Светлана Алимова
Урок технологии «Приготовление бутербродов» для 5 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Приготовление бутербродов»
Тип урока : Комбинированный: объяснение с практическим закреплением.
Цели урока :
Образовательная – изучить понятие «Бутерброд», виды бутербродов, способы нарезки хлеба, основные гастрономические продукты для приготовления бутербродов, технологию приготовления бутербродов, сроки хранения; научить ОРМ и ПТБ при кулинарных работах, способам украшения бутербродов.
Публикация «Урок технологии „Приготовление бутербродов“ для 5 класса» размещена в разделах
- Бутерброды
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Воспитательная – способствовать формированию технологической культуры, дисциплинированности, культуры поведения и труда.
Развивающая – способствовать развитию наглядно-образного мышления, развитию моторных навыков – точности движения, умений учебного труда – запоминанию, планированию, осуществлению самоконтроля.
Профориентационная – продолжить знакомство учащихся с профессией повара.
Методическое оснащение урока :
1. Материально-техническая база :
Кабинет трудового обучения; кабинет информатики.
Инструменты и приспособления: ножи, разделочные доски, тарелки.
2. Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь; презентация «Бутерброды».
- книги: «Бутерброды»; Технология – 5 класс,
- карточки задания.
Методы обучения: Словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, наглядных пособий, Практические (упражнения по закреплению полученных знаний).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: мультимедиа презентация, работа с дополнительной литературой, практическая работа.
Методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы.
План урока :
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление материала.
5. Практическая работа.
6. Подведение итога.
7. Домашнее задание
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы, цели и задачи урока.
II. Актуализация знаний.
Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так человек
Изобрел Бутерброд
III. Изучение нового материала
IV.
Тема урока : Бутерброды
Цель сегодняшнего урока :
Систематизировать знания о видах бутербродов. Определение качества готовых бутербродов. Познакомить с историей возникновения бутербродов
1. Немного истории
Бутерброд был изобретен в 1553 году.
Изобретателем его является не кто-нибудь, а Николай Коперник. Как не странно изобретен он был в медицинских целях.
Во время эпидемии неизвестной болезни Коперник заметил, что болели лишь те, кто ел хлеб. Коперник выяснил, что во время осады, оборонявшиеся часто роняли свой кусок хлеба на пол, поднимали его, отряхивали мусор и … съедали.
На поверхности хлеба грязи не было видно, и Копернику пришла мысль, что хлеб надо смазать маслом, на нем легче определить загрязненность. Если загрязнение было видно, его счищали вместе с маслом. Болезнь через некоторое время отступила, а человечество получило бутерброд.
2. Познавательные сведения
• Бутерброд (нем.) – хлеб с маслом
• Основа бутерброда – хлеб
• Дополнение к основе – сочетаемые по вкусу продукты, бутербродные смеси и масла
• Бутерброды используют как самостоятельное блюдо или в качестве закуски
3. Бутерброды
Бутерброды относятся к холодным блюдам. Их можно подать к завтраку,
полднику, ужину – к чаю, кофе и т. д.
Незаменимы они в походе, на пикнике, на экскурсии.
Бутерброды готовят на пшеничном и ржаном хлебе с различными продуктами
На ржаном хлебе готовят бутерброды с жирными продуктами и с продуктами, имеющими резко выраженный запах и вкус, например, с сельдью
Хлеб нарезают ломтиками толщиной 1-1,5 см и массой 30-40 г и на него укладывают различные продукты так, чтобы они закрывали весь ломтик хлеба
4. Хлеб всему голова
Хлеб занимает основное место в питании человека. Основным продуктом для приготовления бутербродов служит ржаной и пшеничный хлеб.
Для приготовления бутербродов с острыми или жирными продуктами
лучше использовать ржаной хлеб.
Бутерброды с колбасой, сыром, молочными и сладкими продуктами обычно готовят на пшеничном хлебе.
5. Форма бутербродов
Бутерброды могут быть разнообразной формы: круглой, квадратной, в виде ромбиков, цветочков и так далее, для этого можно использовать формочки для печенья.
Из остатков хлеба можно приготовить вкусные сухарики, не печёные кондитерские изделия.
По виду продукта:
Рыбные
Мясные
Сладкие
Гастрономические (например, с яйцом, сыром).
6. Инструменты и приспособления
Острый нож и /или пилка для нарезки хлеба;
Доска для нарезки хлеба;
Острый нож и доска для резки ветчины, мяса, колбасы, сыра;
Фруктовый нож и доска для нарезки фруктов;
Нож с округлым концом для намазывания масла, паст и паштетов.
7. Классификация бутербродов
8. Открытые бутерброды :
Простые открытые бутерброды готовят с одним кусочком хлеба
и одним продуктом.
сложные открытые бутерброды готовят с одним кусочком хлеба и несколькими продуктами.
Открытые бутерброды смазывают тонким слоем масла и укладывают на него продукты.
