Елена Васильева
Конспект урока русского языка в 5 класса «Типы речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Класс 5
Тема раздела Рассказываем. Описываем…Рассуждаем…
Тема урока Типы текстов.
Форма учебной работы Фронтальная, парная, групповая.
Методы Репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Цель урока Формировать представление учащихся о разных типах текста (по их значению, речевой задаче) через наблюдение над их особенностями.
Задачи урока
Публикация «Конспект урока русского языка в 5 класса „Типы речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
образовательные Учить распознавать типы текстов, ставить к ним вопросы.
развивающие Развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление, творческие способности.
воспитательные Учить договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе; прививать аккуратность и трудолюбие.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя
(осуществляемые действия) Деятельность обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые УУД Применяемые технологии
1. Мотивация к учебной деятельности. Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок!
Я тетрадочку открою
и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
И за дело я примусь. Проверяют свою готовность к уроку. Занимают правильную посадку за столом.
Повторяют за учителем, настраиваются на урок. К. : умение слушать и работать в соответствии с целевой установкой; взаимодействие с учителем и друг другом
2. Актуализация опорных знаний а) Запишите число, классная работа (с предварительным проговариванием).
б) Минутка чистописания:
Определите, какой одинаковый звук есть в словах ученик, мяч, чтение, вчера, задача, туча, ручка? Какой буквой обозначается? Запишем заглавную и строчную буквы в соединении с дополнительным элементом письма.
в) Работа со словарём. Игра «Фотографы».
Альбом, фломастер, комната, огурец, помидор.
г)Работа с предложением.
На интерактивной доске появляется запись:
Наступила золотая. Оделись в красивые наряды. Разноцветные ___ кружатся в воздухе и падают на землю.
Прочитайте. Понятен ли смысл прочитанного? Какого члена предложения там не хватает?
Добавьте подходящие по смыслу подлежащие. Запишите предложения. Подчеркните главные члены. Укажите, какими частями речи они выражены.
(Карточки со словами прикрепить на место пропусков слов).
Какие предложения получились по цели высказывания? По интонации? Оформляют работу.
Выполняют письмо заданной буквы в тетрадях по образцу, данному на карточке.
По памяти пишут в тетради слова. По окончании работы – взаимопроверка (читают слова, подчеркивают места с предполагаемой ошибкой, указывают на нее соседу, поясняют).
Читают, отвечают на вопросы, делают вывод о том, что не хватает подлежащего. Самостоятельно записывают предложения в тетради и подчеркивают главные члены, указывая над ними части речи.
По окончании – проверка по цепочке.
Дети приходят к выводу, что все предложения повествовательные, невосклицательные. П. : повторение знаний о предложении и тексте, подготовка к определению темы урока; использование простейших схем для решения конкретных языковых задач.
К. : умение слушать и работать в соответствии с целевой установкой; умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Р. : научатся выполнять учебные действия по правилам.
ИКТ
3. Сообщение темы урока (создание проблемной ситуации)
4. Физкультминутка Как думаете, можем ли мы назвать записанные нами предложения текстом? Докажите свою точку зрения.
Какова тема текста? Можем ли мы определить тип текста?
Как думаете, чему будет посвящен наш урок дальше?
Обобщаю ответы и открываю тему урока : «Типы текстов».
Сегодня продолжим работу с текстом, научимся различать разные типы текстов по их речевой задаче.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На поляне два барана
Дружно били в барабаны.
Прилетели утки, заиграли в дудки.
Зайцы взялись за бока
И сплясали «топака» :
Пятка, носок – раз, два, три….
Пятка, носок – раз, два, три….
Можно ли слова нашей физминутки назвать текстом? Почему? Высказывают свои точки зрения и приходят к мнению, что записан текст (несколько предложений объединены одной темой и связаны по смыслу).
Предполагают, высказывают мнения, что будем работать с текстом.
Поговаривают вслух текст и выполняют соответствующие движения.
Дети пробуют ответить на вопрос и доказать свою точку зрения. Р. : постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно.
П. : получат возможность узнать о том, что тексты бывают разными по речевой задаче.
К. : учатся договариваться и приходить к общему решению.
5. Открытие «нового» знания. Предлагаю поработать в парах. Перед вами три текста и задания к ним. Обсудите с товарищем ответы на вопросы и подготовьте ответы на них.
1)На высоком дереве пристроился дятел. Какой он красивый! Головка и спинка тёмные, на небольших крыльях беленькие пятнышки и полоски. Он весь пёстрый! На голове у него красная шапочка. У дятла сильный острый клюв, которым достаёт из-под коры вредных насекомых. У него сильные цепкие лапы. При лазании дятел упирается жёстким хвостом в кору дерева.
2) Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.
И - горе какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.
