Наталья Коршунова
Урок экологии по теме «Лесная аптека»
В рамках проведения акции
«Весенняя неделя добра»
УРОК ЭКОЛОГИИ ПО ТЕМЕ
Средняя группа
Задачи:
Уточнять и расширять знания детей о лекарственных растениях (внешний вид, польза и применение) ;
обогащать словарь;
Публикация «Урок экологии по теме „Лесная аптека“» размещена в разделах
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
воспитывать любовь и бережное отношение к растениям родного края.
Предварительная работа. Беседы о растениях родного края. Рассматривание иллюстраций, гербария. Разучивание стихотворений, загадок о растениях. Просмотр презентации «Лекарственные растения». Экологическая игра «Узнай целебную травку».
Материал: изображения растений (шиповник, одуванчик, подорожник, земляника, ромашка, чистотел, крапива, василек);
игрушки (медведь, лиса, обезьянка)
Презентация : «Лесная аптека»
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята! Сегодня я предлагаю вам отправится в аптеку, но не простую, а лесную. Лесная аптека не похожа на обычную, где лекарства хранятся в таблетках и бутылочках. В лесной аптеке целебными свойствами обладают корни, стебли, листья, цветы растений. Богат и разнообразен выбор лекарств в лесной аптеке, но здесь нет этикеток. Поэтому надо точно знать какие растения от каких болезней лечат.
Какие лесные ягоды вы собираете?
Дети: Малину, бруснику, чернику, землянику, шиповник.
Воспитатель: Как много названий ягод вы знаете! А вот узнаете ли вы их? Я предлагаю вам собрать картинку и узнать, какая ягода.
Д/и «Собери картинку». (Дети собирают разрезные картинки с изображениями ягод.)
Воспитатель: Оказывается, ягоды не только вкусные, но и лечебные. Все ягоды богаты витаминами. Черника - витамином А, который помогает при плохом зрении и очень важен для роста. Шиповник - богат витамином С, который способствует заживлению ран и помогает бороться организму с болезнетворными микробами. Недаром в народе говорят: «В доме, где едят землянику и чернику, врачам делать нечего».
Воспитатель: Давайте посмотрим под ноги. Вдоль лесной тропинки много растет полезных растений. Я буду загадывать загадки, а вы -отгадывать и искать это растение. (Вдоль импровизированной тропинки разложены гербарные экземпляры лекарственных растений) .
Был цветок,
Как медок молодым.
А когда постарел,
Стал как дым.
Дети: Одуванчик!
Воспитатель: В народной медицине одуванчик называют «жизненным эликсиром». Настои из корней одуванчика применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения. Из листьев одуванчика готовят витаминный салат.
Лекарь вырос у дороги,
Он больные лечит ноги.
Дети: Подорожник!
Воспитатель: «След белого человека» - так называли подорожник индейцы. Потому, что семена этого растения пересекли океан и попали в Америку с переселенцами. Сок свежих листьев применяют как ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство.
Стоит в лесу Кудряшка.
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
Дети: Ромашка!
Воспитатель: Ромашку заваривают как чай и пьют при болях и спазмах в кишечнике. Настоем ромашки полощут горло при ангине. Полезно полоскать волосы и умываться отваром из ромашки.
А вот это растение с красивыми, ажурными листьями и желтыми цветами называют - чистотел. У него есть и другое название «бородавочник». Назвали его так, потому что соком из его стеблей выводят бородавки. Листья, стебли и цветы чистотела используют для лечения кожных заболеваний.
Вот видите, сколько нового мы узнали про обычные растения, которые растут рядом с нами. Надо только знать, любить природу, бережно к ней относиться, и тогда лес откроет нам свои любимые кладовые.
. Могучий и прекрасный
Шумел и зеленел волшебный лес,
Не лес, а целый мир разнообразный,
Исполненный видений и чудес.
(Ф. Тютчев) .
Динамическая пауза.
(Дети выполняют движения по тексту)
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Это к нам птицы летят,
Как они сядут — покажем:
Крылья сложили назад.
Предлагаю посмотреть презентацию «Лесная аптека»
Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить больных зверей будете вы.
- У нашего Мишки болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. ( Дети советуют: Полезен отвар из ромашки. Им можно полоскать горло.)
- А у нашей Лисички порезана лапка. ( Дети: Приложить лист подорожника.)
Вы обратили внимание, какая бледная наша Обезьянка? У неё нет сил. ( Дети: Ей поможет отвар шиповника.)
Воспитатель: Молодцы! Вылечили зверей. Понравилась вам в нашей лесной аптеки? Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей) .