Бутерброд можно украсить зеленью петрушки, кружочком сваренного вкрутую яйца, ломтиками огурца, помидора, лимона или апельсина
9. Закрытые бутерброды
Закрытые бутерброды приготавливают с двумя и более ломтиками хлеба между которыми находится продукт. Такие бутерброды готовят только с твердыми продуктами.
Закрытые бутерброды готовят на мелкоштучных булочках (массой до 40 г) или помещают продукт между двумя кусками хлеба толщиной 0,5 см
10. Сообщение ученика Сандвич
Сандвич (закрытый бутерброд) назван так в честь англичанина сэра Сэндвича. Любитель карточных игр, он не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поужинать, и приносил ужин с собой: два ломтя хлеба, намазанные маслом и соединенные между собой.
11. Физкультминутка
Чтобы утро сделать добрым, ты начни его с зарядки:
Нужно чуточку побегать, после выпить кофе сладкий,
Душ принять, постель заправить, пресс качать,
Шнурки поправить, на лицо надеть улыбку,
Грудь поднять, втянуть живот
И с собою взять в дорогу преогромный БУТЕРБРОД!
12. Закусочные бутерброды
Закусочные бутерброды (канапе) готовят на кусках обжаренного хлеба толщиной 0,5 см и шириной 5-6 см.
Форма куска хлеба может быть разной – прямоугольной, квадратной, треугольной или фигурной.
Украшают сливочным маслом или майонезом, выпущенным из кондитерского мешка.
13. Закусочные бутерброды (канапе)
Закусочные бутерброды (канапе) готовят на кусках обжаренного хлеба толщиной 0,5 см и шириной 5-6 см.
Форма куска хлеба может быть разной – прямоугольной, квадратной, треугольной или фигурной.
Украшают сливочным маслом или майонезом, выпущенным из кондитерского мешка. КАНАПЕ ПОДАЮТ на коктейль – вечере к столу «а ля фуршет»,
как закуску перед обедом.
14. Горячие бутерброды
При приготовлении горячих бутербродов хлеб обжаривают или вместо хлеба можно использовать несладкое песочное тесто. Горячие бутерброды можно приготовить в микроволновой печи или выпекать в духовке.
15. Правила безопасной работы с режущими приборами
Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать хорошо наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа.
Передавать ножи и вилки друг другу только ручками веред.
16. Внимание
Все виды бутербродов готовят непосредственно перед подачей к столу.
Готовые бутерброды хранят не более 30-40 минут.
Все продукты и полуфабрикаты должны быть абсолютно свежими.
Обработка сырых и вареных продуктов должна проводиться отдельно.
17. Интеллект-карта
Укажите стрелками, какие части овощей употребляются в пищу для приготовления бутербродов?
18. Требования к качеству
• Бутерброды готовят непосредственно перед подачей,
• Хлеб не должен быть слишком толстым или слишком тонким,
• Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом,
• Хранить бутерброды в холодильнике не более 3 часов.
19. Как подают бутерброды
Бутерброды подают на тарелке, располагая их в один ряд. Маленькие канапе протыкают вилочками-шпажками, с помощью которых берут бутерброд.
20. КАЛЕЙДОСКОП ИДЕЙ
IV. Закрепление материала.
1. Какие бутерброды изображены на рисунке? Напиши их названия под рисунками.
2. Какой бутерброд ты хотел бы приготовить?
3. Напиши рецепт бутерброда который ты хотел бы приготовить.
V. Практическая работа.
Приготовление открытых бутербродов с сырной смесью
Вводный инструктаж: объяснение хода работы (на доске, с записью в тетрадь.
- Т. Б. при работе с ножом,
- Сделать украшения из яйца (ромашка, огурца (веер, колокольчик, помидора (розочка).
- Хлеб нарезать толщиной 1 см.
- Приготовить сырную смесь :
-
- Хлеб намазать сырной смесью
- Оформить бутерброд украшениями и зеленью
- Подача (на плоских тарелках на салфетках)
Практическая работа:
- показ отдельных приемов работы
- текущий инструктаж по Т. Б. и санитарии.
Заключительный инструктаж:
- бракераж
- уборка рабочих мест, дежурство
VI. Подведение итога.
VII.Домашнее задание.
Сочинить стихотворение или сказку о бутерброде.
Например:
Как у наших ворот, за горою,
Жил да был бутерброд с колбасою.
Захотелось ему прогуляться,
На траве – мураве поваляться.
И вышел бутерброд из ворот,
И попал бутерброд прямо… в рот.
декабрь учитель: Алимова С. В.
Самоанализ урока в 5 классе
«Приготовление бутербродов»
1. Общая структура урока.
Урок технологии в разделе Кулинария, урок Приготовление Бутербродов. Урок соответствует целям и задачам урока выбранной теме. Тип урока : Комбинированный: объяснение с практическим закреплением. Структура урока разбита по этапам.