3) Дятел — это лесной лекарь, потому что он лечит деревья. Большую часть времени дятел проводит в поисках пищи. Питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине. Дятел клювом быстро определяет по звуку дерева, где находятся насекомые, и извлекает их оттуда. Дятел не успокоится, пока не выберет всех вредителей. Стучит дятел, значит, будут уничтожены насекомые - и лес будет жить.
Вот почему называют дятла лесным лекарем.
Проверка.
Что общего у этих текстов? (На доску прикрепить фото дятла).
Прочитайте еще раз первый текст.
Какова главная мысль этого текста?
Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? Какие части речи часто встречаются в этом тексте?
На доске фиксируется вопрос на схеме.
Прочитайте еще раз второй текст.
Какова главная мысль этого текста?
Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?
На доске фиксируется вопрос на схеме.
Прочитайте еще раз третий текст.
Какова главная мысль этого текста?
Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?
На доске фиксируется вопрос на схеме.
Мы видим, что эти тексты объединены одной темой, но отвечают эти тексты на разные вопросы. Поэтому и называются эти виды текстов по-разному.
Откройте учебники, с. 78. Прочитайте правило и узнайте, как называются типы текстов.
Затем укажем это на схеме:
-описание - какой?
Текст -повествование - что случилось?
- рассуждение - почему?
Пользуясь схемой, составьте алгоритм по определению типа текста: (по готовым карточкам).
Гимнастика для глаз (пчёлка).
Работа в парах.
Дети получили листки с заданием.
На них – три текста и задания к ним.
Выполняют задания:
1. Прочитайте тексты.
2. Что общего в этих текстах?
3. Чем они отличаются?
Читают тексты. Определяют, что все они на одну тему : дятел.
Рассказывается о нём по–разному.
1. Какова главная мысль этого текста?
Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту? Какие части речи часто встречаются в этом тексте?
2. Какова главная мысль этого текста?
Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?
3. Какова главная мысль этого текста?
Какой вопрос мы можем поставить к этому тексту?
Работают дети первого ряда.
Определяют главную мысль – внешность дятла, его описание.
Можно задать вопрос какой? Там много имен прилагательных.
(Один из учеников работает у доски, остальные – на карточках - помощницах).
Работают дети второго ряда.
Определяют главную мысль – в мастерской по шелушению шишек.
Можно задать вопрос что случилось?
(Один из учеников работает у доски, остальные – на карточках - помощницах).
Работают дети третьего ряда.
Определяют главную мысль – дятел лесной доктор и объясняется, почему.
Можно задать вопрос почему?
(Один из учеников работает у доски, остальные – на карточках - помощницах).
Работают по учебнику, читают правило. На схеме прикрепляют карточки с названием типов текстов.
Составляют алгоритм:
1. Прочитать текст.
2. Определить, какой вопрос можно задать к тексту.
3. По вопросу и содержанию определить тип текста.
Выполняют упражнения для глаз. П. : наблюдение над разными речевыми задачами текстов; использование простейших схем для решения конкретных языковых задач.
К. : умение слушать и работать в соответствии с целевой установкой; умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Р. : научатся выполнять учебные действия по плану.
ИКТ
6. Первичное закрепление. 1)с. 78-79, упр. 123
1 – повествование
3 – рассуждение
2)Упр. 124. Прочитайте. Определите тип текста. Докажите. Спишите, подчеркните имена прилагательные волнистой линией.
Предлагаю выполнить задание в тетради.
По окончании работы предъявляю готовый эталон для самопроверки.
Выполняют коллективно.
Аргументируют ответ на вопрос.
Читают задание. Определяют тип текста. Доказывают, что это текст – описание, в нем много прилагательных. К нему можно задать вопрос какой?
Списывают текст. Подчеркивают имена прилагательные волнистой линией.
По окончании – проверка по готовому образцу на доске. П. : определяют различные типы текстов;
Р. : учатся применять полученные знания на практике; получат возможность научиться осуществлять самопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном.
К. : взаимодействие с учителем и друг другом.
7. Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня про текст?
Свободные высказывания детей.
К. : учатся договариваться и приходить к общему решению, работая с классом;
П. : научатся осуществлять синтез как составление целого из частей (работа по схеме).
Р. : выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить.
8. Рефлексия. У вас на парте лежит лучик солнца и капелька дождя.
Определите свое настроение по окончании урока : выберите солнечный лучик или капельку и прикрепите на доску в соответствующее место – так мы увидим, с каким настроением вы уходите с урока. Какую погоду ждать нам на следующем уроке?
Дети выражают свое отношение к полученным знаниям и сигнализируют о своем настроении. Р. : появление способности к волевому усилию, к преодолению препятствий.
К. : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои чувства.
9. Д. з. с. 78, выучить правило, упр. 125. Записывают задание.