Светлана Кутыркина
Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание частицы «не» с глаголами»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка в 3 классе.
Образовательная система: Школа России
Продолжительность урока : 40 минут.
Тема: «Правописание частицы не с глаголами».
Тип урока : урок «открытия» знаний
Цель: формирование навыков правописания частицы не с глаголами
Задачи урока :
Обучающие:
• знакомить учащихся с ролью частицы не в речи;
Публикация «Урок русского языка в 3 классе по теме „Правописание частицы „не“ с глаголами“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• способствовать обогащению словарного запаса детей;
• формировать орфографическую зоркость;
• познакомить со словами-исключениями;
Развивающие:
• развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации;
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к изучению предмета, активность учащихся, настойчивость в достижении цели;
• воспитывать интерес к занятиям русским языком.
Планируемые результаты:
Предметные: научится правильно писать частицу не с глаголом; расширять словарный запас учащихся; учиться самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения;
Личностные: формирование учебно-познавательной мотивации учения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные: определять и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя, искать средства для её осуществления;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; взаимодействовать в группе при решении учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; высказывать своё мнение и обосновывать его, приводя аргументы;
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного.
Технологии: ИКТ, технология здоровьесбережения (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).
Методы: проблемные, частично-поисковые, словесные.
Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник Русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите на сердечко. (На доске изображение солнышка).
- Скажите, у кого из вас такое же настроение?
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что в конце урока у вас будет тоже хорошее настроение.
-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
II. Актуализация знаний.
Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придё т:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в садах растёт.
– О какой части речи говорится в этом стихотворении? (О глаголе)
– Докажите. (Глаголы обозначают действие предметов или их состояние).
– Найдите глаголы в стихотворении.
– Проверим.
III. Самоопределение к деятельности.
1.– Сегодня мы продолжим путешествие по волшебной стране «Части речи». И нас, конечно, интересует её правитель – его величество ГЛАГОЛ.
– Расскажите всё, что вы знаете о нём?
– Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе?
– Есть что-то, чего мы ещё не знаем?
2. Сообщение темы урока.
Завести велели мне
Новые привычки.
Никогда девчонок не
Дергать за косички!
Никогда с братишкой не
Драться за обедом!
На уроках больше не
Говорить с соседом!
Я согласен даже не
Рисовать на карте!
Я согласен даже не
Танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упреков,
Если даже я и не
Выучу уроков!
-Что необычного в этом стихотворении?
– Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема урока : «Правописание частицы не с глаголами».
- Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке? (Мы должны выяснить, как пишется частица не с глаголами - слитно или раздельно).
IV.Изучение нового материала.
Сказочное обоснование.
Слайд 1.
«Гордую и упрямую частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь.
Слайд 2.
Он говорил: «Люблю». А она ему: «Не люблю!»
Слайд 3.
Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю!»
Слайд 4.
Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах.
Слайд 5.
Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь…»
Слайд 6.
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам.
Слайд 7.
Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» …
Слайд 8.
И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола.
Так Глагол доказал, что в некоторых случаях, не только он, но и сама частица жить друг без друга не могут».
Слайд 9.
– Что интересного узнали? (Некоторые слова пишутся с частицей «не» слитно).
– А вы догадались, почему в словах негодую и ненавижу, частица не пишется слитно?
– Да, вы правы. Эти слова не употребляются без не, нет таких слов «годую», «навижу».
Правило в стихах :
Не выучил, не знаешь - не делай, не спеши.
С глаголами отдельно частицу не пиши.
-Давайте выучим это правило. (Дети проговаривают правило вслух).
Глаголы исключения : ненавижу, негодую.
Анализ правила. Научное обоснование.
– Давайте подтвердим наши открытия. На странице 124 прочитайте правило про себя.
– Это орфограмма – пробел, поэтому подчёркиваем не частицу не, а пробел между не и глаголом.
– Подчеркните орфограмму-пробел в написанных словах.
IV. Физкультминутка
V. Первичное закрепление.
-А сейчас давайте проверим, как вы усвоили новую тему.
Работать будете в парах. Один работает у доски (задания на диске)
«Раскрой скобки!»
(Не) бегал, (не)прыгал,
(Не) пел, (не) грустил,
(Не) спорил, (не)дрался,
и стекла (не) бил,
(не)ползал, под партой,
бумаг (не) бросал-
И вместе с глаголами не (не) писал
(Не)ругайтесь,
(не)деритесь,
(не)стоните,
(не)дразнитесь,
(не)кричите,
(не)спешите,
вместе не (не) напишите!
- Упр. 224.
- Игра «Выбери». (устно)
-На экране стихотворение Шибаева «Весёлые рифмы». Найдите глаголы с частицей не и назовите их.
Слезь со стула!
Не хочу!
Упадёшь!
Не упаду!
Отойди!
Не отойду!
Приедешь?
Нет, не приеду!
Придёшь?
Нет, не приду!
Услышишь?
Не услышу!
Найдёшь?
Нет, не найду!
Слезаешь?
Не слезаю!
Решаешь?
Не решу!
Мечтаешь?
Не мечтаю!
Молчишь?
Нет, не молчу!
Конфетку, может, хочешь?
Нет! Да, хочу, хочу, хочу!
VI. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали?
– Какие задания понравились больше всего?
– Кто легко справился со всеми заданиями?
– Какое задание показалось самым сложным? Почему?
– Над чем ещё надо поработать дома?
– Кто помнит правило в стихах?
Не выучил, не знаешь- не делай, не спеши.
С глаголами отдельно частицу не пиши.
- А какие есть слова исключения (Ненавижу, негодую)
- Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?
VII. Домашнее задание.
Упр. 225 – правило.
Спасибо за урок! Молодцы!