2. Реализованы дидактической цели урока и образовательные задачи.
Образовательная – изучить понятие «Бутерброд», виды бутербродов, способы нарезки хлеба, основные гастрономические продукты для приготовления бутербродов, технологию приготовления бутербродов, сроки хранения; научить ОРМ и ПТБ при кулинарных работах, способам украшения бутербродов.
Воспитательная – способствовать формированию технологической культуры, дисциплинированности, культуры поведения и труда.
Развивающая – способствовать развитию наглядно-образного мышления, развитию моторных навыков – точности движения, умений учебного труда – запоминанию, планированию, осуществлению самоконтроля.
Профориентационная – продолжить знакомство учащихся с профессией повара.
Реализованы цели и задачи урока через его содержание, изучения теоретического учебного материала и соответствующая этому практическая работа учащихся. Дифференцированный подход к обучению Изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, контроль и оценка работы учащихся на уроке.
3. Осуществляла развития учащихся в процессе обучения.
Соотношение репродуктивной и творческой деятельности на уроке. Использование межпредметных связей. Урок прошел на общеразвивающем уровне подачи учебного материала, расширила политехнического кругозора учащихся.
4. Воспитание в процессе урока.
Воспитательные возможности прослеживались по содержанию обучения на уроке. Связь обучения с реальной жизнью. Реализовывалась воспитательные задачи на уроке. Гуманность. Воспитание свойств личности учащихся. Личный пример учителя. Воспитательные возможности труда, оценки и т. д.
5. Соблюдались основные принципы дидактических и методических принципов обучения в образовательной области «Технология».
6. Выбор методов обучения.
Правильность и оптимальность выбранных методов обучения. Учитывались требований к организации выбранных методов обучения. Методы практического обучения. Методы самостоятельной работы. Методы контроля.
7. Работа учителя на уроке.
Организационная деятельность учителя на уроке. Использовалась интерактивная доска, с мульимидийным оборудованием. Учитель использовал методы проверки ключевых компетенций учащихся: устный опрос, выполнение и анализ практической работы, прекрасно контактирует с классом
8. Работа учащихся на уроке.
Учащиеся к уроку готовы. Дети активны и заинтересованы на всех этапах урока. Соблюдалась дисциплина, техника безопасности.
9. Санитарно-гигиенические условия урока.
Соблюдение техники безопасности на уроке, организация учителем безопасной работы.
Технология приготовления бутербродов
Открытые бутерброды с колбасой
• Готовят на пшеничном и ржаном хлебе,
• хлеб нарезать толщиной 10-15 мм, намазать ломтики маслом,
• колбасу очистить от оболочки, нарезать кружочками, поместить на намазанные маслом ломтики хлеба,
• украсить бутерброды огурчиками, зеленью,
• готовые бутерброды выложить на блюдо,
• для простых бутербродов используют 1-2 вида продуктов: колбаса, ветчина,
• для сложных – несколько видов продуктов.
Закрытые бутерброды
• Готовят на пшеничном и ржаном хлебе,
• хлеб нарезают толщиной 10 мм,
• можно приготовить из двух половинок булочки,
• на хлеб выкладывают подготовленные гастрономические продукты и накрывают вторым ломтиком хлеба,
• бывают однослойные, двухслойные, многослойные,
• используют в дорогу, в школу, в поход.
Закусочные бутерброды
• Готовят на фигурных ломтиках хлеба,
• хлеб заветривают или обжаривают,
• толщина хлеба 5-8 мм,
• на хлеб выкладывают продукты в несколько слоёв,
• продукты закрепляют специальными вилочками.
САМОАНАЛИЗ ТЕМЫ УРОКА
Тема урока «Приготовление бутербродов» может урок по разделу «Кулинарные работы» в 5 классе.
Выбор темы обусловлен содержанием программы по предмету, а также возможностью привить учащимся интерес к технологии через ИКТ показать взаимосвязь технологии с другими предметами и различными сторонами нашей жизни. Содержание урока позволяет обобщить знания учащихся по теме с опорой на их социальный опыт.
На подготовительном этапе дети знакомятся с видами и правилами приготовления бутербродов, требованиями к их качеству. Также учащиеся получают практические сведения по теме «Бутерброды» "Приготовление горячего напитка чая".
На этом уроке ребята не только вспоминают виды бутербродов, правила заваривания чая и сервировки стола, но и пополняют свои знания о Великой Отечественной войне, истории появления самоваров и чая на Руси, что будет способствовать привитию любви к труду и Родине, русской культуре, пробуждая любовь учащихся к традициям устного народного творчества. Этот урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, уважительного отношения к людям труда, а также формированию познавательного интереса к учению и активность. В процессе занятия развивается умение сравнения и анализа, совершенствуются умения девочек по сервировке стола к приёму гостей, культура труда при выполнении работы.
Дегустация, как метод обучения, воспитывает гостеприимство, способствует возрождению народных традиций.