Арсентьева Татьяна Алексеевна
Урок русского языка во 2 классе «Как определить гласные звуки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Как определить гласные звуки?»
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверяем готовность к уроку
Публикация «Урок русского языка во 2 классе „Как определить гласные звуки?“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка (повторение предыдущей темы)
- Запишите вместо пропуска имена детей, друзей, одноклассников.
Вяжет. слоненку носочки,
. ему вышивает платочки,
. плетет для слоненка корзинку,
. рисует слоненку картинку.
- Ребята, как вы записали имена? (С большой буквы.)
- Давайте теперь найдем и подчеркнем основу в каждом предложении. Скажите, имена каким членом предложения являются? (Подлежащим.)
- Назовите слова, написание которых вы запомнили? (Платочки, корзинку, картинку.)
- А теперь назовите слова, которые мы можем проверить безударными гласными? (Дети называют слова.)
- Давайте подберем однокоренные слова к слову слоненок. (Слон, слоник, слоновый, слониха.) Найдите главные члены предложения и подчеркните. Как будем подчеркивать? (Подлежащее – одной чертой, сказуемое - двумя).
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Скажите, о чем эти строки? (О гласных звуках)
- Повторите признаки гласных звуков, которые назвал автор? (Гласные могут тянуться, кричать, петь.)
- Какой признак гласных звуков вы можете добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.)
IV. Работа по теме урока
- Открываем наш учебник на с. 89. Давайте прочтем тему сегодняшнего урока «Как определить гласные звуки?».
- Самостоятельно прочтите правило. Добавьте, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит из голоса и образует слог.)
Упр. 134 (с. 89).
- Прочитайте и ответьте, почему гласный звук можно назвать голосовым. (Образовано от слова глас - голос.)
- Кто может назвать все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)
- Давайте проверим любой из этих звуков : точно ли он имеет перечисленные признаки? (Дети называют звук, доказывая, что он гласный.)
Упр. 135 (с. 89).
- Скажите, сколько гласных звуков в русском языке вы знаете? (6)
- Давайте запишем в рабочей тетради эти гласные звуки.
- А теперь ответьте, сколько в русском языке гласных букв? (10)
- Запишем и их тоже в тетрадь. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)
Упр. 136 (с. 90).
- Посмотрите и скажите, что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)
- А что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)
- Кто может ответить, какими буквами могут обозначаться гласные звуки на письме? ([А] - А, О, Я; [Э] - Е, Э; [О] - О, Ё; [Ы] - Ы, И; [У] - У, Ю; [И] - И, Е, Я.)
V. Физкультминутка
Дети встали, закрыли глаза.
К нам в окошко на урок
Залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул,
Занавеску шевельнул.
Разыгрался - в тот же час
Стал сильнее дуть на нас!
(Медленный слабый выдох, затем с силой)
Игра “Гласные звуки”
Дети повторяют движения и текст вслед за учителем.
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть, прочесть:
А – на астре расцветает,
И – на иволге летает,
О – на ослике сидит,
У – на улицу глядит,
Э – на эхо отозвался,
Ы – во внутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил
И добавки попросил!
VI. Закрепление изученного материала
Упр. 137 (с. 90).
- В нашем упражнении есть рисунок, давайте рассмотрим его и скажем: о каких буквах мы будем говорить? (Е, Ю, Ё, Я.)
- Ребята, назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.
- А теперь запишем эти слова.
(На мультимедийной доске появляются слова, а учащиеся объясняют орфограммы: юБка - проверяем - (нет) юбок; еЖИк– ЖИ-ШИ пиши с И; яблОко – это словарное слово; Енот - словарное слово)
- Кто мне ответит, что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ИА.)
- Значит, гласные буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова.
Упр. 138 (с. 91).
- Давайте прочитаем пословицы.
- Объясните, когда так говорят? (Дети отвечают.)
- Что обозначают выделенные буквы в словах? (Теплое – мягкость согласного звука и звук О; ехал – слог ЙЭ; прямо – мягкость согласного звука и звук А; яму – слог ЙА; люди – мягкость согласного звука и звук У; пахать – звук А; он – звук О, руками – звук А; махать – звук А.)
- Выберете любую пословицы и спишите ее, поставьте ударение.
- А теперь мы самостоятельно прочтем информацию на «Страничке для любознательных».
- Скажите, что нового и интересного мы узнали о букве Э? (Дети отвечают.)
VII. Рефлексия
(Учитель раздает учащимся заранее подготовленные карточки с текстом)
- Ребята, перед вами текст, спишите его, подчеркните гласные буквы.
ТЕКСТ
В чем цыплята виноваты, Что скорлупки маловаты? Да ни в чем. За эти дни
Просто выросли они!
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске.)
VIII. Подведение итогов урока
- Назовите признаки гласных звуков, которые мы вспоминали сегодня?
- Так сколько в русском языке гласных звуков?
- А гласных букв сколько в русском языке?
- Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)
Домашнее задание: Выполнить упр. 139 (с. 91)