за растениями, собирать урожай.
5. Поделки из природного материала «Природа-чудесница». Цель: учить детей изготавливать поделки из разнообразного природного материала, развивать воображение, творчество. Мастер-класс «Зверюшки – Травянчики» позволил научить детей изготавливать «игрушки – прорастушки», наблюдать как прорастают зерновые культуры, ухаживать за ними (поливать, подстригать).
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Родители помогли нам в оборудовании центра природы и экспериментирования, пополнили его необходимыми материалами, а также стали активными участниками по познавательному развитию дошкольников.
В рамках тематической недели «Комнатные растения» к нам в гости пришла бабушка Пономарёвой Елизаветы – Валентина Павловна с рассказом о лекарственном растении - золотой ус. Целью данного мероприятия стало: уточнение и расширение представлений детей о лекарственном растении и его целебных свойствах; закрепление понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; формирование умения ухаживать за растением; воспитание заботливого и бережного отношения ко всему живому.
Папа Насти Пивень – Андрей Викторович рассказал о подводной охоте, продемонстрировал снаряжение, рассказал каких рыб можно добывать таким способом.
Мама Кабак Иры – Ольга Фёдоровна провела с детьми мастер-класс «Испечём пирог всем на удивление». Рассказала о разнообразных хлебобулочных изделиях, о значении хлеба в жизни человека, познакомила детей с процессом выращивания хлеба,
закрепила знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России. Итогом данного мероприятия стала коллективная работа по изготовлению настоящего пирога.
Вывод: центр природы и экспериментирования способствует:
• Познавательному развитию дошкольников : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
• Эколого – эстетическому и нравственному развитию : формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
• Трудовому воспитанию: приобретаются трудовые навыки по уходу за обитателями уголка природы и такие качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.